Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:15, реферат
Понятие “власть” является одним из центральных в политологии, дающим ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Основное содержание политики – это борьба за завоевание и осуществление государственной власти. Оно употребляется в самых различных смыслах. Философы говорят о власти объективных законов, экономисты – о власти экономической, политологи – о власти политической, психологи – о власти человека над самим собой, богословы – о власти Бога и т.д. [6]
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ 6
1.1 Содержательная характеристика политических интересов 6
1.2. Механизм реализации политических интересов. Политическое участие и политическая деятельность 11
2. ВЛАСНЫЕ ОТНАШЕНИЯ 13
2. 1. Природа власти, ее психологические основы и источники 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
1.2. Механизм реализации политических интересов. Политическое участие и политическая деятельность
Политический интерес, являясь
неотъемлемым свойством всех субъектов
политики, в функционально-деятельном
плане представляет их творчески
преобразующее отношение к
Эти две тенденции образуют диалектическое
противоречие в реализации политического
интереса. Их взаимное отрицание проявляется
в том, что они не совпадают
между собой, не тождественны друг другу,
поскольку образуют два процесса,
имеющих взаимно
Реализация политического
2. ВЛАСНЫЕ ОТНАШЕНИЯ
Власть есть волевое отношение
между людьми. Она присуща любому
обществу и необходима для поддержания
его целостности и единства, для
организации общественного
Некоторые ученые полагают,
что власть означает реальную способность
одного из элементов существующей системы
реализовать собственные
В политической науке можно
вычленить следующие
1) бихевиористское определение.
В соответствии с ним власть
– особый тип поведения
2) телеологическое, согласно
которому власть – это
3) инструменталистское,
4) структуралистское,
5) определение власти
как влияния, оказываемого на
других. При этом влияние понимается
как способность субъекта
6) функционалистское, которое
исходит из положения, что
7) конфликтное. Оно сводит
власть к возможности принятия
субъектом решений,
Определение власти должно включать следующие элементы: – во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные лица, а также “коллективно действующее лицо” (партия, организация, комитет, совет и т.д.). Власть может ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);
– приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженного с его помощью воле;
– подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.
Наличие этих элементов необходимо
для возникновения
Власть иногда отождествляют с ее орудиями – государством, политической организацией общества, со средствами управления, с методами – принуждением, убеждением, насилием. Некоторые проводят знак равенства между властью и авторитетом, имеющими много общего, но и отличающимися принципиально.
Власть, определяемая как возможность одного человека принуждать другого к совершению какого-либо действия, представляется как бы встроенной в человеческую сущность. Однако, почему же одни люди обладают политической властью, а другие – нет? Для ответа на этот вопрос выдвигались разные объяснения, имеющие биологическую, психологическую, культурную природу.
Природа власти. Если исходить из того, что власть – способность индивидуума или групп влиять на поведение других в соответствии со своими желаниями, то можно выделить следующие ее аспекты:
– власть – это отношение
между людьми, которое не является
их характерной чертой или свойством;
– власть предметно обусловлена. Отношения
власти не поддавались бы оценке, будь
они неделимы. Каждая грань отношений
имеет свой предел власти, т.е. “Х” имеет
власть над “Y” в вопросе “А”, но не в
вопросе “В”;
– власть относительна: “Х” имеет над
“Y” больше власти, чем “Z”;
– власть “ситуационна”, т.е. зависит
от условий, в которых осуществляется;
– власть отчасти опирается на одобрение
наиболее авторитетной части людей (влиятельной
партии);
– власть кончается там, где начинается
насилие, хотя она и предполагает угрозу
применения силы или насилия, но неспособность
субъекта власти обеспечивать согласие
людей без использования физического
насилия означает, что власти не существует,
а есть попытка оказывать давление.
Психологические основы власти. Общественные законы суть законы сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество – это действия людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно, власть. Власть рождается с самим общественным процессом, являясь одним из необходимых условий его функционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т.е. в известном смысле им подчинена и без их поддержки не может существовать. Власть неизбежна. Ее присутствие и последствия – принуждение видны во всех отношениях между людьми.
Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество, состоящее из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется. Живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.
Нравственный интерес требует личной свободы как условия, без которого невозможны человеческое достоинство и высшее нравственное развитие. Но существование общества прежде всего зависит от безопасности всех живущих в нем. Любое общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечает В.Соловьев: “Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собой. Из их встречи рождается право”. [8]
Власть вовсе не является непременно, результатом насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила соединяющая людей в общество. Искание над собой власти, свободное желание подчинения вовсе не есть выражение слабости. Подобно тому как стремление к независимости может порождаться не только могучей силой, но также грубой необузданностью натуры, тщеславием, так и стремление к подчинению не всегда является результатом слабости.
Таким образом, власть неизбежно оказывается следствием психической природы человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть.
В связи с этим людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливая известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти. Несколько последних лет Россия занята именно этим. Анализ общественного мнения показывает, что требование навести твердый порядок в стране находится на одном из первых мест в системе ценностей. Вместе с тем в обществе все прочнее утверждается идея о том, что вряд ли можно достичь этого порядка, если в стране нет сильной власти. Совершенно отчетливо проглядывается ситуация, когда люди, обеспокоенные судьбой страны и своей собственной, ищут властного непререкаемого воздействия, которому бы подчинилось все население со всеми его разнообразными потребностями и интересами и в котором бы наше общество обрело порыв к деятельности. Возможно, этим объясняется, феномен Ельцина. Власть, занимающуюся призывами, народ поддерживает только на первых порах. Если же она свои обещания не реализует, то крах такой власти неизбежен. Народ требует от власти действий, пусть даже эти действия будут и ошибочны.
Да, власть требует подчинения.
Но люди, подчиняясь ей, не жертвуют своей
свободой. Они вместо подчинения стихийным
силам подчиняются сами себе, т.е.
тому, что сами осознали необходимым.
Люди лишь выходят из слепого подчинения
внешним обстоятельством и
Источники власти. Общепризнанным источником власти является сила. Поэтому власть в сознании людей часто отождествляется с насилием. Источниками власти могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. Организация выступает средой для становления отношений, способствующих не только мобилизации ресурсов людей, но и претворению в жизнь принимаемых решений. И должность, и опыт, и знания имеют смысл и реализуются через организацию: то, что не под силу одному, достигается усилиями организации.
С точки зрения типологии
выделяют власть в бесклассовом и
в классовом обществе. По формационному
признаку власть классифицируют на первобытнообщинную,
рабовладельческую, феодальную, капиталистическую,
социалистическую. По функциям органов
власти различают законодательную,
исполнительную и судебную власть.
По способам организации власти –
монархическую, республиканскую. По степени
институализации –