Характеристика главных политических течений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание

Вторая половина XIX в. в идейной жизни России характерны увлечением философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители разных направлений русской общественной мысли - от консервативной до радикальной. Каждый из русских мыслителей искал в трудах немецких философов теоретическое обо¬снование своих общественно-политических позиций. На рубеже 30-40-х годов происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначились такие течения, как охранительное, либерально-оппозиционное и леворадикальное [8].

Содержание

1. Идейно-политическая борьба вокруг проблемы путей дальнейшего
развития России во второй половине XIX-начале ХХ вв………………..3
2. Характеристика главных политических течений в России……………...6
2.1. Консерватизм……………………………………………………………..6
2.2. Либерализм……………………………………………………………….8
2.3. Народничество…………………………………………………………..10
Тест…………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 21.42 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

1. Идейно-политическая  борьба вокруг проблемы путей  дальнейшего 

 развития России  во второй половине XIX-начале ХХ  вв………………..3

2. Характеристика  главных политических течений  в России……………...6

2.1. Консерватизм……………………………………………………………..6

2.2. Либерализм……………………………………………………………….8

2.3. Народничество…………………………………………………………..10

Тест…………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………….15 

1. Идейно-политическая  борьба вокруг проблемы путей  дальнейшего развития России  во второй половине XIX-начале ХХ  вв. 

Вторая половина XIX в. в идейной жизни России характерны увлечением философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители  разных направлений русской общественной мысли - от консервативной до радикальной. Каждый из русских мыслителей искал в трудах немецких философов теоретическое обо¬снование своих общественно-политических позиций. На рубеже 30-40-х годов происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначились такие течения, как охранительное, либерально-оппозиционное и леворадикальное [8].

Революционно-демократическое  направление в русском освобо¬дительном движении середины 60 - начала 70-х годов XIX в. было представлено деятельностью различных кружков интеллигенции в Москве, Петербурге и в ряде провинциальных, в основном универ¬ситетских, городов.

Наиболее значительным из них был кружок «ишутинцев», дей¬ствовавший в 1863-1866 гг. в Москве и Петербурге. Основателем его стал вольнослушатель Московского университета Николай Ишутин. В кружок вошли его двоюродный брат Дмитрий Каракозов и члены пензенского землячества, учившиеся в Московском университете; в их числе был и будущий знаменитый историк В.О. Ключевский. В Петер¬бурге действовало отделение кружка под руководством литератора и фольклориста И.А. Худякова. Ишутинцы считали себя учениками Н.Г. Чернышевского и по примеру героев его романа «Что делать?» пы¬тались организовать разного рода производственно-бытовые артели. В Москве ими были открыты переплетная и швейная мастерские, вос¬кресная школа и Общество взаимного вспомоществования для бедных студентов. В 1865 г. ишутинцы пришли к мысли о необходимости более активной деятельности и в феврале 1866 г. создали тайное общество под названием «Организация». Член кружка Дмитрий Каракозов по своей инициативе совершил покушение на Александра II: 4 апреля 1866 г. он стрелял в императора у Летнего сада в Петербурге, но промахнулся и был схвачен. Суд приговорил его к повешению, остальных членов кружка - к разным срокам каторги и ссылки [6].

В пореформенной  России главным направлением в освободитель¬ном движении становится народничество. Оно основывалось на систе¬ме взглядов об особом, «самобытном» пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьян¬ской поземельной общины. Основы «русского социализма» были сфор¬мулированы на рубеже 40-50-х годов А.И. Герценом – «предтечей» русского народничества.

Идея общинного  социализма, сформулированная Герценом, была развита Н.Г. Чернышевским. Но в  отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община - патриархальный инсти¬тут русской жизни, она призвана сначала выполнить роль «товари¬щеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения [8].

Оппозиционное движение в стране представляли либерально настроенные  писатели, ученые, врачи, учителя, журналисты, земские де¬ятели. Либеральная оппозиция выступала против административного произвола, требовала «усовершенствования» государственного строя (введения гласности, представительного правления, даже конститу¬ции), но боялась социальных потрясений, считала, что разрешить на¬сущные социальные и политические проблемы необходимо сверху, мирным путем. Либерально-оппозиционные настроения и требования нашли свое выражение в периодических изданиях — газетах «Голос» и «Земство», журналах «Вестник Европы», «Юридический вестник» и «Русская мысль».

В 80-90-х годах XIX в. в России возникает ряд марксистских групп и объединений, на основе которых стали складываться социал-демократические партии.

Первые марксистские кружки в России подготовили почву  для возникновения более широких  социал-демократических объедине¬ний. Наиболее значительным из них был образованный в 1895 г. в Петербурге В. И. Лениным при содействии Л. Мартова.

Марксистами были не обязательно революционеры, но и  лица, не разделявшие крайних выводов  Маркса - ликвидации экс¬плуататорского строя революционным путем. Это так называемые «легальные марксисты». К ним принадлежали видные философы - П.Б. Струве, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, которые впоследствии отошли от марксизма (в 1909 г. они выступили как авторы знаменитого сборника «Вехи»), экономисты Н.Ф. Даниельсон и М.И. Туган-Барановский. Они подчеркивали прогрессивность капитализма и необходимость постепенного мирного развития страны по пути ее демократизации [4; 6].

Однако не сдавало  своих позиций и народничество, несмотря на понесенные в результате репрессий потери. 90-е годы — время  воз¬рождения различных неонароднических объединений и групп. В 1902 г. в процессе объединения различных неонароднических кружков левого направления складывается революционно-демокра¬тическая партия «социалистов-революционеров» (эсеров). Главным идеологом и лидером партии стал В.М. Чернов. Вместе с А.Р. Гоцем он создал в 1901 г. заграничную группу социалистов-революци¬онеров, которая явилась ядром складывавшейся партии эсеров. Вид¬ными деятелями партии эсеров были Н.Д. Авксентьев и Г.А. Гершуни. Эсеры ориентировались на социалистическую революцию, главной движущей силой которой считали крестьянство [6].

Таким образом, во второй половине XIX века в России существовало три основных политических течения: консерватизм, либерализм и народничество, о которых более подробно пойдет речь в следующем параграфе. 

2. Характеристика  главных политических течений  в России 

2.1. Консерватизм 

Консерватизм (фр. сonservatism) – политическое течение, сторонники которого были приверженцами всего устоявшегося, противодействовавшего новому, имели консервативные убеждения [1].

Принципы консерватизма  были кратко сформулированы в 1832 г. С.С. Уваровым (с 1833 г. - министр народного просвещения), это – «православие, самодержавие, народность». За «народность» ратовали тогда все направления общественной мысли - от консер¬вативной до леворадикальной, но вкладывали в это понятие различ¬ное содержание. Леворадикальное (речь идет о представителях революционной демократии 40-50-х годов) рассматривало «народ¬ность» в плане демократизации национальной культуры и просвеще¬ния народных масс в духе передовых идей, видело в народных массах свою основную опору в борьбе за социальные преобразования. К «народным началам» апеллировали славянофилы [2].

Консервативно-охранительное  направление в условиях роста  национального самосознания тоже апеллировало к «народности», которая трактовалась ими как приверженность народных масс к православию и самодержавию.

Теория «официальной народности» стремилась доказать «искон¬ность» и «законность» самодержавно-монархической формы правления в России и существующего в ней социального строя (крепост¬ничества). Идеологи официальной народности, и, прежде всего, С.С. Уваров, объявляли крепостное право «нормальным» и «есте¬ственным» состоянием, одним из важнейших устоев России, «древом, осеняющим церковь и престол». Для теории «официальной народно¬сти» характерны противопоставление патриархальной, «спокойной», без социальных бурь и потрясений, России «мятежному» Западу, на¬саждение казенного оптимизма, в духе которого предписывалось создавать литературные и исторические произведения [1; 3].

В научно-литературном журнале профессора русской истории  М.П. Погодина «Москвитянин» и в  трудах этого ученого исторически  и теоретически обосновывались принципы «официальной народно¬сти»: они выводились из особенностей исторического развития Рос¬сии, национального характера русского народа в сравнении со страна¬ми и народами Западной Европы. В России, считал он, сложился особый тип власти, основанный «на единении царя и народа, на все¬стороннем попечении власти о благе народа». В России были «отечес¬кое управление, патриархальная свобода, было семейное равенство, было общее владение, была мирская сходка». Доказывая отсутствие в России в течение всей ее истории сословной вражды, он выводил из этого и невозможность в ней революционных потрясений. Он писал об исконности в России самодержавия, начиная с Рюрика. По его мне¬нию, Россия, приняв христианство от Византии, установила благодаря этому «истинное просвещение». С Петра Великого Россия должна была многое заимствовать от Запада, хотя, к сожалению, заимствова¬ла не только полезное, но и «заблуждения». Теперь «пора возвратить ее к истинным началам народности». С утверждением этих начал «русская жизнь наконец устроится на истинной стезе преуспеяния, и Россия будет усваивать плоды цивилизации без ее заблуждений» [6].

Теоретики консерватизма  доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный  с требованиями религии и «политической  мудрости». Крепостное право хотя и  нуж¬дается в улучшении, но сохраняет много патриархального (то есть, с их точки зрения, положительного), «хороший» помещик лучше охраня¬ет интересы крестьян, чем они могли бы сделать это сами, а положе¬ние русского крестьянина лучше положения западноевропейского рабочего.  

2.2. Либерализм 

Либерализм - буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников  буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Либерализм –  это система взглядов, согласно которым  социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности  путём обеспечения достаточной  свободы индивида в экономике  и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо  якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей).

В России либерализм возник как идеология в период кризиса феодально-крепостнического строя (конец XVIII - первая половина XIX в.), сложился в общественно-политическое течение в годы революционной ситуации 1859-1861 гг. и Крестьянской реформы 1861 г., организовался в политические партии накануне и в ходе Революции 1905-1907 гг. [9].

В либерально-оппозиционном  движении 60-70-х годов суще¬ственное место занимали славянофилы. Позднейшие исследования оп¬ровергают сложившееся ранее представление о том, что после рефор¬мы 1861 г. наступил период заката и распада славянофильства, превращения его в исключительно реакционное направление. В дей¬ствительности именно в пореформенное время активизировалась либе¬рально-оппозиционная деятельность славянофилов, направленная на решение задач, поставленных процессами социально-экономического развития России. На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы, как В.А. Черкасский, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, которые активно участвовали в подготовке и проведении крестьянской и других реформ 60-70-х годов. В пореформенный период широко развернулась деятельность публициста и журналиста-издателя И.С. Аксакова, редактора газет «День», «Москва», «Москвич», «Русь», которые неоднократно подверга¬лись цензурным преследованиям. Славянофилы не стояли в стороне от животрепещущих проблем политического и социального устройства пореформенной России, они предлагали свою программу реформ мест¬ного и центрального управления, развития просвещения, строительства железных дорог в России, эксплуатации недр, учреждения банков и коммерческих предприятий [6].

Играя значительную роль в общественном движении середины XIX - начала XX вв., русский либерализм никогда не был решающей силой  в политической борьбе. Находясь в  оппозиции к самодержавию и стремясь к власти, он действовал преимущественно  легальными средствами, постоянно колеблясь  между правительством и революционным  движением. Будучи слабее, нерешительнее, трусливее западноевропейского  либерализма, он был умереннее в  политических требованиях, терпимее к  абсолютизму и более склонен  к компромиссам с ним. Оппозиционность  русского либерализма, возрастая в  периоды революционного подъема  в стране, резко падала с получением от правительства незначительных уступок; при наступлении реакции дружественный  нейтралитет либерализма к революционерам сменялся попытками оправдать правительственные  репрессии. Относительная прогрессивность  русского либерализма постепенно после 1861 г. убывала, а с 1905 г. он стал контрреволюционной силой [6; 7].

Социальная база русского либерализма была неоднородной; она включала буржуазию, помещиков, интеллигенцию. Своеобразие русского либерализма и его место в  общественном движении определялись социально-экономическими и политическими условиями развития России: запоздалой по сравнению со странами Западной Европы ликвидацией  крепостного права; поздним, но бурным развитием капитализма; сохранением  самодержавно-сословного строя и  пережитков крепостничества; политической дряблостью русской буржуазии; значительным влиянием на общество более прогрессивных  революционных идеологий (революционно-демократической, а затем социал-демократической) и наличием развитого революционного движения (разночинского и пролетарского).

Информация о работе Характеристика главных политических течений в России