Государство в политической системе общества. Государство как основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:42, контрольная работа

Описание

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма.

Содержание

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.
3. Один из средневековых философов заметил, что государство –
это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.

Работа состоит из  1 файл

кр пол.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

— акты монарха скрепляются  подписью премьер-министра или соответствующего министра, который принимает на себя политическую и юридическую ответственность  за их реализацию.

Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Голландия, Япония и др.

Республика — это  такая форма правления, при которой  органы государственной власти избираются населением на определенный срок и  несут ответственность перед  избирателями.

Республике присущи  признаки, отличающие ее от монархической формы правления:

— выборность высших органов  власти населением;

— органы верховной власти избираются на определенный срок, т. е. срочность властных полномочий;

— государственная власть осуществляется от имени и по поручению  народа;

— глава государства несет юридическую ответственность в предусмотренных законом случаях;

— разделение властей  на законодательную, исполнительную и  судебную;

— государство гарантирует  права и свободы граждан;

— негосударственные  учреждения осуществляют общественный контроль за деятельностью верховной власти.

Выделяют два основных вида республик — президентскую  и парламентскую и производную  от них — смешанную.

Президентская республика отличается от других видов республиканского правления тем, что президент  — глава государства и одновременно является главой исполнительной власти;

— он избирается внепарламентским способом — всеобщим голосованием народа;

— существуют жесткое  разделение законодательной, исполнительной и судебной властей и эффективный  механизм сдержек и противовесов;

— президент с согласия парламента формирует правительство, которое ответственно перед главой государства;

— парламент не имеет  права выражать вотум недоверия  правительству, а президент не вправе распустить парламент.

Президентская республика была впервые создана в США в 1787 г. В настоящее время она имеет место в Аргентине, Бразилии, Мексике, Египте, Индонезии и других странах.

Парламентской республике свойственны следующие признаки:

— конституционно закреплено верховенство парламента, который является единственным демократически избранным институтом власти;

— президент — только глава государства, но не глава правительства;

— он избирается парламентом  или коллегией выборщиков и формально  обладает правом назначать премьер-министра;

— президент по конституции наделен широкими полномочиями, но на практике осуществляет их по предложению премьер-министра;

— премьер-министр (канцлер, председатель правительства и т. д.) обладает значительными полномочиями в сфере исполнительной власти и  занимает особое положение в системе верховной власти;

— сохраняется режим  сотрудничества законодательной и  исполнительной властей, а не жесткого их разделения.

Подобная система правления  действует в ФРГ, Италии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Индии.

В настоящее время  существуют смешанные (президентскопарламентские) республики во Франции, Австрии, Польше, Ирландии, России и т. д. И характерные юридические признаки:

— глава государства  — президент, избирается народом  и концентрирует значительные властные полномочия;

— он является главой государства и главой исполнительной власти;

— президент назначает  главу правительства по согласованию с парламентом;

— полномочия парламента существенно ограничены;

— правительство обладает довольно широкими полномочиями в сфере  исполнительной и законодательной власти;

— правительство несет  двойную ответственность перед  президентом и парламентом (двойная  инвеститура) правительства).

Правовое государство  начало складываться под влиянием либеральных  конституций. Основой устройства власти такого государства стала ориентация всех его органов на ценность прав человека. Права человека приобрели приоритет перед любыми законодательными актами государства. Таким образом, c утверждением правового государства связано развитие демократии. Социальной основой появления правового государства явилось гражданское общество, которое олицетворяло наличие независимых и не опосредованных государством разнообразных взаимоотношений граждан и их объединений, подчиненных реализации их интересов на основе принципов самоорганизации и самоуправления.

Признаком правового  государства является разделение полномочий властей, функций исполнительной, законодательной  е судебной властей. Это свидетельствует o стремлении государства предотвратить  монополизацию власти.

Основные принципы правового государства:

- верховенство закона, его господство над всеми сферами  жизни; 

- правовой характер  законов, т.е. их соответствие  международным правовым стандартам;

- приоритет прав е  свобод личности и ее свободное  развитие. Государство признает  за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо;

- Взаимоответственность  государства и личности. B правовом  государстве отношения между  ними строятся на правовой  основе, а также морально-этических  обязательствах.

- Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.

3. Выделяют 3 основные  пункта сдерживания несправедливости  власти:

1) Разделения властей  - теория, по которой государственная  власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескьё. Разделение властей  основывается на естественном разделении функций законотворчества, государственного управления, правосудия  государственного контроля. Это разделение необходимо, чтобы сбалансировать властные полномочия между различными государственным органами, исключить сосредоточение всех полномочий в ведении единого органа, чтобы избежать произвола.

2) Большое количество общественных и правозащитных организаций. О6щественные организации - неправительственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. B Федеральном законе указано, что общественные организации создаются для защиты общих интересов и достижение целей объединившихся граждан. Деятельность правозащитных организаций заключается в защите прав человека мирными средствами от произвола государственных структур.

3) Международное право  - особая правовая система, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права (государствами, международными межправительственными организациями). Различают императивные и диспозитивные номы международного права. Императивные нормы - это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные - это нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

Заключение

В зависимости от степени  участия в политической жизни  органы и организации -элементы политической системы в научной литературе подразделяются на следующие группы: Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерным признаком этик организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Несобственно-политические объединения. к ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Политическая деятельность этик организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения. Решающая роль среди всех вышеназванных объединений -составных частей политической системы общества -всегда играло и продолжает играть государство. В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, a, следовательно, и его самого. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы в бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Его можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. отсюда следует, что государство вы ступает политической организацией экономически господствующего класса. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. Источниками права являются не только нормативные акты, но и обычаи, традиции, прецеденты, a также решения (законы).

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1) Политология: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, A.C. Гречин, В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. дроф. B.H. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1999, - 367 c.

2) Боер A. А.,Кузнецов Э. В.,Старовог+това 0. Э. Теорыя государства и права: учебное пособие. — Санкт-Петербург: Редакцыонно-ыздательскигi центр ГУАП, 2007. — С. 151.

3)Пиголкин А. С.,Головит+кова А. Н., Дгльприев Ю. А., Саидов А. Х. Теория государства и права: учебнык под редакщiей А. С. Пиголкина. — Москва: Юраг-п-Издат, 2005. — С. 61-63.

4) Соловьёв A. И. Польстолоп+я: Потпическая теорыя, польт-iческие технологьи-г Учебник для студентов вузов. — М.:Аспект пресс, 2001.


Информация о работе Государство в политической системе общества. Государство как основной институт политической системы