Государственная служба
– специфический вид деятельности,
связанный с осуществлением политики
государства и реализацией от
имени государства основных экономических,
социальных и политических программ
среди населения.
Государственная служба
предполагает наличие у каждого работающего того или иного
объёма властных распорядительных полномочий,
поэтому этика госслужбы включает в себя
все основные элементы этики и культуры
управления (принятие решения, его подготовка,
реализация, предвидение последствий
принятых решений и т.д.). На разных уровнях
государственной службы объем властно
– распорядительных полномочий различен.
На низовых уровнях объем этих полномочий
невелик в силу жёсткой централизации
деятельности государственной службы,
рядовые работники выполняют исполнительские
функции, но, тем не менее, определённый
набор властных полномочий у них есть.
В организации госслужбы
и её функционировании есть много
специфических моментов, которые
действуют в противоречии с требуемыми
от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается
как бы изнутри. Такими особенностями,
негативно влияющими на мораль государственных
служащих, являются:
- Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;
- Её территориальное устройство;
- Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;
- Особый характер текучести рабочей силы;
- Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.
Таким образом, этика
госслужащего представляется достаточно
нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств.
С другой стороны, государственный служащий
– это лицо государства и нации, залог
успешного функционирования государства.
Поэтому существует ряд качеств, которыми
госслужащий должен обязательно обладать.
В связи с этим право играет решающую роль
в организации государственной службы.
Особенности
организации и функционирования
госслужбы и влияние их на мораль
госслужащих.
- Государственная служба во всех государствах и во все времена финансируется из казны, из бюджета, таким образом, госслужба всегда существует в условиях ограниченных ресурсов. Как результат этого финансирования, материальное вознаграждение государственных служащих всегда ниже, чем вознаграждение специалистов такого же статуса в других сферах деятельности. На это обстоятельство обратил внимание А. Файоль (различие может достигать 6 раз). Такое положение сохранилось и в наши дни. В 1994 году в Германии было проведено исследование, в котором сравнивались заработная плата госслужащих и людей, служащих в других структурах. Было выяснено, что лучшие чиновники государственной службы получают столько же, сколько худшие клерки в других организациях. Моральная неудовлетворённость уровнем материального вознаграждения приводит к ряду следствий.
- Для подчинённых:
- Лучшие, наиболее талантливые, конкурентоспособные на рынке труда уходят в другие сферы деятельности. В результате качество кадрового потенциала снижается, и разница между лучшими и худшими чиновниками уменьшается, исчезают яркие лидеры.
- Значительная часть государственных чиновников (на всех уровнях) стремится, используя властные и распорядительные полномочия, восполнить уровень вознаграждения до стандартного статусного уровня. Такая деятельность не всегда осознанна. Это массовый процесс, в основном восполнение идёт в форме услуг, а не в материальном выражении, это может быть использование служебного положения по отношению к клиентам, а также использование внутренних ресурсов государственной службы.
- Определённая (меньшая), часть государственных служащих, идёт в аппарат, не взирая на маленькую заработную плату, стремясь извлечь личную пользу.
- Следствия для руководителей:
- Руководители в госслужбе практически лишены возможности использовать фактор материального стимулирования для регулирования и стабилизации кадрового потенциала.
- Стремясь приобрести возможности материального воздействия на персонал с целью стабилизации кадров и улучшения кадрового потенциала, руководители вступают в договорные отношения с руководящим персоналом и владельцами фирм и организаций, расположенных на их территории, с тем, чтобы создать для своих сотрудников льготы и привилегии, не установленные законом. Например, можно договориться с фирмой о праве пользования сотрудниками госслужбы тренажёрами фирмы (раз или два в неделю) и т.д. Опасность в том, что потом руководитель должен учитывать интересы этой фирмы, лоббировать их.
- Жёсткость подчинения по вертикали приводит к тому, что очень сложно устанавливаются горизонтальные связи между сотрудниками разных вертикалей на промежуточных уровнях. Прохождение любого документа в государственной службе примерно в 1.5 – 2 раза медленнее, чем в других сферах деятельности.
- На чисто психологическом уровне между сотрудниками разных вертикалей внутри одного территориального органа могут возникать неприязненные отношения и конфликты, как правило, – скрытые (латентные), которые длятся долго. Выплёскиваются они чаще всего во время поощрения, премирования, продвижения людей в виде взаимных обид. В качестве одной из мер руководителю надо быть более внимательным к сотрудникам, а если конфликт выплеснулся, то решать его лучше на общем собрании (обидчиков и обиженных), а не каждому отделу по отдельности.
Особенно стоит
выделить основные принципы профессиональной
этики государственного служащего.
Прежде всего, исходным
для профессиональной этики государственного служащего
является принцип гуманизма, т.е. уважительного
отношения к каждой человеческой личности,
понимания её неповторимости, самодостаточной
ценности. Принцип гуманизма противостоит
чисто утилитарному отношению к личности,
рассмотрению её, главным образом, как
средства достижения каких-то иных, пусть
и достаточно важных целей.
С принципом гуманизма
пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному
служащему не просто выполнять свои обязанности
без веры в то, что его усилия, его труд,
как принимаемые, так и выполняемые им
решения способствуют развитию государства,
укреплению принципов демократии, законности
и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает
развить доброе начало в человеке.
Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно
направлена на человека, должна быть осенена,
одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная
этика государственного служащего должна
включать в себя принцип патриотизма. Очевидно,
что любовь к Родине не может сочетаться
с пренебрежительным отношениям к другим
странам, другим народам.
Попытаемся раскрыть
более подробно отдельные этические
требования, возможно, не самые основополагающие
и принципиальные, но, тем не менее,
играющие немаловажную роль в формировании представления о том, каким же должен быть моральный
облик государственного служащего.
- Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики.
- Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек – главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека.
Таким образом, духовная культура государственного
служащего проявляется через отношение
к людям, которым он служит. Здесь можно
выявить различные уровни служения, начиная
от такого социального образования, как
государство (фактически абстрактный
уровень). Абстрактно служить государству никто не
может, поскольку оно выражает интересы
своих граждан и за его политическими
партиями и государственными учреждениями
стоят реальные люди с их нуждами, интересами
и потребностями. Значит, и на этом уровне
государственный служащий за всё, что
он делает, ответственен перед людьми.