Идеальное государство в учениях Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:46, реферат

Описание

Политическая мысль развивалась с древних времен. И на каждом отрезке времени политические взгляды отражали реальность общественной жизни. В наши дни понятие «политика» уже настолько крепко вошло в обиход, что мы даже порой не задумываемся, откуда оно пошло и что изначально обозначало. А ведь понятие «политика» происходит от греческого слова «полис»- государство. Им древние греки обозначали государственные дела, отличая их от негосударственных, лично-семейных дел.

Содержание

Введение 3
Политические воззрения Платона 4
Полития Аристотеля 6
Список используемой литературы. 9

Работа состоит из  1 файл

рефрат.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по политологии: Идеальное  государство в учениях Платона и Аристотеля 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы 2076

                                                               Снигирева А.В.

                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              

                                                                Томск - 2008 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Политическая мысль развивалась  с древних времен. И на каждом  отрезке времени политические  взгляды отражали реальность  общественной жизни. В наши дни понятие «политика» уже настолько крепко вошло в обиход, что мы даже порой не задумываемся, откуда оно пошло и что изначально обозначало. А ведь понятие «политика» происходит от греческого слова «полис»- государство. Им древние греки обозначали государственные дела, отличая их от негосударственных, лично-семейных дел.

     С помощью этого понятия древнегреческие мыслители описывали устройство и процессы функционирования городов: отношения между сословиями и отношение власти, устройство и формы правления, а также множество других нравственных  экономических явления. Уже в то время понятие «политика» включало в себя множество аспектов. И каждый мыслитель, имел свое представление об идеальном государстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политические  воззрения Платона

     Платон(427-347 гг. до н. э) вошел в историю политической мысли как создатель «идеократической» модели управления обществом, опирающейся на идеальную норму, высшие ценности бытия.

     Для Платона полис – это система связей между людьми, появляющаяся из-за потребностей человека. И, прежде всего из потребности преодоления хаоса и определенной организации жизни общества. "Город", – пишет Платон, – "мир лихорадочный, живущий тревожно и хлопотливо".

     По  мнению Платона к  идеальному государству  ближе всего находится аристократическая  республика. Так же он выделил «четыре вида извращенного государственного устройства»:

    1. тимократия (т. е. власть, «основанная на господстве честолюбцев»);
    2. олигархия (господство немногих над большинством, когда властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении) ;
    3. демократия (власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии);
    4. тирания (наихудшая форма отклонения от идеального государственного             строя - власть одного над всеми в обществе);

     Всем  вышеперечисленным формам государства Платон противопоставляет утопию- проект наилучшего государственного правления. Этим государством руководят, как в олигархии, немногие. Но, в отличие от олигархии, этими немногими могут стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством; во-первых, в силу соответствующих природных качеств; во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки. Эта наилучшая государственная система должна, по Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач.

       Такое государство должно:

  • обладать средствами защиты для сдерживания и отражения враждебного окружения;
  • осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами;
  • руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности и творчества. .

  В идеальном Государстве Платона  виды работы разделены между разрядами  граждан. За основу такого разделения Платон взял различие между людьми по их нравственным свойствам, В разделении труда Платон видит фундамент всего общественного и государственного строя.

  Все сообщество по Платону представляет взаимодействие 3 сословий:

  • мудрецов – философов, управляющих делами государства;
  • воинов и стражей, защищающих государство;
  • земледельцев и ремесленников

   Для сохранения единства государства, считал Платон, решающее значение имеет правосудие. Исследуя вопросы, связанные с осуществлением правосудия в общественной жизни, он указывал:  «Если нарушено правосудие, связывающее воедино все органы государственного управления, тогда все правительственные должности распадаются, не согласуются одна с другой и уже не преследуют общей цели, а это ведет к уничтожению единства государства, порождает в нем множественность, наполняет его междоусобиями и ведет к скорой гибели.[4]

Судебная власть представлена тремя судами:

  • для гражданских дел;
  • инстанцией для уголовного суда
  • особым судом для рассмотрения преступлений, караемых смертной казнью.

   Предусмотрена инстанция для верховного наблюдения за всем государственным управлением -особый охранительный совет. Названные органы наделены определенными полномочиями при различной степени автономности. Таким образом, идеальное государство, по мнению Платона, это государство с разделением компетенции и полномочии государственных органов. 
 
 

Полития Аристотеля

     Самый яркий из учеников Платона — Аристотель (384-322 гг. до н. э.) не разделял наиболее существенных взглядов своего учителя, как философских, так и политико-правовых. Аристотель в отличие от своего учителя не стремился выводить обобщенные закономерности исторического развития полиса. Он считал, что «если цель государства — всеобщее благо, то главная задача любого полиса — нахождение такой формы правления, которая максимально соответствовала бы этой цели». [2]

       Государство Аристотель понимает  как высшую форму общения людей, поскольку она организована ради всеобщего блага. По Аристотелю полис вырастает из сельской общины, основу которой составляет семья, а слияние нескольких селений дает полис. Аристотель считал происхождение государства и его существование вполне естественным процессом, проистекающим из природы человека, который не может жить вне связи с себе подобными.

     Вступая в политическое общение, люди обретают новое качество, становясь гражданами. Однако гражданин — это не всякий человек, проживающий в том или ином государстве. Отличительным признаком гражданина считается обладание особого рода правами, например, права на участие в народном собрании (или в ином высшем законосовещательном органе) и в суде. Одновременно на гражданине лежит ряд гражданских обязанностей.

     Под государственным устройством Аристотель понимает «распорядок в области  организации государственных должностей вообще, и в первую очередь, верховной  власти». Верховная власть может находиться в руках одного, немногих и, наконец, большинства. Власть может осуществляться в общих интересах или исключительно в интересах правящих лиц. В соответствии с этими двумя критериями Аристотель выделяет три правильные формы государственного устройства:

     1) монархия (власть одного, имеющая  в виду общую пользу);

      2) аристократия (власть немногих, правящих  для общей пользы);

     3) полития (правление большинства  для общей пользы).

       Им противостоят три неправильные формы:

     1) тирания (правление одного, имеющего в виду собственную выгоду);

     2) олигархия (правление состоятельных  граждан, соблюдающих собственные  интересы);

     3) демократия (правление неимущего  большинства во имя своих интересов).           В последних трех правители исходят, прежде всего, из своих эгоистических интересов.

     . Из всех реально существующих видов государственного устройства Аристотель считает предпочтительным (но не идеальным) политию. Он определяет ее как смешение олигархии и демократии. Социальной опорой политии должен являться средний класс. Мыслитель говорит о том, что эта редкая форма государственного устройства существовала в Таранте, Орее, Сиракузах и, возможно, в Массалии.

     Аристотель  предлагал проект идеального государства, основанный на изучении реальной политической истории. Для того чтобы построить проект идеального государства, считает Аристотель, нужно, прежде всего выяснить, какой образ жизни является достойным уважения, ведь именно ради благой жизни люди объединены в государство общем пользовании, другая — в частном владении. Общая земля также делится на две части. Доходы с одной части идут на богослужение, с другой — на покрытие расходов по совместным трапезам. У каждого должно быть два частных участка земли. Первый — у города, второй — у границ государства. Только такой раздел может гарантировать справедливость и одинаковую заинтересованность граждан в обороне государственных границ.

     Государство обязано заботиться о нравственном воспитании своих граждан, о развитии у них всех добродетелей. Граждане должны развиваться и физически, и духовно. Для хорошего физического состояния населения нужно верно определить возраст вступления в брак и деторождения. Выращиваться и воспитываться должны только здоровые дети, но никогда — калеки. Детей следует воспитывать без особых нежностей, чтобы они росли выносливыми. Воспитание их начинается с пятилетнего возраста. Дети и юноши не должны видеть ничего недостойного свободнорожденных людей. Для них закрыт доступ к зрелищам, дурно влияющим на нравственность, и, напротив, открыты все пути для всестороннего образования.

     Важным  шагом в теории государства на пути к созданию учения о разделении властей (которое в завершенном  виде, разумеется, будет сформулировано европейскими мыслителями уже в  Новое время) явилось учение Аристотеля о трех частях государственного устройства. Аристотель выделяет: 1) законосовещательный орган, рассматривающий дела государства; 2) должности; 3) судебные органы.

     Говоря  о судебных органах, Аристотель выделяет восемь видов судов:

    • суд для принятия отчетов от должностных лиц;
    • суд над теми, кто нанес ущерб государству;
    • суд по поводу государственных преступлений;
    • суд для разбора тяжб по поводу штрафов;
    • суд по поводу крупных торговых сделок;
    • суд по делам об убийстве (подразделяющийся, в свою очередь, на четыре вида);                             
    •   суд по делам с участием иноземцев;
    • суд по мелким торговым сделкам.

     При формировании судов Аристотель рекомендует  совмещать принцип выборности и  принцип назначения по жребию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы

  1. Камнева.C.Слово о сущем. - СПб.: Наука,2005. -570 с.
  1. Кравцов Н.А. Учение Аристотеля о политике и праве // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. 2001, № 5.
  1. Лаврненко В.Н. Политология учебник для студентов  вузов. – М.:ЮНИТИАДА,2007 – 591с.
  2. Симовонян В.Ф. Учение Платона о государстве, политике и законе // Юридический вестник. - Ростов-на-Дону, 2003, № 1. - С. 63-71
  3. Смирнов Г.Н. Политология. – М.: ТК Велби, Издательство Прокспект,2006. – 336 с.
 
 
 

 

Информация о работе Идеальное государство в учениях Платона и Аристотеля