Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:02, реферат
Ш.Л. Монтескье был основоположником политических изменений во Франции, а, в последствии, и во всем мире. Его идеи о разделении властей, умасти народа в управлении и свободе навсегда изменили былые устои в государствах всего мира. Они и по сей день являются основой существования государств и права.
Введение 2
Идеи Аристотеля 3
Идеи Ш. Л. Монтескье 6
Заключение 9
Список использованной литературы: 10
Оглавление
Введение 2
Идеи Аристотеля 3
Идеи Ш. Л. Монтескье 6
Заключение 9
Список использованной литературы: 10
Труды таких великих мыслителей прошлого как Аристотель и Монтескье оказали неописуемое влияние на посторенние современных государств, содержание права и общество в целом.
В Древней Греции были созданы политико-правовые теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие политико-правовой мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Аристотель был одним из ярких представителей той эпохи, а его идеи оказали огромное влияние на всю будущее государств. Именно в творениях Аристотеля философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Воззрения философа, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.
Ш.Л. Монтескье был основоположником политических изменений во Франции, а, в последствии, и во всем мире. Его идеи о разделении властей, умасти народа в управлении и свободе навсегда изменили былые устои в государствах всего мира. Они и по сей день являются основой существования государств и права.
Оба этих философа повлияли на современные устои государства и права. Аристотель и Монтескье были первопроходцами и новаторами своего времени. Их вклад в современные устои общества, государства и прав я хочу отразить в своей работе.
Аристотель – древнегреческий философ, основал свою школу в Афинах. Его идеи охватывали самый широкий круг тем – от биологии до этики, не оставил он без внимания и тему государства и права.
Говоря о происхождении и природе государства, Аристотель подчеркивает естественный характер его появления. Он читает, что оно обусловлено общительной, полисной природой человека. По его словам, сначала возникает семья как результат стремления полов друг к друг, затем семьи объединяются в селения, а уже потом общество, состоящее из нескольких селений образует государство. Государство – наивысшая и завершающая форма человеческого общения, оно образуется людьми с конкретной целью – благая жизнь и общая польза. Так же, в отличие, например, от идей Платона, Аристотель подчеркивает необходимость появления частной собственности в государстве, т.к. общность семьи и имущества для государства будет губительна, причем собственностью могут обладать все.
Здесь мы постепенно подходим к формам государства, по мнению Аристотеля, и его проекту идеального государства. Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия — выгоды неимущих,
среди неправильных форм
Идеи идеального государства, по мнению Аристотеля, включают в себя множество аспектов. Тут учитываются и характеристики управленца в таком государстве. По мнению Аристотеля, тот кто властвует над свободными, сам должен пройти школу подчинения: «…нельзя хорошо начальствовать, не научившись повиноваться»1. К тому же, но настаивает, что не может быть счастливым государство, в котором несчастны его граждане.
Так же в идеальном государстве Аристотель учитывает все аспекты: численность населения, территория, состав населения и, конечно же, форма государства. Население должно быть не слишком большим, иначе государство не сможет нормально управляться, и не слишком малым, т.к. тогда государство не сможет быть самодостаточным. Само государство должно иметь территорию легко обозримую, но при этом абсолютно достаточную, для обеспечения населения всеми необходимыми продуктами. Состав населения, т.е. социальные группы, входящие в него, так же определен Аристотелем. Причем, он не считает ни землепашцев не ремесленников, ни торговцев гражданами, т.е. они не принимают участие в управлении. Управление сконцентрировано в руках воинов: в молодости они воюют, а к зрелости занимают судебные, государственные и управленческие должности.
Отдельное внимание Аристотель уделяет праву и закону. По его мнению, они существуют лишь в правильных формах государства, ведь закон тождественен справедливости.
Касаемо
же формы такого государства, то по
сути демократию. Все граждане поочередно
управляют и подчиняются, а благо общее
отождествляется с личным благом граждан.
В целом, представления о государстве
у Аристотеля, достаточно утопичны, однако
имеют в себе много идей давших жизнь современному
праву, политике и гос. управлению.
Шарль
Луи Монтескье один из известнейших
деятелей эпохи Просвещения. В трудах
и воззрениях Монтескьё усматриваются
истоки либерализма как
Стоит начать с идей Монтескье, касательных возникновения государств. Объясняя причину его возникновения, он выходит из социальности человека и близок к идеям Аристотеля на этот счет. В «Духе законов» мыслитель называет желание человека жить в обществе естественным законом, одним из четырех (остальные три: мир, стремление добывать себе пищу и стремление людей друг к другу).
С возникновением государства, возникают и законы. «Как только люди соединяются в обществе, - пишет Монтескье, - они утрачивают сознание своей слабости, существовавшее между ними равенство исчезает и начинается война. Каждое отдельное общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица в каждом обществе начинают ощущать свою силу и пытаются обратить в свою пользу главные выгоды этого общества — отсюда война между отдельными лицами.
Появление этих двух видов войны побуждает установить законы между людьми. Как жители планеты, размеры которой делают необходимым существование на ней многих различных народов, люди имеют законы, определяющие отношения между этими народами: это международное право. Как существа, живущие в обществе, существование которого нуждается в охране, они имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них еще законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское».2
Далее Монтескье выделяет три формы правления: республика, монархия и деспотия. Каждая форма имеет сою природу и свой принцип. Природа формы правления определяется числом правящих и способом организации власти. Он пишет: «республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица»3.
При определении свободы, Монтескье говорит: «…Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и другие граждане».
Касаемо свободы в гос. устройстве, то она возможна лишь в умеренных государствах, которые не злоупотребляют властью. Гарантией же политической свободы является разделение властей. Именно оно способствует созданию справедливых законов и их правильному применению. В каждом государстве есть три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная. Не будет свободы если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной, или соединены исполнительная и законодательная.
К тому же разделение властей предполагает разделение власти между народом, знатью и монархом.
В целом же можно сказать, что основы идей Монтескье частично схожи с идеями Аристотеля. Это, мне кажется, можно объяснить еще и тем, что в эпоху просвещения мыслители часто обращались к идеям древних философов. Однако, вносит в них либеральное видение государства, свое представление о свободах и участие народа в управлении.
Многие
из идей философов прошлого нашли
отражение в современном
Идеи Монтескье оказали огромное влияние на содержание таких документов как: Конституция США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, Гражданский кодекс Франции 1804 г. В целом, мне кажется, можно сказать, что современные идеи демократии и права в целом во многом основаны на идеях этих мыслителей.
Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений: учебник / И.Ю. Козлихин, А.В. Поляков, Е.В.Тимошина. – СПб.: Издательский Дом СПбГУ, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007. – 856с.
Аристотель
Политика. Книга из электронного ресурса.
Web: http://www.gumer.info/
Монтескье
Ш.Л. О духе законов. Книга из электронного
ресурса. Web: http://ru.wikisource.org/wiki/