Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:26, реферат
Несмотря на срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент России. Например, в послании 2006 года Президент России В.В. Путин подчеркивает, что «в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления». Для организации местного самоуправления должны быть «единые правила, поскольку Россия - единая страна», отметил президент. Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионов и территорий».
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§1. Законодательные основы местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . 5
§2. Предметы ведения местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§3. Понятие функций местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
§4. Функции местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§1. Законодательные основы местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . 5
§2. Предметы ведения местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§3. Понятие функций местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
§4. Функции местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Введение
Самоуправлять - значит самим устанавливать, корректировать, изменять правила и нормы функционирования и развития общества и отдельных его структур: предприятий, организаций, поселений и д.р
Самоуправление
с внешней стороны
Самоуправление с внутренней стороны понимается как самоуправление, соучастие, взаимодействие в управлении, совместная деятельность по управлению. Участвуя в управлении, человек наиболее полно может проявить свою инициативу, творческую активность, политическую и гражданскую зрелость, социальную ответственность.
Действительным,
эффективным может быть
а) существование
потребности в самореализации. Самореализация
даже в отдельной, конкретной сфере
деятельности неизбежно приводит к
осознанию общих целей и задач,
взаимосвязи и
б) степень информированности личности о целях, программах, перспективах развития данного коллектива;
в) наличие конкретной установки на участие в управлении. Она может формироваться как самой личностью, так и целенаправленно обществом.
Не
принимая участия в управлении,
человек отчуждается от общих
целей и задач, обнаруживает, что
за него все решается и
Современное самоуправление в России находится на стадии становления. Этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет и довольно динамично продолжается сегодня.
Несмотря на срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент России. Например, в послании 2006 года Президент России В.В. Путин подчеркивает, что «в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления». Для организации местного самоуправления должны быть «единые правила, поскольку Россия - единая страна», отметил президент. Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионов и территорий».
Целью данной работы является раскрытие темы: «Функции местного самоуправления».
Поставленная цель потребовала решения следующих задач: проанализировать суть и понятие местного самоуправления; изучить принципы и функции самоуправления.
§1.Законодательные основы местного самоуправления.
В России
развитие местного самоуправления привело
к земской(1864г.) и городской (1870г.)
реформам, которые создали
Его возрождение началось с принятием в 1990г. союзного, в 1991г. российского законов о местном самоуправлении. Эти указы прекращали деятельность прежних местных Советов, а их функции временно возлагали на исполнительные органы в системе местного самоуправления. 28 августа 1995г Президентом был подписан ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, установил общие принципы организации местного самоуправления в РФ.
Однако со временем выявился ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления. В связи с этим с 2003г. начала проводиться реформа всей системы; новый ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. вступил в силу в основных положениях с 1 января 2006г.
Основные
положения нового закона направлены
на изменение принципов
Правовая
база местного самоуправления была существенно
укреплена с принятием в 1996г. федеральных
законов «Об обеспечении
Конституция РФ содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст.130-133). Однако ряд положений входит в число основ конституционного строя (ст.12), а кроме того, содержится в ст. 8, 9. 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 Основного закона.
§2. Предметы ведения местного самоуправления.
Пределы
самостоятельности органов
Смысл ст. 12 Конституции РФ не в том, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти и отделено от нее. Это означает лишь, что для муниципальной власти определено свое поле деятельности, свои полномочия и строго определенные функции в государстве. Все вышеперечисленное определено в ст. 6 Закона.
Согласно этой работе в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
К вопросам местного значения относятся:
1) принятие
и изменение уставов
2) владение,
пользование и распоряжение
3) местные
финансы, формирование, утверждение
и исполнение местного бюджета,
4) комплексное
социально-экономическое
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация,
содержание и развитие
7) организация,
содержание и развитие
8) охрана
общественного порядка,
9) регулирование
планировки и застройки
10) создание
условий для жилищного и
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация,
содержание и развитие
14) организация
снабжения населения и
15) муниципальное
дорожное строительство и
16) благоустройство
и озеленение территории
17) организация
утилизации и переработки
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация
и содержание муниципальных
20) организация
транспортного обслуживания
21) создание
условий для обеспечения
22) создание
условий для деятельности
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация
и содержание муниципальной
25) создание
условий для деятельности
26) создание
условий для организации
27) создание
условий для развития
28) обеспечение
социальной поддержки и
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение
противопожарной безопасности
Из вышеперечисленного следует, что местное самоуправление располагает полномочиями двоякого рода. Во-первых, закрепленными за ним полномочиями решать вопросы местного значения, причем не все, а строго определенные вопросы (другие могут решаться на смежных территориях, совместно, иными органами). Во-вторых, отдельные государственные полномочия, которые передаются местному самоуправлению органами исполнительной власти. Порядок их передачи регулируется особым образом, установленным в ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 4 ст. 6 и ст. 38 комментируемого Закона.
Названные полномочия отражают самостоятельность местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации. Предметы ведения местного самоуправления регулируются в конституциях и других законодательных актах субъектов Российской Федерации. Все это – довольно широкий, но открытый перечень, который включает в себя вопросы, требующие разного рода решений: а) принятие конкретных актов, обозначенных в законе (подп. 1); б) издание актов в целях регулирования тех или иных отношений (подп. 12); в) осуществление серии материально-технических и юридических действий (подп. 15); г) управление процессом развития с помощью комплекса средств – издания актов, организационных, финансовых и иных действий (подп. 16); д) совершение конкретных действий (подп. 11); е) стимулирование, содействие деятельности муниципальных организаций (подп. 22, 25, 26, 27). Условия, порядок и формы взаимодействия органов государственной власти республик, области и др. с органами местного самоуправления определяются на основе закона или договора. Таким же образом происходит и наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, причем не всеми, а лишь отдельными, которые в конкретно-определенный период целесообразно передать названным структурам. Критерием для отбора вопросов служит возможность их более эффективного решения путем децентрализации.
Государственные органы заключают с органами местного самоуправления договоры и соглашения о передаче конкретных полномочий. В них указываются: а) цель передачи, б) сроки передачи, в) взаимные обязательства сторон, г) материальные и финансовые средства, передаваемые для выполнения этих полномочий, д) ответственность сторон, е) порядок «отзыва» переданных полномочий. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями может быть проведено и на основе законов субъектов Федерации.
§ 3. Понятие функций местного самоуправления.
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.
Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.