Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание

Задачи данной работы:
дать общие положения изменениям в государственном управлении, происходящим в России;
рассмотреть историю создания Государственной Думы;
выделить основные положения по порядку избрания в Государственную Думу;
охарактеризовать статус депутатов Государственной Думы;
показать полномочия Государственной Думы.

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное государственное образовательное учреждение

 

Высшего профессионального образования

 

«северо-кавказская акдемия государственной службы»

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Курсовая работа

 

на тему:

 

«Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования»

 

Выполнила студентка

 

факультета ГМУ

 

группы

 

Научный руководитель

 

канд. эконом. наук, доцент

 

Беклемищев Е.П.

 

г. Ростов-на-Дону

 

2009

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Для написания данной курсовой работы я выбрала тему «Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования». На мой взгляд, это достаточно интересный вопрос, который необходимо осветить. Цель курсовой работы – выделить важнейшую роль Государственной Думы в системе органов государственной власти. Предметом данной курсовой работы является определение полномочий, порядка избраний и опыта функционирования Государственной Думы. Задачи данной работы:

 

дать общие положения изменениям в государственном управлении, происходящим в России;

 

рассмотреть историю создания Государственной Думы;

 

выделить основные положения по порядку избрания в Государственную Думу;

 

охарактеризовать статус депутатов Государственной Думы;

 

показать полномочия Государственной Думы.

 

Актуальность работы заключается в том, что создание эффективного функционирования Государственной Думы является важнейшей задачей современного государства.

 

"Дума" – термин, широко используемый не только сейчас, но и в истории. Например, в средние века – сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера. А уже к началу ХХ века Государственная дума – первый общегосударственный российский парламент. На протяжении многих веков его история менялась.

 

В настоящее время, согласно Конституции РФ, Государственная Дума Российской Федерации входит в состав Федерального Собрания. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Государственная Дума избирается сроком на 5 лет. И в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

 

Создание Государственной Думы вполне закономерный процесс, его образование признавалось необходимым уже давно. В самом начале ХХ века ситуация в стране накалилась, и стало ясно, что в государственном устройстве необходимы перемены. И вот весной 1906 года первая Дума начала работу, затем в феврале 1907 года начала работу вторая Дума. I и II Думы были распущены до срока. Опыт первых двух Дум был оценен царем Николаем II и его окружением как неудачный. И только третья государственная дума Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум. Она была избрана 3 июня 1907 императором. А IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года, в которой было закреплено положение о Государственной Думе.

 

20 декабря 2005 года прошла конференция, посвященная 100-летию создания первой Государственной Думы России под названием "Российский парламентаризм: прошлое, настоящее, будущее". В которой приняли участие делегация политиков во главе с Борисом Грызловым, председателем Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также журналисты и ученые.

 

 

История Государственной Думы и опыт её функционирования

Дума Российской Империи

 

Для начала я бы хотела рассказать об истории Государственной Думы, созданной еще при императоре Николае II. На мой взгляд, Дума оставила не малый отпечаток в истории становления государственного устройства страны.

 

По манифесту Николая II 6 августа 1905 г. «Учреждение Государственной Думы» было провозглашено создание Государственной Думы – представительного законодательного учреждения. Первоначально Государственная Дума создавалась как совещательный представительный орган. Но уже 17 октября 1905 г. вышел манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому Дума получила законодательные права.

 

Государственная Дума избиралась сроком на пять лет, и могла быть распущена до истечения срока императором. При этом, он мог назначить одновременно новые выборы и время созыва. В состав Государственной Думы входило 524 человека, а с 1907 г. – 442 человека. Для принятия какого-либо законопроекта было необходимо присутствие на заседании Думы не менее одной трети её членов. Общее руководство деятельностью Государственной Думы осуществляли председатель и его товарищи, которые избирались из числа депутатовзакрытым голосованием сроком на один год, по истечении которого могли переизбираться.

 

В перерывах между сессиями Государственной Думы царь, в случае чрезвычайных обстоятельств, имел право издавать по представлению правительства законодательные акты с последующим внесением их на одобрение в Государственную Думу. В свою очередь, прошедшие через Думу законопроекты отправлялись в Государственный Совет (один из высших государственных институтов Российской Империи) на одобрение, а затем на утверждение царю. Принятые законодательные акты не имели силы в том случае, если не были вынесены на обсуждение или не были утверждены Государственной Думой. Одним из важнейших аспектов деятельности Государственной Думы были вопросы Государственного управления.

 

Создавались Комиссии Государственной Думы, необходимые для предварительной разработки подведомственных дел Государственной Думы, решения хозяйственных и других важных вопросов. Комисии Государственной Думы избирались общим собранием Думы путём тайного голосования. Как известно, состав комиссий соответствовал фракционному составу палаты. В случае отстраннения членов комиссии избирались новые из числа депутотов фракций.

Государственная Дума Российской Федерации и опыт её функционирования

 

«Россия — это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом — с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики — можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии».

 

Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года

 

Для изучения опыта функционирования Государственной Думы рассмотрим период с 1993 по 2005 год.

 

В течение, 1993-2005 гг. Государственная Дума созывалась четыре раза. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого Созыва проводились по смешанной системе:

 

Согласно мажоритарной системе, избиралось по одному депутату в каждом из 225 одномандатных округах.

 

Согласно пропорциональной системе, 225 депутатских мандатов по единому общефедеральному избирательному округу распределялись между избирательными объединениями в зависимости от количества поданных за них голосов;

 

О выдвижении списков кандидатов в депутаты Государственной думы по общефедеральному округу заявили 35 общественных объединений.

 

Первый состав Государственной Думы, сформированный 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г.

 

В соответствии с этим Положением выборы депутатов Государственной Думы осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста.

 

Конституция 1993 года коренным образом изменила роль и функции законодательного органа государственной власти Российской Федерации – Государственной Думы. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, ограничен и четко очерчен. Из сферы ведения Государственной Думы исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа.

 

К 12 декабря 1993 г. в состав Государственной Думы было избрано 444 депутата. Из них 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В 5 округах выборы не состоялись, а в одном выборы не проводились (Чеченская республика).

 

Право на получение мандатов по общефедеральному округу имели только те избирательные блоки, которые преодалевали пятипроцентный барьер.

 

В начале работы Думы первого созыва представительская функция доминировала над законодательной.

 

В связи с вступлением в действие новой Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод.

 

За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. И только 310 принятых законов вступило в действие.

 

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва (1995 г.) состоялись во всех избирательных округах.

 

Дума первого созыва передала около 500 законопроектов в разной стадии рассмотрения депутатам следующего созыва. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 - вступили в силу.

 

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва состоялись 19 декабря 1999 года и в них приняли участие 66 840 638 граждан Российской Федерации.

 

В Думе третьего созыва было зарегистрировано 6 фракций и 3 депутатские группы. Чтобы объединить усилия депутаты, состоявшие в различных фракциях и депутатских группах, наряду с комитетами и комиссиями образовали несколько межфракционных депутатских объединений: «Энергия России», «Солидарность», «Сибирское соглашение» и другие.

 

Думой третьего созыва было рассмотрено около 2100 законопроектов. Из общего числа принятых в этом созыве законов Президент Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов.

 

Значительную роль в законотворческой деятельности Думы сыграл Президент Российской Федерации В.В.Путин.

 

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва состоялись 7 декабря 2003 года на основании Федерального закона от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

 

Основным приоритетом деятельности Думы - законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны, т.е. рост экономики, борьба с бедностью, модернизация системы обороны и безопасности.

 

Деятельность Государственных Дум всех созывов напрвлена на развитие всех сфер жизни общества и государства. Так, например, в государственной сфере заложены законодательные основы создания правового демократического государства, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод личности, формирования и функционирования системы органов законодательной, исполнительной и судебной властей. А в экономической сфере приняты законы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики.

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва была избрана в 2008 г. сроком на пять лет.

 

 

Состав и порядок избрания в Государственную Думу

Состав Государственной Думы

 

В состав Государственной Думы входит 450 депутатов. По мажоритарной системе проходят прямые и всеобщие выборы, в результате которых и формируется Государственная Дума.

 

Во главе Государственной Думы стоит Председатель Государственной Думы. Он избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов, то он становится Председателем Государственной Думы. В настоящее время, Председателем Государственной Думы является Грызлов Борис Вячеславович, а его первым заместителем - Морозов Олег Викторович.

 

Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы.

 

Внутренняя организация Государственной Думы включает в себя две структуры:

 

фракционную - объединения депутатов по партийной принадлежности и совпадающей политико-идеологической ориентации;

 

комитетскую — объединения депутатов по профессиональным склонностям.

 

К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

 

Депутатская фракция - депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

 

Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы. Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. Какие именно комитеты и комиссии создаются и в каком количестве, определяется Регламентом Государственной Думы. Каждый депутат обязан принимать участие в работе одного из комитетов. Правовой статус депутата не зависит от его фракционной или комитетской принадлежности. В настоящее время существуют следующие комитеты:

 

Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству;

 

Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

Информация о работе Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования