Фридрих Ницше (1844-1900)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:10, доклад

Описание

Немецкий философ и литератор, социальный мыслитель, представитель иррационализма (направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.) и волюнтаризма (направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия) Родился в г. Реккен в Тюрингии, входившей в состав Пруссии.

Работа состоит из  1 файл

ППУ Ницше.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

Фридрих Ницше (1844-1900)

Немецкий философ  и литератор, социальный мыслитель, представитель иррационализма (направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.) и волюнтаризма (направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия) Родился в г. Реккен в Тюрингии, входившей в состав Пруссии. Окончил аристократическую гимназию. Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869-1879 гг.-профессор классической философии Базельского университета ( Швейцария).

     Среди его последних работ - "Так говорил  Заратустра", "По ту сторону добра и зла". Напряженные и полные отчаяния, эти книги отражают противоречия, разрывавшие душу больного философа. В 1900 году, на рубеже веков, он скончался в итальянской лечебнице для душевнобольных в Турине.

     "Так  говорил Заратустра", в книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек — промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».      Подобно Библии, книга Ницше балансирует на грани между философией, прозой и поэзией. Важно, что трактат Ницше и Библия — две книги, которые немецкие солдаты Первой мировой войны чаще всего носили в своих вещмешках. Ницшеанская идеология была особенно востребована Третьим рейхом. В 1934 году сестра Ницше добилась того, что Гитлер трижды посетил созданный ею музей-архив Ницше, сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше и объявил музей-архив центром национал-социалистической идеологии.

     "По  ту сторону добра  и зла". Он разоблачает недостатки тех, кого обычно называют «философами» и выявляет качества «новых философов»: воображение, настойчивость, оригинальность и «создание ценностей». Затем он оспаривает некоторые из основных предпосылок старой философской традиции наподобие «самосознания», «знания», «истины» и «свободы воли», объясняя их изобретением морального сознания. Вместо них он предлагает в качестве объяснения любого поведения тягу к власти. Он производит переоценку гуманистических убеждений, показывая, что даже жажда власти, присвоение и причинение боли слабому не являются абсолютно предосудительными.

       Социально-политические взгляды  Ницше определились основными мировоззренческими постулатами его философии: нигилизмом, необходимостью переоценки всех его ценностей. Главным побудительным мотивом, движущей силой всего живого, в том числе и человека и человеческого общества, он считал «волю к власти». Ход истории, по Ницше, зависит от «сверхчеловека», сильных личностей, стремящихся к власти. Знаменитое "толкни слабого" звучит почти как инструкция для вышибал. Но о каком "слабом" здесь идет речь? В работе "По ту сторону добра и зла" Ницше писал: "В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть... глина, грязь, бессмыслица, хаос; но есть и творец, ваятель... - понимаете ли вы это противоречие?" Ницшеанский сверхчеловек, таким образом, - тот, кто в процессе внутренней борьбы сумел истребить в себе тварное начало и развить творческое. Ницше, по сути дела, категорически отрицал агрессию. Человек, по его утверждению, может нападать лишь на самого себя. Философ с презрением относился к народным массам, называя их «рабами», «стадом», предназначенного для вечного послушания воле «господ»; народ призван служить фоном для возвышения отдельных личностей. Ницше подверг резкой критике демократическую идеологию, закрепляющую, на его взгляд, «стадные инстинкты». Отрицательно относился к религии, христианским заповедям и этическим нормам (Антихристианин. Опыт критики христианства, 1888). Работа Ницше «Человеческое слишком человеческое. Книга для свободных умов»(1878) во многих отношениях носит программный характер: именно здесь он приступает к развернутой критике основ западноевропейской культуры.

     «Человеческое слишком человеческое».

     Война. Против войны можно сказать: она делает победителя глупым, побежденного — злобным. В пользу же войны можно сказать: в обоих этих действиях она варваризует людей и тем делает их более естественными; для культуры она есть пора зимней спячки, человек выходит из нее более сильным для добра и зла.

     Воскресение духа. На одре политической болезни народ обыкновенно обновляет себя и вновь приобретает свой дух, который он постепенно утратил в искании и утверждении своего могущества. Культура обязана высшими своими плодами политически ослабленным эпохам.

     Руководящие умы и их орудия. Мы видим, что великие государственные люди и вообще все, кто нуждаются во многих людях для осуществления своих планов, поступают одним из двух способов: либо они весьма тонко и тщательно подбирают людей, подходящих к их планам, и тогда предоставляют им сравнительно большую свободу, потому что знают, что природа этих избранных влечет их именно туда, куда хотели бы их двинуть сами руководители; либо же они плохо выбирают или даже берут все, что попадается им под руку, но лепят из этой глины нечто пригодное для своих целей. Это есть более насильственный род вождей, который нуждается и в более покорных орудиях; их знание людей обыкновенно гораздо меньше, их презрение к людям гораздо больше, чем у первого рода вождей, но машина, которую они строят, обыкновенно работает лучше, чем машина из мастерской первых.

     Опасные типы среди революционеров. Людей, замышляющих общественный переворот, следует разделять на таких, которые хотят достигнуть этим чего-либо для себя самих, и на таких, которые имеют при этом в виду своих детей и внуков. Последние опаснее всего: ибо им присуща вера и спокойная совесть бескорыстных людей. Остальных можно удовлетворить: господствующее общество еще достаточно богато и разумно для этого. Опасность начинается, когда цели становятся безличными; революционеры из безличного интереса имеют право рассматривать всех защитников существующего порядка как людей, лично заинтересованных, и потому чувствовать себя выше последних.

     Ницше различает два основных типа государственности  — аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства. В качестве «самой величественной формы организации» характеризует Ницше Римскую империю. Высоко оценивает он и императорскую Россию.

     «Лишь при наличии антилиберальных, антидемократических инстинктов и императивов, аристократической воли к авторитету, к традиции, к ответственности на столетия вперед, к солидарности цепи поколений возможно существование подлинных государственных образований типа Римской империи или России — «единственной державы, которая ныне является прочной, которая может ждать, которая еще может нечто обещать, — России, противопонятию жалкому европейскому мелковладельчеству и нервозности, вступившим в критический период с основанием германской империи».

     Отвергая  различные концепции происхождения  и роли государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. «Как бы ни было сильно в отдельном человеке стремление к общению, — писал он, — только железные тиски государства могут сплотить друг с другом большие массы настолько, чтобы могло начаться то химическое разложение общества и образование его новой пирамидальной надстройки».

     Восхваляя аристократический кастовый строй  времен Законов Ману, Ницше стремился  к биологическому обоснованию  кастовых идеалов. В каждом «здоровом» обществе, полагал он, имеются три различных, но взаимотяготеющих физиологических типа со своей собственной «гигиеной» и сферой приложения:

1) гениальные люди  — немногие;

2) исполнители идей  гениев, их правая рука и лучшие ученики — стражи права, порядка и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона);

3) прочая масса посредственных  людей.

  Ницше — непримиримый противник идей народного суверенитета(Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве), реализация которых ведет, по его оценке, к потрясению основ и падению государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным».

Создание  собственного философского учения сделало  его знаменитым. Он считал, что будущее  Европы будут определять Россия и  Германия. Парадоксальность философских и политических взглядов Ницше предопределила неоднозначное отношение к нему различных социальных критиков.

 

 

 

Информация о работе Фридрих Ницше (1844-1900)