Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:36, реферат
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства". В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как государство. Своей задачей я ставлю раскрыть понятие "форма государства", особенности правления, влияние политического режима на формирование государства, содержание и принципы как демократического, так и авторитарного режима.
Введение ……………………………………………………………………………....…… 3
Глава 1. Понятие формы государства ……………………….……….….. 4
Глава 2. Форма правления............................................................ 5
Глава 3. Форма государственного устройства …………….…..…… 7
Глава 4. Государственный (политический) режим..………………. 11
Заключение …………………….………………………………................………... 14
Библиография …………………………….…………………………….……..…….... 15
Централизованное государство – когда во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных – местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
- в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- унитарное
государство имеет единые
Имеются и смешанные системе местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации.
Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. И все же можно выделить черты характеризующие все федеративные государства. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно – союзное государство.
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных объединений в одно союзное государство.
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик…
2. В союзном
государстве верховная
3. Субъекты
федерации обладают правом
4. В
большинстве федераций
5. При федеральном государственном устройстве в Парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.
1) государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов и федераций.
2) субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях.
3) в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.
4) управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами.
Национальные федерации наряду с общими признаками, которые присуще любому государству, они имеют ряд существенных особенностей (многонациональным составом населения, которое проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию). Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов (все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства). Обеспечивает суверенитет больших и малых наций. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.
Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов – право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.
Основные различия между территориальной и национальной федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Россия – уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация "состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации" [2.1Ст.5, п. 1]
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При этом устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних. Характерно:
1. не
имеет своих общих
2. не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;
3. конфедерация
сохраняет гражданство тех
временном союзе;
4. конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе,
единых таможенных правилах;
5. эти государства недолговечны.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти, не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Категория "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как это власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Он обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти, достижение целей государственной власти. В том или ином конкретном присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима. Различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический ("либеральный").
Демократический режим (народовластие) – основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только провозглашением, оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными.
В демократическом государстве народ является источником власти.
Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве избираются. Критерием избрания в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Характерен политический плюрализм. Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. "Силовые" структуры находятся под демократическим контролем общества, их деятельность регламентируется законом. Так же характерно господство закона во всех сферах общественной жизни, гласность, свобода слова средств массовой информации, осуществление принципа разделения властей.
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм:
1) население
участвует в формировании
и осуществлении
2) представительной (осуществляется власть представителями народа - депутатами, другими выборными органами исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий).
Особыми разновидностями
демократического режима выступают:
либерально- демократические
и консервативно-демократические
Авторитарный режим можно рассматривать как "компромисс" между тоталитарным (абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти) и демократическим политическими режимами. В авторитарном режиме политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, при этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией). Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. Управление осуществляется централизованно. В случае отклонения людей от "генеральной линии" применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко применяются внесудебные методы принуждения людей. Оппозиция не допускается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно- властные структуры (органы государства).
Форма национально-государственного устройства и административно- территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.
Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение – обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.
В настоящее время отечественная теория государства и права как наука, может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Нормативно-правовые акты
1.1. Конституция Российской Федерации – М., 2003. 61с
2. Литература
2.1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права – М., 1994. 377с
2.2 Теория государства и права. / Под ред. А.Б.Венгеров - М.; Юрист,
1994. 71с
2.3 Теория государства и права./ Под ред. М.Н.Марченко - М.; Теис,
1996. 475с
2.4. Малько
А.В. Теория государства и
2.5 Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства – С-Пб.,
1971. 268с