Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда. Его органы, их задачи и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 20:32, реферат

Описание

Одним из активных способов защиты трудовых прав работников и профилактики от трудовых правонарушений является государственный надзор и контроль и общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, охраны труда.

Работа состоит из  1 файл

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда.docx

— 16.72 Кб (Скачать документ)

Государственный надзор и  контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда. Его органы, их задачи и полномочия

Одним из активных способов защиты трудовых прав работников и профилактики от трудовых правонарушений является государственный  надзор и контроль и общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, охраны труда.

С расширением локального и договорного  регулирования труда должен расширяться  надзор и контроль не только за применением  трудового законодательства, но и  за установлением условии труда локально, а также по договорам и соглашениям, поскольку в соответствии со ст. 8 Кодекса они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством.

Различаются предварительный, текущий и последующий  надзор и контроль. Последний осуществляют суд, прокуратура при выявлении  допущенных нарушений трудового  законодательства и правил охраны труда.

Надзор  и контроль в сфере труда осуществляют:

— специально уполномоченные независимые  государственные органы и инспекции;

— местные органы самоуправления;

— министерства, ведомства — внутриведомственный  контроль на подчиненных им производствах;

— Генеральная прокуратура РФ и  подчиненные ей нижестоящие прокуратуры  — высший надзор за точным и единообразным  исполнением законов о труде  на территории Российской Федерации (ст. 253 ТК).

Конституционный Суд РФ реагирует не только на нарушения  по применению трудового законодательства, но и по его установлению (например, как он это сделал по поводу незаконности ограничения оплаты вынужденного прогула  по ст. 213 КЗоТ), поскольку является высшим судебным органом конституционного контроля.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда во всех организациях на территории России осуществляет Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда на местах, действующие на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 76 (это постановление изменило Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве).

Федеральная инспекция труда и ее органы —  единая централизованная система. Они  осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, а также нормативных актов о занятости, банкротстве и приватизации производства, коллективных договоров и соглашений. Они анализируют причины трудовых нарушений и охраны труда и готовят предложения по совершенствованию указанных актов, а также обобщают данные о состоянии и причинах производственного травматизма и разрабатывают меры по их профилактике, дают заключения по проектам Строительных норм и правил (СНиП), участвуют в разработке госстандартов по безопасности труда.

Федеральной инспекцией труда руководит государственный  инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Правительством РФ. Он назначает и освобождает от должности  руководителей государственных  инспекций труда — главных  инспекторов труда Российской Федерации.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами Федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — следующие федеральные надзоры (инспекции).

а) Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госгорпромтехнадзор). Он вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при установке и эксплуатации подземных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа и при ведении взрывных работ в промышленности (ст. 366 ТК);

б) Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор) осуществляет надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок (ст. 367 ТК);

в) Государственный санитарно-эпидемиологический (Госсанэпиднадзор) осуществляет надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических  и санитарно-противоэпидемиологичсских норм и правил (ст. 368 ТК);

г) Государственный надзор за ядерной  и радиационной безопасностью (Госатомонадзор) осуществляет надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК).

Все указанные государственные надзоры  и их органы действуют на основе положения о каждом из них.

Государственный комитет РФ по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Гостехнадзор) и его местные органы действуют на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г. (САПП РФ. 1993. №8. Ст. 657).

Госэнергонадзор и его местные органы осуществляют надзор за безопасностью обслуживания и техническим состоянием электрических и теплоиспользующих установок, рациональным использованием всеми предприятиями, организациями электроэнергии и тепловой энергии на основании Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 мая 1993 г. №447 (САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1764).

Госсанэпиднадзор  и его органы осуществляют надзор за соблюдением на производстве гигиенических  норм, санитарно-гигиенических и  санитарно-противоэпидемических правил. Он включен теперь как структурное подразделение в Минздрав России и действует на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента РФ от 19 ноября 1993 г. (САПП РФ. 1993. № 47. Ст. 4527).

Госатомнадзор, осуществляющий государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью, за соблюдением правил по ядерной  и радиационной безопасности, государственное  регулирование и надзор за безопасностью  при производстве, обращении и  использовании в мирных и оборонных  целях атомной энергии, ядерных  материалов, радиоактивных веществ  и изделий на их основе, действует  на основании Положения о нем, утвержденного распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г. в редакции от 16 сентября 1993 г. (САПП РФ. 1993. № 38. Ст. 3519).

Государственные инспекторы всех специализированных государственных  инспекций надзора имеют право  в любое время беспрепятственно посещать любые их сферы производства для проверки и проводить расследования  несчастных случаев, выдавать администрации  обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию неисправного оборудования и деятельность соответствующих  производственных участков и налагать штрафы на должностных лиц администрации, виновных в трудовых правонарушениях.

Решения государственных инспекторов могут  быть обжалованы руководителю соответствующей  государственной инспекции, главному государственному инспектору труда  РФ или в судебном порядке. Штрафы могут оспариваться в суде.

Все указанные государственные инспекции  в пределах их компетенции могут  издавать правила и инструкции в  своей сфере надзора, обязательные для всех производств.

Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:

— обеспечение соблюдения и зашиты трудовых прав и свобод граждан, включая  право на безопасные условия труда;

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;

— обеспечение работодателей и  работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах  соблюдения положений трудового  законодательства;

— доведение до сведения соответствующих  органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействий) или злоупотреблений по соблюдению трудового законодательства (ст. 355 ТК).

Статья 356 ТК закрепила на уровне Кодекса  основные полномочия органов Федеральной  инспекции труда. Эти полномочия органы Гострудинспекции осуществляют посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности  в соответствии с федеральным  законом. Они анализируют обстоятельства и причины выявленных трудовых правонарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав, осуществляют рассмотрение дел и об административных правонарушениях в сфере труда, проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию, осуществляют надзор и контроль за порядком расследования и учета несчастных случаев на производстве, анализируют состояние и причины производственного травматизма, участвуют в разработке норм и правил, а также государственных стандартов по безопасности труда и другие их полномочия. Следует отметить, что основных полномочий у органов гострудинспекции, как и их задач, много, и на местах трудно одному органу справиться с ними, а Трудовой кодекс добавил к ним еще ряд полномочий, среди которых разрешение некоторых трудовых споров.

Федеральная инспекция труда и ее органы действуют  на основании ст. 353—365 Кодекса и  Положения “О Федеральной инспекции  труда”, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. (СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 760).


Информация о работе Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда. Его органы, их задачи и полномочия