Генезис местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:01, реферат

Описание

Историки всегда пытались показать прогресс или упадок общественного развития в тот или иной период, раскрыть механизм этих явлений. Составной и важнейшей частью истории экономического развития любого государства является развитие государственных финансов. Состояние государственных финансов зависит от результатов совокупного воздействия факторов экономики, внутренней и внешней политики государства не только сегодня, но и в прошлом.

Работа состоит из  1 файл

фин. политика царской россии.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

   Генезис местного самоуправления в России.

   Историки  всегда пытались показать прогресс или  упадок общественного развития в  тот или иной период, раскрыть механизм этих явлений.     Составной и важнейшей частью истории экономического развития любого государства является развитие государственных финансов. Состояние государственных финансов зависит от результатов совокупного воздействия факторов экономики, внутренней и внешней политики государства не только сегодня, но и в прошлом.

   Государственные финансы появились одновременно с возникновением государства. В основу их периодизации в России поставлены исторические этапы развития общества. И это оправданно, так как государственные финансы выступают важнейшим инструментом воздействия  государства на экономическую и политическую жизнь общества, характером его экономических законов, классовой природой государства.   

   Выделим следующие исторические этапы формирования и развития государственных финансов местного самоуправления в России:

   -становление  и укрепление Московского государства;

   -эпоха  Петра Великого;

   -период  упорядочения государственных финансов;

   -период  общегосударственных реформ ( эпоха  Александра II);

   -период  социалистического строительства;

   -переход  к рыночной экономике.

   Историческими корнями становления государственного управления в России  следует считать образование в конце XV в. русского централизованного государства. Формирование Московского государства сопровождалось возникновением органов управления и соответственно изысканием постоянных источников для содержания этих органов, а также для нужд государства в целом.  К концу XVI в. в России сложилась система государственных учреждений в центре и на местах, для которой была характерна иерархия учреждений и чинов, а также зачатка выборности управленцев в самом нижнем звене.

   Складывающийся  государственный аппарат того времени  укреплял власть великого князя Московского  и царя всея Руси, способствовал  проведению активной внешней и внутренней политики государства.

   Централизация власти в руках Москвы повлияла не только на улучшение управления государственным хозяйством, но и вызвала необходимость появления особых финансовых управлений.Поступление налогов сосредоточивается в Приказах: Стрелецком, Ямском и Большой казны. В это время вводятся общие правила по сбору налогов.

   В начале XVIII в. в России установился такой абсолютизм, когда верховная власть принадлежала всецело и безраздельно царю, который издавал законы, назначал чиновников, собирал и расходовал народные деньги без всякого участиянарода в законотворчестве и в управлении государством.

   Царствование  Петра I (Великого) (1682 – 1725гг.)открыло новую эру российских финансов.  Главная цель Петровских реформ – централизация власти. Петр вел неустанную борьбу со всеми и везде, где существовалатак называемая древняя народная система самоуправления. В качестве образа по переустройству государственной системы управления Петр выбрал шведскую систему. Высшее управление  государством, как и финансами при этом, должно было принадлежать Сенату. Учреждение Сената произошло 22 февраля 1711 года. Первоначально Петр назначал членами сената 9 наиболее знатных особ, а после утверждения коллегий в Сенат входили президенты всех коллегий, а иногда и вице-президенты. Впоследствии Петр I отменил это положение, и в сенат вновь стали назначаться именитые особы.

   Начиная с образования Сената, Петр вводит должность оберфискала при коллегиях  в губерниях и городах. В их обязанность входило тайно сообщать государю обо всех  финансовых нарушениях. Таким образом, при царствовании Петра I государственные органы отличались более четким разграничением компетенции между ысшими и местными органамиЮ между учреждениями одной степени, единообразным устройством, строгой регламентацией их деятельности, ликвидацией пережитков сословно-представительной, системой государственного надзора.

   Новые условия требовали реформы местного управления. В начале XVIII в. были созданы в качествеадминистративно-территориальных единиц губернии, которые объединили уезды в провинции, а уже провинции – в губернии. Новое административное деление позволило создать на местах более мощный аппарат управления. Все лица местного управления теперь руководствовались общегосударственными законами и распоряжениями, назначались на неограниченный срок, между ними существовало четкое разделение дел, и они вписывались в строгую бюрократическую иерархию. В 1775 г. была проведена большая реформа местного самоуправления и суда. Под руководством Екатерины II был принят законодательный акт «Учреждения для управленя губерний Всеросиской империи». К этому времени Росси разделялась уже на 23 губернии, 66 провинций и 180 самостоятельных уездов, не считая ездов губернских и провинциальных городов. В ходе реформы были разукрупнены губернии (их стало 50), лтквидированы провинции. Новое административно-территориальное деление обеспечивало  достижение целей налоговой и картельной политики государства. Была проведена децентрализация местного управления, расширены функции и права местных чиновников.

   Все должностные лица и учреждения местной  администрации после реформы 1775 года подразделялись на 2 основные группы:

  1. административно-политическую, включающую в себя губернатора, губернское правление и Приказ общественного призрения;
  2. финансово-хозяйственную, включающую казенную палату в губернии и казначейство в уезде;
  3. судебные органы: общесословные, суды специального назначения, сословные губернские и уездные суды.
 

   В своем современном виде местное  самоуправление в развитых демократических  государствах сложилось в результате муниципальных реформ XIX века. Его становление было связано с процессом перехода от феодализма к современному индустриальному обществу.

   В первой половне XIX в. в России были проведены новые реформы государственного управления, сохранявшие преемственность с историческими формами управления в России. Наиболее последовательные и смелые реформы в государственном инансовом хозяйстве России были проведены в период царствования императора Александра II.

   Реформы Сперанского

   В 1809 г. на Сперанского возложено оздоровление финансовой системы, которая после войн 1805-1807 гг. находилась в состоянии глубочайшего расстройства. Россия стояла на грани государственного банкротства. При предварительном обозрении финансового положения на 1810 г., открылся дефицит в 105 млн. рублей, и Сперанскому было поручено составить определительный и твердый план финансов. Профессор Балугьянский написал обширную записку на французском языке, которую Сперанский переделал и дополнил. Она подверглась совместному обсуждению при участии Н.С. Мордвинова, Кочубея, Кампенгаузена и Балугьянского, а затем в особом комитете, собиравшемся у министра финансов Гурьева. Изготовленный таким образом план финансов был вручен государем председателю государственного совета в самый день его открытия, 1 января 1810 г. Вот его основные положения: "Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели будет найден соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться: 1) по ведомствам;  

   по  степени нужды в них - необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе;  

   по  пространству - общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой  сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство  должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;  

   по  предметному назначению - обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;  

   по  степени постоянства - стабильные и  меняющиеся издержки".[8]  

   По  этому плану государственные  расходы были сокращены на 20 млн. рублей, подати и налоги увеличены, все находящиеся в обращении  ассигнации признаны государственным  долгом, обеспеченным всем государственным  имуществом, а новый выпуск ассигнации предположено было прекратить. Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и образована была комиссия погашения государственных долгов.  

   Законами 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года возвышены  были все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40 копеек поднята была до рубля; подушная подать с 1 руб. возвышена была до 3 руб. Нужно отметить, что в  этот план входил и новый, небывалый прежде налог - «подоходный прогрессивный». Эти налогом обложен был доход помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% последнего, высший налог падал на имения, дававшие больше 18 тыс. рублей дохода, и составлял 10% последнего. Но расходы 1810 г. значительно превысили предположение, и потому налоги, установленные лишь на один год, были обращены в постоянные. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества.  

   На 1812 год опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. установлены  были временные прибавки в податях  и новые пошлины. Ответственным  за все эти финансовые затруднения  и повышения налогов, вызываемые тяжелыми политическими обстоятельствами того времени, общественное мнение делало Сперанского. Обещания прекратить выпуск ассигнаций правительство сдержать не могло. Новый тариф, 1810 г., в составлении которого участвовал Сперанский, был встречен в России сочувственно, но разгневал Наполеона, как явное уклонение от континентальной системы. Дела финляндские поручены были также Сперанскому, который только при его удивительном трудолюбии и талантливости мог справляться со всеми возложенными на него обязанностями.  

   1812 год был роковым в жизни  Сперанского. Главными орудиями  в интриге, погубившей Сперанского,  были барон Армфельт, пользовавшийся  большим расположением императора  Александра, и министр полиции  Балашов. Армфельт был недоволен  отношением Сперанского к Финляндии: по его словам, он "иногда хочет возвысить нас (финляндцев), но в других случаях, наоборот, желает дать нам знать о нашей зависимости. С другой стороны, он всегда смотрел на дела Финляндии, как на мелкое, второстепенное дело". Армфелът сделал предложение Сперанскому, составив триумвират вместе с Балашовым, захватить в свои руки правление государством, а когда Сперанский отказался и, по отвращению к доносам, не довел об этом предложении до сведения государя, то решился погубить его. Очевидно, Армфельт желал, удалив Сперанского, стать во главе не одних финляндских дел в России. Сперанский иногда, быть может, был недостаточно воздержан в своих отзывах о государе, но некоторые из этих отзывов в частной беседе, доведенные до сведения государя, были, очевидно, выдумкой клеветников и доносчиков. В подметных письмах Сперанского стали обвинять уже в явной измене, в сношениях с агентами Наполеона, в продаже государственных тайн.  

   Мнительный  и весьма чувствительный к обидам император в начале 1812 г. заметно охладел к Сперанскому. Направленная против либеральных преобразований записка Карамзина (1811) и разные нашептывания врагов Сперанского произвели впечатление на Александра I. Все более охладевая к Сперанскому, государь стал тяготиться его влиянием и начал избегать его. Приступая к борьбе с Наполеоном, Александр решил с ним расстаться. Сперанский внезапно был отправлен в ссылку. 

   Реформы Канкрина 

   Состояние финансов в России к середине XIX века было приведено к достаточно устойчивому положению одним из талантливейших министров  финансов Е.Ф. Канкриным (1774 – 1845),  занимавшим этот пост более 20 лет.

   Понимание того, что условие устранения бюджетного дефицита – это упрочнение денежной системы, предопределило успех его  финансовой политики.

     Предпосылки. Ассигнации, которых выпустили так много, что они обесценились, вконец расстроили денежное обращение в первой четверти XIX века. Усугубил тяжелое положение выпуск фальшивых ассигнаций, который осуществило французское командование во время Отечественной войны 1812 года. Интересы нарождающейся в России капиталистической промышленности требовали чрезвычайных мер для ликвидации кризисного состояния денежного хозяйства. 

   Ход реформы. Реформа проходила поэтапно. На начальном этапе (в 1827 г.) было официально разрешено при взносах в казну некоторых налоговых платежей принимать от населения серебро по биржевому курсу 1:3,7 или 27 копеек серебром за рубль ассигнациями. Формально это означало девальвацию бумажных денег, но фактически население уже несколько десятилетий использовало примерно такой курс в хозяйственной практике.

   Эксперимент прошел удачно, и в 1830 г. в 27 губерниях  разрешили принимать металлические  деньги при платежах за все подати и сборы по чуть уточненному курсу 27,4 коп. Благодаря этому мероприятию резко увеличился приток в казну звонкой монеты. Люди привыкали к забытой уже форме металлических денег, которые начали обращаться на рынке наравне с ассигнациями. Последние постепенно стали превращаться как бы в разменные (вспомогательные) деньги. Тем не менее спрос на них возрос, поскольку и продавцы, и покупатели убедились на практике в устойчивом характере повышения их курсовой стоимости.

   1 июня 1839 года произошло главное  событие в жизни Канкрина - был  опубликован указ о переходе  на металлическое денежное обращение. Этот год принято считать годом начала денежной реформы Е.Ф.Канкрина: серебряный рубль объявили базовой монетной единицей и установили его твердый курс по отношению к ассигнациям. С 1 января 1840 г. при государственном коммерческом банке открылись депозитные кассы для привлечения вкладов населения в звонкой монете. В обмен вкладчик получал специальные депозитные билеты достоинством 1,3,5,10,25,50,100 руб. серебром. Такие билеты имели хождение наравне с серебряной монетой по всей стране. Население быстро привыкло к тому, что: в качестве платежного средства везде можно использовать и звонкую монету, и бумажные деньги; курс ассигнаций в течение длительного времени остается практически стабильным; при совершении крупных платежей использование денежных купюр предпочтительнее по сравнению с металлическими монетами. В конце 1841 г. депозитные билеты были заменены кредитными.

Информация о работе Генезис местного самоуправления в России