Гражданское общество: идейные истоки, основные параметры и характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:24, контрольная работа

Описание

Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии. Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами – государством в целом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции. Другими словами, политология воссоздает целостную картину гражданского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Предпосылки возникновения гражданского общества……………………...4
Содержание понятия “гражданское общество”………………………………6
Заключение………………………………………………………………………16
Литература………………………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

      Существенную  роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает  в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех индивидов. Создаются условия, при которых становится осязаемо культурное богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной институт общественной жизни.

      Третий, верхний слой гражданского общества образуют отношения, связанные с  индивидуальным выбором, с политическими  и культурными различиями групп  по интересам, политических партий, движений, клубов и т.п. Таким образом достигается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой общества (прежде всего политические партии).

      "Объективно  деятельность институтов и организаций  гражданского общества, связанных  с индивидуальным выбором, теми  или иными предпочтениями, ценностными  ориентациями, нацелена на изменение в распределении власти и поэтому носит политический характер. Это относится не только к политическим партиям, но и к тем группам по интересам (профсоюзам, предпринимательским, фермерским организациям) или объединениям, движениям лиц из различных социальных групп для достижения общей цели, которые стремятся к решению большей части своих задач помимо государственной власти, на общественном уровне. Как только те же потребительские организации или экологические движения предпринимают попытки изменить законодательство для решения своих задач или принятия определенных решений от государственных структур, направленных на достижение поставленных ими целей (тем более, если они сами пытаются в разных формах участвовать в принятии этих законов или решений), они, не меняя своего первоначального предназначения, начинают играть политическую роль. И хотя значительная часть общественных объединений вообще не выходит в своей деятельности на политический уровень, необходимо отметить, что некоторые общественные объединения изначально выступают как субъекты политики, например добивающиеся равенства полов феминистские организации, движения сторонников мира, некоторые молодежные формирования и т.д., стремящиеся своими действиями внести существенные изменения в различные сферы государственной политики.

      Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему  внеполитических общественных отношений  и институтов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно стройную систему экономических, социально-политических, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других общественных отношений, которые, определяя государственную политику, выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.

      Существование гражданского общества, его формирование невозможны без появления новых  общественных индивидов — граждан, имеющих равные гражданские права  и своеобразные гражданские качества. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединениями и институтами. В достаточно развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не растворяются в коллективах, имеют собственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовностью, строят свои взаимоотношения на чисто гражданской основе. Достижение такого положения вещей возможно только при кардинальном изменении психологии и мировоззрения людей, трансформации их экономического и социального статуса.

      «Гражданское  общество функционирует, основываясь  на ряде принципов. В их числе:

  • равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
  • гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;
  • экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;
  • гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
  • свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
  • создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;
  • свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;
  • существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.».

      В условиях демократизации общества многократно  возрастает ответственность каждого  члена общества за принимаемые им решения, повышается значение наличия у него необходимого уровня гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как о самоценной личности в современном смысле этого слова, а значит — и о гражданском обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие отражает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в претворении их в жизнь.

      "Гражданская  культура" — более широкое  понятие, чем "политическая  культура", оно охватывает все  многообразие интересов различных  социальных слоев гражданской  сферы общественной жизни. В уровнях и механизме функционирования гражданской культуры много нюансов. Но и сейчас можно сказать, что, во-первых, она носит политический характер, так как выражает интересы различных классов, наций, социальных слоев и общественных групп. Во-вторых, не может быть гражданской культуры без приоритета интересов личности, гражданских прав над национальными правами и интересами. В-третьих, уровень гражданской культуры во многом определяет общекультурный уровень развития человека, гражданина, без чего, при той роли, которую он играет в гражданском обществе, невозможно его нормальное функционирование.

      В целом гражданская культура определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества, которое  может быть сформировано только при  наличии высокой гражданской  культуры его членов.

      Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько  концептуальных положений о соотношении  гражданского общества и государства.

      Первое. Понятие «гражданское общество»  и «государство» характеризуют  различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

      Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно  закономерный процесс, характеризующий  прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

      Третье. Гражданское общество — первооснова  политической системы, им обусловливается  и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

      В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении  обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.

      Четвертое. Гражданское общество не есть некая  совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

      Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.

      Пятое. Чем больше развито гражданское  общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

      Заключение

      Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с  развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями  между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

      Из  всего сказанного вытекает, что гражданское  общество есть та среда, в которой  современный человек законным путем  удовлетворяет свои потребности, развивает  свою индивидуальность, приходит к  сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности.

Литература

 

      Бутенко А.П., Миронов А.В. Государство и  гражданское общество // Социально-политический журнал. 1997. № 1.

      Васильев  В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические  истоки // Социально-политический журнал. 1997. № 4.

      Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.

      Государство и гражданское общество // Социально-политический журнал. 1997. №4.

      Давлетшина  Н.В., Кимлика Б.Б., Кларк Р.Дж., Рей  Д.У. Демократия: государство и общество. - М., 1995.

      Курс  политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.

      Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. № 5.

      Мухаев  Р.Т. Политология: учебник для студентов  юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

      Панарин А.С. Политология. Учебник. Издание второе переработанное и дополненное. – М., 2001.

      Политология в вопросах и ответах: Учебное  пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – М., 1999.

      Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред  Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М., 1999.

      Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.

      Соловьев  А.И. Три облика государства —  три стратегии гражданского общества // Полис. 1996. №6. 

Информация о работе Гражданское общество: идейные истоки, основные параметры и характеристики