Импичмент в России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:20, реферат

Описание

Наиболее неопределенным основаниям к досрочному прекращению полномочий является импичмент и неспособность осуществлять свои полномочия. Так, критерии, по которым можно признать Президента, неспособным осуществлять свои полномочия, не определены в законе США, поэтому данный вопрос остается открытым и на сегодняшний день, а история США пока не знает ни одного случая отстранения президента от должности по основанию неспособности выполнять свои полномочия.
В России по Конституции, принятой в 1993 году, процедура во многом схожая с американской: отрешение Президента Российской Федерации от должности производит Совет Федерации 2/3 голосов по представлению Государственной думы.

Содержание

Импичмент в США……………………………………………….………………3
Отрешение президента от должности в России………………..……………….7
Особенности процедуры импичмента в США…………………..…………….10
Список литературы………………………………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

Импичмент.docx

— 27.81 Кб (Скачать документ)

Содержание

Импичмент в США……………………………………………….………………3

Отрешение президента от должности  в России………………..……………….7

Особенности процедуры импичмента в США…………………..…………….10

Список литературы………………………………………………………………11

 

 

 

Импичмент в США

Соединенные Штаты Америки это  государство с президентской  формой правления, во главе которого стоит Президент. Процедура избрания, назначения, исполнения и прекращения  полномочий Президента прописана в  Конституции данной страны. И именно в Конституции Соединенных Штатов, впервые был введен термин «импичмент»  или отстранение от должности.

Импичмент (англ. impeachment) — особый порядок  реализации ответственности высших должностных лиц в ряде зарубежных стран. В некоторых государствах с республиканской формой правления. Импичмент прежде всего предусматривается  для главы государства — президента — на случай совершения им государственной  измены или покушения на конституцию.

Конституция США предусматривает  порядок отрешения от должности  через процедуру импичмента не только Президента, но и некоторых других высших должностных лиц, в том  числе и судей.

Наиболее неопределенным основаниям к досрочному прекращению полномочий является импичмент и неспособность  осуществлять свои полномочия. Так, критерии, по которым можно признать Президента, неспособным осуществлять свои полномочия, не определены в законе США, поэтому  данный вопрос остается открытым и  на сегодняшний день, а история  США пока не знает ни одного случая отстранения президента от должности  по основанию неспособности выполнять  свои полномочия.

Что же касается процедуры импичмента, то она была заимствована Соединенными Штатами Америки у Великобритании, и ее механизм выглядит следующим  образом: обвинение должна вынести  Палата представителей, а осуждающий приговор - Сенат 2/3 голосов. Если обвинение  серьезно, то за импичментом может  последовать привлечение к обычному суду.

Более подробно процедуру импичмента в Соединенных Штатах можно представить  путем выделения следующих стадий:

- Юридический комитет Палаты  представителей Конгресса выдвигает  инициативу импичмента;

- После прений Палата представителей  Конгресса простым большинством  голосов от общего числа членов  Палаты принимает решение о  выдвижении обвинения против  должностного лица и предании  его суду Сената. При этом формулируются  конкретные пункты обвинения  «статьи импичмента»;

- Дело об импичменте слушается  в Сенате как обычное судебное  дело (на началах состязательности  сторон, с вызовом свидетелей, истребованием  доказательств);

- Сенат выступает в качестве  суда присяжных;

- Без обсуждения Сенат принимает  решение о виновности должностного  лица по каждому пункту обвинения  (по каждой статье импичмента);

- Решение о виновности принимается  большинством в 2/3 от общего  числа сенаторов;

- Если хоть один пункт обвинения  наберет голоса 67 сенаторов, импичмент  считается состоявшимся и должностное  лицо покидает свою должность.

Суть процедуры импичмента заключается  в том, что Президент, в силу особого  должностного положения, не может привлекаться к ответственности на общих с  гражданами своей страны основаниях, в связи с чем и разработан особый порядок возбуждения дел  об ответственности Президента.

Необходимо отметить, что если порядок  процедуры импичмента включает в  себя несколько стадий и детально разработан на законодательном уровне, то основания импичмента, наоборот, не отличаются своей определенностью.

Так, одним из наиболее распространенных оснований привлечения Президента к ответственности является государственная  измена.

В США признаки состава такого преступления, как государственная измена, сформулированы непосредственно в самой Конституции.

Однако, перечень деяний, составляющих государственную измену, очень узок и не подлежит расширительному толкованию. В соответствии с п. 3 ст. 3 Конституции «государственной изменой Соединенным Штатам считается только ведение войны против них или присоединение к их врагам, оказание врагам помощи и поддержки».

Ограничительное толкование государственной  измены привело к тому, что в  отношении высших должностных лиц  практика возбуждения дел по этому  основанию практически отсутствует.

Еще одним основанием предъявления обвинения Президенту является совершение им иных тяжких преступлений. Так, в  соответствии с п. 4 ст. 2 Конституции  США Президент и высшие должностные  лица могут быть отстранены от должности  процедурой импичмента за государственную  измену, взяточничество либо за другие важные преступления и правонарушения (мисдиминоры).

Признаки взяточничества достаточно четко определены законами США, но при определении «важных преступлений» и «мисдиминоров» возникает ряд вопросов, поскольку, с одной стороны понятие «мисдиминор» в уголовном праве США четко определено как менее тяжкое преступление, караемое лишением свободы на срок до одного года, а понятие «важные преступления», наоборот, не имеет закрепленной законом интерпретации.

В этой связи, американские юристы высказывают  мнение, что основанием для обвинения  Президента могут служить не только уголовно наказуемые деяния, но и любые  другие поступки Президента, которые  не содержат в себе состава преступления, но не совместимы с высокой должностью главы государства, причиняют значительный ущерб публичным интересам, подрывают  доверие к Правительству, в том  числе и серьезные упущения, путем действия или бездействия в исполнении должностных обязанностей и некомпетентность.

Как последствие, законодательство Соединенных  Штатов закрепляет, что отрешение  Президента от должности в порядке  импичмента влечет за собой, законодательный  запрет на занятие им последующей  ответственной должности на службе страны.

Кроме того, осуждение американского  Президента в порядке импичмента, кроме отстранения от должности, означает и лишение права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную либо приносящую доход  должность на службе США.

Если обратится к истории  то, два президента США были представлены к импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом, не набравшим необходимых 2/3 голосов: Эндрю Джонсон в 1868 (дело о незаконной отставке военного министра) и Билл Клинтон в 1998—1999 (дело о лжесвидетельстве и препятствии правосудию в связи с историей Моники Левински). В 1974 президент Ричард Никсон, также представленный к импичменту по делу Уотергейта Палатой представителей, ушёл в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отрешение президента от должности  в России

В России по Конституции, принятой в 1993 году, процедура во многом схожая с американской: отрешение Президента Российской Федерации от должности производит Совет Федерации 2/3 голосов по представлению Государственной думы.

Согласно статье 93 Конституции Российской Федерации рассматривает возможность отрешения Президента от занимаемой должности в случае его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обвинение может быть выдвинуто депутатами Государственной Думы, причем в количестве, не менее 1/3 состава парламента. При выдвижении такого обвинения создается специальная комиссия, которая рассматривает обоснованность выдвинутого обвинения, затем вопрос обсуждается на заседании Государственной Думы, которая, в случае ее согласия с обвинением, должна не менее чем тремястами голосов выдвинуть обвинение против Президента. С этого момента обвинение считается, практически, действительным. Если такое решение в Государственной Думе состоится, то после этого дело рассматривается Верховным Судом, который должен дать заключение о том, что действительно ли в действиях Президента имеются признаки государственной измены или иных особо тяжких преступлений, а затем в Конституционном Суде, который должен дать заключение о том, соблюдена ли предусмотренная Конституцией процедура выдвижения обвинения. После рассмотрения в Верховном и в Конституционном судах, вопрос рассматривается в Совете Федерации, который также должен не менее чем 2/3 голосов принять постановление по этому вопросу. Только в этом случае Президент считается отрешенным от должности. Кроме того, необходимо добавить, что с момента выдвижения обвинения Государственной Думой, т.е. с момента принятия ее решения по этому вопросу до рассмотрения этого вопроса в Совете Федерации согласно ст. 93 Конституции должно пройти не более трех месяцев. Если в установленный Конституцией трехмесячный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Отмечаются прежде всего  два основных недостатка статьи. Первое, что слишком узко определены основания  отрешения Президента от должности - только государственная измена либо тяжкое преступление. Составы тяжких и особо тяжких преступлений определяются Уголовным Кодексом Российской Федерации. Таким образом допускается, что Президент, совершающий не тяжкое преступление, может оставаться в своей должности. И второе, что трехмесячный срок необоснованно сковывает сроки рассмотрения вопроса.

В России процедура импичмента (отрешения  от должности) инициировалась трижды, один раз — согласно действующей  Конституции. Во всех случаях объектом становился первый президент — Борис Ельцин.

В первый раз вопрос об импичменте встал в марте 1993 года, по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России. Хотя действовавшая на тот момент (с изменениями) Конституция РСФСР 1978 года позволяла Съезду народных депутатов самостоятельно решать «любой вопрос, находящийся в ведении Российской Федерации», в результате переговоров между Верховным Советом и президентом, вопрос о полномочиях был вынесен на всенародный референдум, в ходе которого одновременно решался вопрос и о доверии Съезду. В результате народного волеизъявления обе ветви власти сохранили свои полномочия.

Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993, после указа  президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение  об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого однако не была признана исполнительной властью. Конфликт был  разрешен вооруженным путем в  ходе событий 3-4 октября.

В третий раз вопрос об импичменте рассматривался в 1998—1999 годах. Президент  Ельцин обвинялся Государственной Думой по четырём пунктам: развал СССР, развязывание войны в Чечне, ослабление обороноспособности и безопасности России, расстрел Верховного Совета в 1993 году. Факультативно рассматривался вопрос о «геноциде российского народа». В Государственной Думе была создана специальная парламентская комиссия по рассмотрению вопроса об импичменте во главе с членом фракции КПРФ Вадимом Филимоновым (председатель), Виктором Илюхиным (КПРФ) и Еленой Мизулиной «ЯБЛОКО» (заместители председателя). В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки квалифицированного большинства депутатов (для выдвижения обвинения по вопросу о войне в Чечне не хватило 17 голосов) и процедура была прекращена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности процедуры  импичмента в США

Процедура отстранения Президента США от должности более рациональна  и действенна. Если согласно Конституции  России 1993 г. эта процедура включает в себя пять этапов, ограниченных по времени всего тремя месяцами, что, принимая во внимание громоздкость и трудоемкость процедуры, по сути превращает механизм импичмента в "мертвую букву" российской Конституции, то в США  процедура импичмента реализуется  в два этапа. Согласно модели, предложенной Александром Гамильтоном, она инициируется в Палате представителей Конгресса  и заканчивается в Сенате, принимающем  свое решение абсолютным числом голосов. Судебная власть также играет свою роль: глава Верховного суда США  председательствует в ходе заседаний  Сената, рассматривающего дело об импичменте Президента.

Если сопоставить процедуру  импичмента в России и США, то можно  выделить три основных особенности:

В США более широко сформулированы основания отрешения президента от должности. Такие действия, которые  вменялись Президенту Клинтону в  вину (дача ложных показаний под  присягой, давление на суд) по российскому  законодательству не тяжкие преступления, и поэтому они не могли бы служить основанием постановки вопроса об отрешении Президента от должности.

В США по существу предусмотрена  следственная процедура рассмотрения этого вопроса. Назначается независимый  прокурор, который ведет следствие, пользуется всеми процессуальными  правами.

По американскому законодательству Прокурор должен доказать, что в  действиях Президента есть состав преступления, т.е. доказать все признаки состава  преступления. В России же Комиссия по импичменту должна выявить наличие признаков преступления, т.е. признаков, еще не образующих состав преступления, которые не являются основанием для переедания суду, а только - основанием для возбуждения уголовного дела.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской федирации. – М.: АСТ: Астель; Владимир: ВКТ, 2012. – 64 с.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО "Новая правовая культура", 2009. – 593 с.
  3. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. Большой юридический словарь. - Инфра-М, 2001. – 623 с.
  4. Бавлова А. В. Отрешение от должности высших должностных лиц // Право и государство: теория и практика. – М.: Право и государство, 2009, №9. – с. 30-31
  5. http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия

Информация о работе Импичмент в России и США