Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:13, реферат
Идеология белорусского государства возникла не на пустом месте и не в одночасье. Её истоки следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности.
Введение
Идеология белорусского государства
возникла не на пустом месте и не
в одночасье. Её истоки следует искать
в историческом прошлом Беларуси.
На протяжении веков в процессе формирования
национальной общности, в ходе развития
экономической и
Предмет и теория изучения идеологии белорусского государства
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему.
Основные современные
идеологии - либерализм, социализм, консерватизм
- возникли в условиях становления
и развития западноевропейской цивилизации.
Эти идеологии отражали реальные
и многообразные конфликты
Но для становления
современных государств в Европе
и развития гражданского общества классовых
идеологий было недостаточно. Становление
государственности требует
Возникновение и развитие
суверенного государства
Это становится важным и
потому, что государственное
Идеология государства играет особую роль в процессе политической социализации. Политическая социализация происходит под воздействием многих факторов, но именно деятельность государственных и общественных структур обеспечивает "вертикальную" передачу системы ценностей и моделей восприятия политической реальности от политического режима к личности.
В идеологии государства
особенно четко проявляется
В демократическом обществе
наличие идеологии государства
не ликвидирует идеологического
плюрализма различных политико-
Эта идеология позволяет добиться согласия по базовым, фундаментальным ценностям общества и способствует уменьшению доли конфликтов соперничества и увеличению доли и значимости сотрудничества, что хорошо соотносится с национальным характером белорусов и белорусской толерантностью.
Важной проблемой идеологии
белорусского государства является
соотношение инноваций и
Ядром идеологии белорусского
государства является идея Отечества.
В моменты кризисов именно понятия
"Родина" и "Отечество" становятся
политическим средством преодоления
раскола между властью и
В системе ценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.
Правовой основой идеологии
белорусского государства является
Конституция Республики Беларусь. Конституция
любого государства и в том
числе белорусского, является, по сути,
главным идеологическим документом,
в котором прописаны все
Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:
1) теоретико-методологический
(базис системы). Цель - определение
основных компонентов и
2) процессуальный ("Вход"
в центры принятия
3) институциональный ("Центры принятия идеологических решений"). Цель - определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействия;
4) инструментальный ("Выход"
в среду системы в виде
Способ взаимодействия элементов
системы показывает, что если в
соответствии с ожиданиями граждан
руководством страны принимаются соответствующие
решения, то в политической, экономической
и духовной системах государства
соблюдается определенное равновесие,
и общество уверенно двигается в
направлении решения своей
Этапы становления идеологии белорусского государства
О своем месте в этом
мире каждый народ в ходе своего
исторического развития вырабатывает
определенную систему представлений,
понятий, принципов формирования своей
национальной общности, форм своей
государственной и
В Х - начале ХІІІ века на землях Беларуси существовало несколько государственных образований, из которых наиболее значительными были Полоцкое, Туровское, Новогородское и другие княжества. Эти княжества входили в состав Киевской Руси - своеобразной, чрезвычайно обширной средневековой федерации с определенными отношениями между князьями. Некоторые из крупных княжеств в Х-ХІІ вв. стали фактически независимыми и управлялись представителями местных династий. С середины ХІІІ до конца ХVІІІ в. земли Беларуси входили в состав Великого княжества Литовского. В своем государственно-политическом развитии оно прошло несколько основных этапов.
С середины ХІІІ в. до 1569 г. ВКЛ существовало как фактически независимая суверенная держава, связанная после Кревской унии 1385 г. с Польшей. С 1569 г. до конца ХVІІІ в. - в составе Речи Посполитой как одна из двух основных составных частей этой своеобразной федерации. С ретроспективной точки зрения государственный строй Великого княжества Литовского в конце ХVІІ-ХVІІІ вв. представлял начальную форму сословной (шляхетской) демократии. Это был первый шаг на пути к гражданскому обществу.
После включения в состав Российской империи Беларусь не имела государственного статуса. Это нашло отражение в официальном ее названии: с 1840 г. - Северо-Западный край. В отношении Беларуси не было издано специальных законов, которые выделяли бы ее как регион, который находился бы на особом правовом положении. Этническая территория белорусов с 1801 г. входила в состав Минской, Могилевской, Витебской, Гродненской и Виленской губерний.
25 марта 1918 г. в условиях
оккупации Беларуси
1 января 1919 г. была образована
Белорусская Советская
Белоруссия начала свое существование
как независимое государство 25 августа
1991. В это время страной руководили
коммунисты, а конституционная система
была унаследована от Советского Союза.
В результате период становления
белорусской государственности
характеризовался напряженной борьбой
между бывшими коммунистами и
другими политическими
15 марта 1994 Верховный Совет
Белоруссии принял новую
На референдуме 24 ноября 1996 была принята новая конституция, вступившая в силу 27 ноября 1996. В соответствии с новой конституцией был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание). Он состоит из Совета Республики (64 места; президент назначает 8 членов Совета, по 8 членов избираются каждой областью и городскими властями Минска) и Палаты представителей (110 мест). Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий парламента - 4 года.
Судебная ветвь власти с 1996 представлена Верховным судом, судьи которого назначаются президентом, а также Конституционным судом, половина членов которого назначается президентом, а половина избирается Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда - 11 лет. Президент с согласия Палаты представителей назначает премьер-министра и его заместителей, определяет структуру правительства, принимает решение об отставке правительства в целом и его отдельных членов. Президент назначает глав исполнительных органов власти всех шести областей страны. Президентские указы, выпущенные в перерывах между сессиями парламента, имеют силу закона, за исключением случаев, оговоренных конституцией 1996. Конституция ограничивает работу законодательного органа власти двумя сессиями в год на общий срок не более 170 дней.
В современный период в
республике происходят важные события
в жизни государства, в жизни
людей. Осуществляется процесс формирования
власти в Республике Беларусь: 09.09.2002
г. - выборы Президента Республики Беларусь;
02.03.2003 г. - выборы депутатов местных
Советов депутатов. В 2004 году состоятся
выборы депутатов Национального
собрания Палаты представителей, будет
сформирован Совет Республики. Все
политические силы страны признают, что
выборы, проводимые в Республике Беларусь,
призваны стать важной вехой в
развитии белорусской государственности
и формировании гражданского общества.
Выборы представляют собой определенную
процедуру, регламентируемую правилами,
в соответствии с которыми, из человеческой
среды выдвигаются