Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:15, доклад
Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. polls - город) и первоначально означал различные формы государственного правления. Так, название одного из первых произведений, посвященных изучению политики, трактат Аристотеля «La politika» дословно так и переводится: «То, что относится к государству».
Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. polls - город) и первоначально означал различные формы государственного правления. Так, название одного из первых произведений, посвященных изучению политики, трактат Аристотеля «La politika» дословно так и переводится: «То, что относится к государству».
1 и 2.Институциональные и антропологические трактовки политики
«Властные» определения
политики отражают ее сущность, важнейшее
конституирующее качество. Они конкретизируются
и дополняются с помощью инстит
Некоторые из институциональных дефиниций политики отмечают возросшую роль в ней негосударственных институтов и прежде всего партий. Так, вождь Коммунистической партии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социалистическом государстве, определял политику как «исходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действий и их результатах» .
Если «властные» и институциональные
трактовки политики видят ее основу
во власти и ее носителях-организациях,
то антропологические определен
С этой точки зрения, политика — форма цивилизованного общения людей на основе права, способ коллективного существования человека. Обоснование антропологического понимания политики дал еще Аристотель. Он считал, что человек — существо политическое, поскольку он — существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных потребностей и обретение счастья возможны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей или селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония.
3. Субстанциальная трактовка
Таже наиболее распространенная группа
дефиниций политики - субстанциальные
определения. Они ориентируются на раскрытие
той первоосновы из которой состоит политика.
В этой группе определений существуют
несколько трактовок политики. Самая распространенная
из них - это трактовка политики как действий,
направленных на власть: ее обретение,
удержание и использование. Политика,
писал М. Вебер, это "стремление к участию
во власти или к оказанию влияния на распределение
власти, будь то между государствами, будь
то внутри государства между группами
людей, которые оно в себе заключает".
Некоторые из сторонников "властного"
подхода к политике акцентируют внимание
на искусстве, технике, способах и средствах
борьбы за власть и ее использование. Так,
один из основателей политической науки,
Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характеризовал
политику как "совокупность средств,
которые необходимы для того, чтобы прийти
к власти, удерживаться у власти и полезно
использовать ее <...> Итак, политика
- это обращение с властью, заданное обстоятельствами
и зависящее от могущества властителя
или народа, а также от текущих ситуаций".
4. Также существует трактовка, которая определяет политику как целеполагание -Телеологическая трактовка
Рассматривает деятельность политики
по эффективному достижению коллективных
целей. Как писал патриарх американской
социологии Т. Парсонс, политика представляет
собой совокупность "способов организации
определенных элементов тотальной системы
в соответствии с одной из ее фундаментальных
функций, а именно эффективного коллективного
действия для достижения общих целей".
В телеологических дефинициях политики
подчеркиваются два ee конституирующих
момента: коллективная природа деятельности
(причем это деятельность крупных социальных
групп: классов, наций, государств и т.п.)
и сознательный, целенаправленный характер.
В политике частные цели индивидов "вырастают"
до общегосударственных.
5. Как известно, на ранних этапах
существования общества источники социальных
связей и поведения людей объяснялись
по преимуществу в рамках учения о божественном
происхождении человеческой жизни. Бог
полностью определяет земные порядки,
источая власть и повелевая человеком.
В рамках заданных им отношений «царь»
и «народ» полностью зависели от божественного
промысла, ни в малейшей степени не претендуя
на какую-либо самостоятельность в сфере
власти. Их роль заключалась лишь в передаче,
воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяс
Это положение сохранялось
вплоть до появления трудов Фомы Аквинского,
утвердивших иную интерпретацию
теологического подхода. Средневековый
мыслитель исходил из наличия
трех основных элементов власти: принципа, способа и существования. Первы
6. Социологическая трактовка
Социологические определения политики характеризуют ее через другие общественные явления - экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, социальные (стратификационные), правовые и этические (нормативные).
Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Социальные определения политики трактуют ее как соперничество определенных общественных групп: классов и наций у марксистов и заинтересованных групп - за реализацию своих интересов с помощью власти - по А.Бентли и Д.Трумэну.
Правовые концепции политики считают политику, государство производными от права, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркими примерами правовой концепции политики являются теории, основанные на теории общественного договора, разработанные в учениях Спинозы, Гоббса, Локка, Руссо, Канта.
Этические или нормативные дефиниции политики предполагают рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. С этой точки зрения политика – это деятельность, направленная на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др., целью – служение общему благу, а нормами – конкретные правила, законы, ведущие к его достижению.
Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, политических методологий среди которых выделяют:
- натуралистическую, когда рассматривается обусловленность политической жизни географической средой, климатом и иными природными факторами;
- биополитику, которая изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);
- психологическую интерпретацию политики, когда источник политических проблем видят в психических свойствах людей, в подсознательных импульсах, определяющих характер политического поведения и конфликтов, возникающих в политике (З. Фрейд, Г. Лассуэл);
- экономический детерминизм,
например, марксистский взгляд на
политику как "
- - бихевиористская версия (от англ. behaviour - поведение) рассматривает политику как взаимодействие целей, поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации.
ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:
• экономическая — регулирование
отношений между гражданами и
социальными группами в экономической
сфере;
• социальная — регулирование отношений
между гражданами, социальными группами
по поводу их места в обществе;
• национальная — регулирование отношений
между нациями, национальными группами;
• культурная — регулирование отношений
между гражданами, социальными группами
в духовной жизни;
• государственно-
по уровням:
• местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);
• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);
• общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;
• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;
• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;
по объему: • стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса; тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений; по функциям государства (по области распространения): • внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства; • внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.
В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.
Функции политики
Значение и роль политики
как социального института
В идеале общество представляет
собой сбалансированную и внутренне
согласованную систему
можности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов, имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. Эти общества формируют внешнюю мотивацию деятельности (страх, насилие), совсем не развивают внутреннюю мотивацию личности (интересы и потребности).
Значение и роль политики обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:
1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию в русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы;
2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности;
3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их);
4) функцию политической социализации (политика включает личность в общественные отношения);
5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности).
Новости
Челябинск(область)
Ситуацию на рынке
прогнозирует вице губернатор Челябинской
области Иван Феклин.
После того как в регионе завершилась
уборочная компания по зерновым. Аграрии
намолотили 660 тысяч тонн. Что в четыре
раза меньше чем в прошлом году. Собственное
же потребление зерна в области 2 млн. 300
тысяч тонн. Почти половина из которых
фураж, который идет на нужды птицефабрик
и свинокомплексов.
Недостаток зерна регион компенсирует
из собственных запав, которые составляют
порядка 600 тысяч тонн. Остальное придется
закупать в Тюменской и Курганской областях.
Однако, уже сейчас зерно на рынке стоит
около 9 тысяч рублей за тонну. Тогда как
в прошлом году цена не превышала 4 тысяч.
- Получается, есть объективная
обоснование роста цены на хлеб. С точки
зрения себестоимости увеличение возможно
в пределах 15%, - считает вице-губернатор Иван Феклин
Он так же отметил, что сейчас селяне ждут
решения правительства России. Уже известно,
что федеральный бюджет направит в помощь
пострадавшим от засухи сельхозпредприятиям
12 млрд. рублей. Ущерб Челябинской области
оценен в 3 млрд. рублей. По словам Ивана
Феклина, если регион получит даже 30% от
этой суммы, это можно считать удачей.
Недостающую часть злаковых придется
докупать. «У Тюмени в этом году неплохой
урожай, Курган тоже, конечно, подсушило,
но практически половину объема выращенного
зерна они будут реализовывать, и оно, скорее
всего, попадет с учетом логистики в Челябинскую
область», – отмечает Иван Феклин, заместитель
губернатора Челябинской области.
Так же в области заканчивается уборка
других культур. По предварительным данным, по картофелю недобор 40 %, по
овощам 20%. Но по словам Феклина собранного урожая
области хватит.