Государственно-территориальное устройство Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:44, реферат

Описание

В соответствии с Конституцией 1947 года Италия является демократической республикой, основывающейся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и границах, установленных Конституцией.
Действующая Конституция определяет Италию как единое и неделимое государство. В то же время государство не только признает местные автономии, но и гарантирует самую широкую административную децентрализацию.

Работа состоит из  1 файл

государственно-территориальное уст-во Италии.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)

Государственно-территориальное  устройство Италии.

В соответствии с Конституцией 1947 года Италия является демократической республикой, основывающейся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и границах, установленных Конституцией.  

Действующая Конституция определяет Италию как единое и неделимое государство. В то же время государство не только признает местные автономии, но и гарантирует самую широкую административную децентрализацию. Конституционная норма и, прежде всего, конкретная практика государственного строительства дают основания рассматривать Италию как "государство областных автономий". Более того, конституция закрепила два важнейших принципа «областного государства»: принцип политической децентрализации и принцип территориальных коллективов в рамках единого государства. На практике это означало предоставление самостоятельности, определенных административных полномочий всем территориальным коллективам: областям, провинциям, коммунам

В случае же вступления в  силу нового конституционного Закона "О федеративном устройстве Италии", государство превращается в федерацию, а входящие в ее состав области станут полноправными субъектами федерации. При этом имеется в виду сохранить нынешнее деление страны на области, провинции и коммуны.

Государственно-территориальному устройству посвящен раздел 5 Конституции  Италии, под названием «Области, провинции и коммуны».

В соответствии со ст. 114 К-ции  Италия делится на области, провинции  и коммуны. Самыми крупными единицами  являются – области (они могут создаваться при наличии не менее 1 млн. жителей. В настоящее время Италия разделена на 20 областей: Пьемонт, Балле д'Аоста, Ломбардия, Трен-тино-Альто Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Бази-ликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния.

Согласно Конституции 5 областей - Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джу-лия и Балле  д'Аоста имеют особые формы и  условия автономии согласно специальным статутам, установленным конституционными законами. Они обладают специальным статусом, предусматривающим более широкие полномочия и функции, связанные с геополитическими и этническими особенностями этих областей.

Конституция 1947 года признает области автономными образования с собственными полномочиями и функциями согласно конституционным принципам. Области обладают законодательной, административной и финансовой самостоятельностью.

Законодательная самостоятельность

 Каждая область обладает  своим статутом (уставом), в котором определены конкретные сферы областного регулирования, компетенция и внутренняя организация области, включая право законодательной инициативы и референдума, а также право принятия областных законодательных норм. Статут принимается областным советом абсолютным большинством голосов его членов и утверждается законом Республики.

Область издает законы, не  противоречащие национальным интересам и интересам других областей, по вопросам, содержащимся в Конституции и конституционных законах, а также  законы Италии могут наделять область правом издавать нормы для проведения этих законов в жизнь.

В круг законодательных  вопросов входит организация ведомств и административных учреждений, подчиненных области; границы коммун; местная городская и сельская полиция; ярмарки и рынки; благотворительные учреждения, санитарная и больничная служба; ремесленное и профессиональное обучение и помощь школе; музеи и библиотеки местного значения; градостроительство; туризм и гостиничное дело; трамваи и автомобильные линии областного значения; дорожная сеть, водопроводы и общественные работы областного значения; навигация и пристани на озерах; минеральные и лечебные воды; карьеры и торфоразработки; охота; рыболовство во внутренних водах; сельское хозяйство и леса; ремесла.

Административная самостоятельность 

Область выполняет административные функции во всех перечисленных мной сферах, за исключением вопросов местного значения, переданных законами Италии провинциям, коммунам или другим местным  учреждениям. Государство может делегировать области осуществление иных административных функций. Как правило, область выполняет свои административные функции, делегируя их провинциям, коммунам или другим местным учреждениям либо используя их службы.

Финансовая самостоятельность.

     В распоряжение областей поступают местные налоги и доля от государственных налогов, определяемая в зависимости от конкретных потребностей области, необходимых для выполнения обычных функций. Государство для выполнения определенных задач (в частности для развития Юга) в законодательном порядке предоставляет отдельным областям специальные средства. В то же время область не может устанавливать собственные пошлины на ввоз, вывоз или транзит между областями, препятствовать свободному передвижению лиц и имущества, ограничивать право граждан заниматься своей профессией, служить или работать в любой части национальной территории.

Провинции и коммуны  по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона (Закон об устройстве автономий, принятый 17 мая 1990 г.).

В соответствии со сложившейся трехступенчатой  схемой разграничения полномочий и предметов ведения между органами власти, провинции и коммуны обладают самостоятельностью в решении конкретных вопросов, отнесенных к их компетенции.

Области делегируют свои полномочия в сфере межкоммунальных отношений (сельское хозяйство, защита окружающей среды, водные и энергетические ресурсы, санитарная служба, дорожное строительство и транспорт и др.). В свою очередь на коммуны возложены функции так называемого "прямого регулирования". Это: внутрикоммунальные территориальные разграничения, социальное обеспечение, здравоохранение, градостроительство, землепользование, включая создание местных индустриальных зон.

Некоторыми дополнительными правами  и полномочиями пользуются горные сообщества — ассоциации коммун, расположенных в горной местности.

В отдельную политико-административную категорию выделены некоторые крупные города (мегаполисы). К их числу относятся Рим, Милан, Турин, Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья, Бари, Неаполь. К их ведению, наряду с провинциальными функциями, отнесены также прямое управление службами экономического развития, градостроительства, социальная сфера. В настоящее время в Италии насчитывается 103 провинции и немногим более 8 тысяч коммун. В среднем численность населения коммун колеблется в довольно широком диапазоне от 5 тыс. в наименьших до 500 тысяч и более человек.

     Конституционным законом по заслушивании мнения областных советов может быть разрешено слияние существующих областей, а также создание новых областей с числом жителей не менее миллиона, если это предлагают коммунальные советы, представляющие не менее одной трети заинтересованного населения, и если такое предложение одобрено на референдуме большинством того же населения.

      Посредством референдума  и закона Республики по заслушивании  областных советов провинциям и коммунам может быть разрешено по их просьбе отделиться от одной области и присоединиться к другой.

В Италии существуют центральные, областные и местные органы власти.

Система центральных органов государственной  власти Италии строится на основе принципа разделения властей: законодательная власть вверена двухпалатному парламенту(который состоит из Палаты депутатов и Сената республики, избирается на 5 лет) , исполнительная - имеет двойственную структуры и включает Президента и правительство – Совет министров. (Правительство Республики состоит из Председателя Совета и из министров, которые вместе образуют Совет министров. Президент Республики назначает Председателя Совета министров и, по его предложению, министров.) Составной частью системы органов является Конституционный суд, обеспечивающий функционирование государственной системы в соответствии с нормами основного закона.

Областными органами, в соответствии со ст. 121 Конституции Италии, являются областной совет, джунта и ее председатель.

Областной совет осуществляет законодательную  и распорядительную власть, которой  наделена область, и другие функции, вверенные ей Конституцией и законами. Он может вносить законодательные  предложения в палаты.

Джунта (правительство) является исполнительным органом области, которая избирается из состава областного совета. Ее председатель и члены (асессоры) избираются тайным голосованием в присутствии не менее двух третей членов областного совета. Каждый асессор отвечает за конкретное направление областного управления.

Председатель джунты представляет область; он промульгирует областные  законы и постановления; руководит  в соответствии с инструкциями центрального Правительства осуществлением административных функций, делегированных государством области

Закон Республики устанавливает систему выборов в областной совет, число областных советников, Никто не может одновременно состоять членом областного совета и одной из палат Парламента или другого областного совета. Совет избирает из своей среды председателя и бюро для своих работ.

Областной совет может быть распущен в следующих случаях:

если он совершает действия, противоречащие Конституции, или серьезные нарушения  закона или не выполняет предложения  Правительства сместить джунту или  ее председателя, совершивших аналогичные действия или нарушения.

 если вследствие отставок  или невозможности образовать  большинство он не в состоянии  функционировать.

может быть распущен также по соображениям национальной безопасности.

Органы местного самоуправления

Органами местного самоуправления в провинциях и коммунах являются выборные советы, джунты (исполнительный орган власти), глава джунты (председатель) и выборные мэры в коммунах.

Согласно своим уставам провинции  и коммуны обладают правом проводить  референдумы консультативного характера исключительно по вопросам, относящимся к местной компетенции.

Контроль центра в отношении  деятельности органов областного управления, а также местного самоуправления осуществляется правительственным комиссаром, который постоянно находится в областном центре, а также посредством судебного и прокурорского надзора за законностью принимаемых в области законов, регламентов и актов административного характера.

При выявлении нарушений Конституции  и иных действий,противоречащих закону, либо в случаях отказа от смещения джунты и ее председателя, виновных в таких действиях, областной совет и другие органы местного самоуправления могут быть распущены.

      

 

 

 

 


Информация о работе Государственно-территориальное устройство Италии