Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:20, реферат
Правовую основу функционирования Третьего сектора в России составляют прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Большое значение имеют также Федеральные законы "Об общественных объединениях " и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает два признака некоммерческой организации.
Во-первых, она не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Во-вторых, некоммерческая организация не распределяет прибыль между лицами, участвующими в этой организации.
Правовую основу функционирования Третьего сектора в России составляют прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Большое значение имеют также Федеральные законы "Об общественных объединениях " и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает два признака некоммерческой организации.
Во-первых, она не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Во-вторых, некоммерческая организация не распределяет прибыль между лицами, участвующими в этой организации.
Согласно Закону "О некоммерческих организациях", они могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественной пользы.
Российское законодательство допускает
создание некоммерческих организаций
в разнообразных формах. Правовая
форма организации
Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Создание потребительского кооператива осуществляется на основе объединения имущественных паевых взносов участников. Потребительские кооперативы широко распространены в нашей стране. Это, например, гаражные, дачные кооперативы и т.д.
Общественные и религиозные
организации, как и кооперативы,
являются добровольными объединениями
своих членов. Но объединяться в
общественные и религиозные организации
могут только граждане, а не юридические
лица. Кроме того, согласно закону, такие
организации создаются для
Термин "фонд" используется в нашей стране в различных значениях. До принятия нового Гражданского кодекса и Закона "О некоммерческих организациях" фондами были названы многие финансовые институты, созданные с целью получения прибыли и имеющие, например, статус акционерных обществ. Однако, согласно названным законам, фонд как особая форма некоммерческой организации, естественно, не имеет права распределять прибыль. Фонд не имеет членства, создается на основе добровольных имущественных взносов, причем его учредители утрачивают все права на переданное фонду имущество. Фонд призван преследовать социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
С точки зрения имущественных правоотношений есть много общего между фондом и автономной некоммерческой организацией. Но последняя создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права и т.д. Что же касается фондов, то их функция состоит скорее в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять гранты, пособия и т.п. Фонд призван заниматься прежде всего распределением, а автономная некоммерческая организация - производством. Например, уместно создание негосударственных некоммерческих пенсионных фондов, и в то же время независимую школу или больницу целесообразно создавать в форме автономной некоммерческой организации. Впрочем, в настоящее время разграничение, о котором идет речь, проведено в российском законодательстве недостаточно четко.
Основные особенности такой
формы, как некоммерческое партнерство,
заключаются в том, что такая
организация создается для
Учреждение представляет собой
некоммерческую организацию, находящуюся
в собственности своего учредителя.
Собственник полностью или
Объединения юридических лиц создаются
для координации
Закон "О некоммерческих организациях" детально регулирует вопросы создания, реорганизации и ликвидации этих организаций. Существенно, в частности, что при ликвидации некоммерческой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, должно, как правило, направляться на цели, ради которой организация была создана. Исключения из этого правила, в том числе обращение остатка имущества в доход государства, возможны лишь в отдельных случаях, специально оговариваемых федеральными законами.
Возможны три основные формы
участия независимых
координация деятельности и совместная разработка программ;
размещение заказа на выполнение социальных услуг;
поддержка проектов и программ независимых
некоммерческих организаций в рамках
государственных и
Органы государственной власти
и местного самоуправления привлекают
независимые некоммерческие организации
к процессу разработки государственных
и муниципальных социальных программ
и обеспечивают координацию направлений
своей деятельности и деятельности
государственных и
Организационными механизмами, обеспечивающими решение этих задач, могут быть:
проведение обсуждений проектов социальных программ в органах исполнительной власти с приглашением на эти обсуждения представителей Третьего сектора;
проведение слушаний по проектам социальных программ в органах представительной власти с приглашением на эти обсуждения представителей Третьего сектора;
направление проектов социальных программ на экспертизу в ассоциации, объединяющие независимые некоммерческие организации;
создание при органах власти рабочих групп по подготовке программ и их отдельных разделов, включение в эти группы представителей Третьего сектора;
проведение конкурсов на разработку концепций региональных и муниципальных целевых социальных программ, подпрограмм, разделов программ, участие в котором могут принять и независимые некоммерческие организации; гласное подведение итогов конкурса, создание рабочих групп по подготовке соответствующих программ, составленных на паритетной основе из представителей органов власти и организаций или граждан - победителей конкурса;
создание советов программ, обеспечивающих координацию деятельности различных государственных и независимых организаций по реализации соответствующих программ, контроль за ходом их выполнения; включение в эти советы представителей Третьего сектора.
Смысл активного привлечения
При этом, с точки зрения предлагаемых льгот, налоговые платежи, полностью либо частично поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, разделены на три группы.
К первой отнесены налоги, уплата которых
не в полной мере соответствует самой
природе некоммерческих организаций.
От этих налогов рекомендуется
По второй группе налогов льготы
целесообразно применять
При дифференциации налоговых льгот
целесообразно различать
Ø К третьей группе отнесены
налоговые платежи, которые либо
вообще не имеют прямого отношения
к некоммерческим организациям, либо
не играют для них значительной роли,
либо, наконец, представляют собой, по
существу, плату за конкретные услуги,
освобождение от которой было бы недостаточно
обоснованным. Так, по-видимому, нет
необходимости повсеместно
К третьей группе отнесены, наряду
с некоторыми другими, платежи в
Пенсионный фонд, фонды социального
и обязательного медицинского страхования.
Эти платежи существенно
Иногда в законодательстве субъектов Российской Федерации предоставление некоммерческим общественным организациям налоговых льгот увязывается с получением организацией особого регионального статуса, включением ее в специальный перечень и т.п. По сути дела, речь идет о применении механизма сертифицирования благотворительных организаций, когда некоторый орган оценивает деятельность организации и принимает решение о предоставлении или подтверждении статуса, дающего ей право на получение льгот.
В основе такого подхода лежит представление, что только путем сертифицирования организаций, претендующих на льготы, можно предотвратить недобросовестное использование таких льгот - в интересах не благотворительной деятельности, а извлечения предпринимательских доходов. При этом обычно ссылаются на опыт США и Великобритании. В США решение о предоставлении некоммерческой корпорации статуса благотворительной организации, что дает право на налоговые льготы, принимается в индивидуальном порядке органами федеральной службы внутреннего налогообложения доходов. В Великобритании организация может получить статус благотворительной только по решению государственной Комиссии по благотворительности.
Но, оценивая зарубежный опыт, нужно иметь в виду, что в США и Великобритании работа указанных органов опирается на устоявшиеся традиции, накопленный опыт прецедентов, правовую культуру, развитый рынок, эффективную систему бухгалтерского учета и аудита. Деятельность этих органов, в свою очередь, находится под пристальным контролем средств массовой информации, общественности, политических партий. Условия в России кардинально отличаются от условий, в которых работают такие органы в других государствах. При неразвитости демократических и рыночных институтов реализация подобного подхода к предоставлению налоговых льгот таит серьезную угрозу произвола в деятельности «сертифицирующих» органов, создает условия для коррупции и может усложнить жизнь многих благотворительных организаций.