Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:18, реферат
Иран - унитарное государство. В административном отношении делится на 25 провинций.
По форме правления Иран - республика, однако сильное влияние шиитских политических концепций придает форме правления в Иране большую специфику. Действует Конституция, утвержденная на референдуме 2-3 декабря 1979 г., с последующими (от 28 июля 1989 г.) поправками. Политический режим клерикально-авторитарный. Согласно Конституции ИРИ и принятому в 1981 г. закону в стране запрещена деятельность политических партий и неисламских организаций. Существует ряд исламских ассоциаций прорежимной ориентации, в частности "Общество борющегося духовенства".
В системе трудовых
отношений в Иране особую роль
играют исламские советы по труду, создаваемые
на предприятиях с численностью работников
более 35. Они считаются представителями
исламского трудового коллектива. Членами
этих советов могут быть только граждане
Ирана, благочестивые мусульмане. Советы
наделены законом значительными полномочиями.
В частности, без их санкции невозможно
дисциплинарное увольнение. Профсоюзы
и коллективные договоры подлежат обязательной
регистрации в Министерстве труда, которое
утверждает устав профсоюза, содержание
договора. Забастовки в Иране прямо не
запрещены, однако при возникновении трудовых
конфликтов применяется принудительный
арбитраж, который делает, по сути дела,
невозможной забастовочную борьбу.
Уголовное право
и процесс
Развитие уголовного права Ирана в полной мере отражает историю эволюции правовой системы страны в целом.
В 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского деликтного права была практически сведена на нет в результате серьезных реформ, выразившихся, в частности, в принятии Уголовного кодекса 1926 г. Этот Кодекс был построен на заимствовании основных положений французского уголовного законодательства (Уголовного кодекса Франции 1810 г.), хотя в принципе и допускал, что деяния, считающиеся преступлениями по мусульманскому праву, могут быть наказаны установленными им санкциями. Однако на практике до создания исламской республики в 1979 г. предпочтение отдавалось нормам Кодекса 1926 г., поскольку он предлагал альтернативу любым исламским наказаниям в виде санкций, характерных для европейского уголовного права.
После исламской революции 1979 г. наметился обратный процесс. Сразу после установления нового режима различные новые судебные органы стали широко использовать мусульманское деликтное право шиитского толка, а Уголовный кодекс 1926 г. был фактически отменен. Новая Конституция Исламской Республики Иран 1979 г. провозгласила, что уголовные законы страны должны соответствовать принципам ислама (ст.4), и при установлении ответственности за уголовные преступления следует применять нормы шариата (ст.156).
В первое время ведущими
источниками при решении
В апреле 1981 г. в Иране вступил в действие исламский Закон о кисасе, который включал 199 статей и предусматривал все наказания за убийство и телесные повреждения. Затем был принят Закон о худуд, предусмотревший санкции за такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража и разбой. Оба акта целиком базировались на соответствующих предписаниях шариата. В конце 1980-х гг. была проведена реформа уголовного права Ирана, в результате которой принят единый кодифицированный акт - Уголовный кодекс 1988 г., включивший мусульманско-правовые санкции за все 3 категории правонарушений по шариату - худуд, кисас и тазир (см. раздел "Саудовская Аравия", уголовное право).
Смертная казнь предусмотрена за убийство; преступления, связанные с наркотиками; политическое насилие; другие политические преступления; "моральные" преступления, такие как супружеская неверность, проституция, содомия и неоднократное употребление алкогольных напитков; разбой, вероотступничество. При этом лицо, осужденное за убийство, может быть казнено только при согласии ближайшего родственника потерпевшего из числа мужчин, который может выбрать и выкуп за кровь (дийя). Преступления категории худуд Уголовный кодекс 1988 г. рассматривает как посягательства на права бога, подлежащие неотвратимому наказанию. Если за них предусмотрена смертная казнь, она не может быть заменена иной санкцией.
Наиболее распространенные способы приведения смертных приговоров в исполнение - расстрел и повешение. Забрасыванием камнями наказывается прелюбодеяние.
По числу смертных казней Иран занимает одно из первых мест в мире (наряду с КНР и Нигерией). Большинство казненных составляют лица, осужденные за убийство, незаконную торговлю наркотиками и их употребление, а также политические противники, осужденные за вооруженную оппозицию правительству.
Помимо смертной казни широкое применение (в соответствии с нормами шариата) получили телесные наказания. В частности, однократное употребление спиртных напитков и наркотиков наказывается 80 ударами плети, "неквалифицированное" прелюбодеяние - 100 ударами плети и т.д. На практике телесные наказания суды начали применять уже летом 1979 г., в частности за незаконное повышение торговцами рыночных цен.
Уголовное законодательство предусматривает и общепринятые виды наказания, такие как тюремное заключение и штраф.
Уголовный процесс, так же как и уголовное право, находится под влиянием мусульманско-правовых концепций, положенных в основу УПК 1988 г. В то же время в Иране признаны ряд общедемократических принципов уголовного судопроизводства. Согласно Конституции (ст.165) судебные процессы должны быть открытыми, если только суд не решит, что открытое разбирательство было бы пагубно для общественной морали и порядка, или если дело касается частных споров и обе стороны ходатайствуют о закрытом рассмотрении дела. Вердикты судов должны быть хорошо аргументированы и основаны на документах, со ссылкой на соответствующие статьи закона и принципы права (ст.166). Судья должен стремиться выносить решение на основе кодифицированного права. При отсутствии соответствующей нормы решение должно основываться на авторитетных источниках мусульманского права (ст.167).
Политические преступления и преступления прессы должны рассматриваться открыто и с участием присяжных, в судах общей юрисдикции. Способ отбора присяжных, их полномочия и определение политических преступлений устанавливаются законом в соответствии с исламскими критериями (ст.168). Закон, устанавливающий уголовную ответственность, не может иметь обратной силы (ст.169).
Согласно ст.35 Конституции обе стороны судебного процесса имеют право (во всех судах общей юрисдикции) пользоваться услугами адвоката по своему выбору. Если они не имеют такой возможности, то должны быть приняты меры по назначению адвоката.
Тем не менее международные наблюдатели отмечают многочисленные факты несправедливых судебных процессов, массовое применение пыток в ходе следствия и целый ряд других нарушений прав человека в сфере уголовного судопроизводства.
Уголовные дела рассматриваются уголовными судами (в 1994 г. объединены с гражданскими) или Исламскими революционными судами (ИРС), причем их юрисдикция различна. Под юрисдикцию ИРС подпадают: все преступления против внутренней и внешней безопасности государства, вероотступничество, покушение на жизнь политических деятелей, незаконная торговля наркотиками, подавление борьбы народа Ирана, расхищение общественного богатства и спекуляция.
В соответствии с регламентом ИРС должен состоять из 3 человек, в том числе 2 судей. На практике эти суды часто состоят только из одного лица религиозного судьи. Разбирательство производится по упрощенной процедуре, без адвоката. Способ установления виновности опирается на показания "благочестивых людей", такие показания могут быть подтверждены клятвой (qassameh). Подтвержденные клятвой свидетельства не могут быть опровергнуты подсудимым, и обвинение вправе ими ограничиться.
Осужденные, дела которых рассматриваются в уголовных судах, не имеют права обжаловать обвинение и приговор. Однако Верховный Суд должен проверить применение закона по делам, в которых уголовные суды вынесли приговоры, предусматривающие смертную казнь или другие серьезные наказания, до их вступления в силу.
Высокий совет правосудия
утверждает смертные приговоры; он может
возвратить дело в тот же суд для
повторного рассмотрения. В то же время
по политическим делам вообще не существует
норм об обжаловании обвинения и
приговора в вышестоящий
Судебная система.
Органы контроля
Согласно ст.156 Конституции судебная власть независима. Она функционирует на основе исламских норм и обычаев. Высшей судебной инстанцией является Высокий совет правосудия, состоящий из 5 членов, срок полномочий которых - 5 лет. В Высокий совет правосудия входит Главный судья Верховного Суда и генеральный прокурор. Оба должны быть шиитскими муджтахидами (признанные знатоки мусульманского права из числа духовенства, получившие право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе Корана и сунны). Три других члена выбираются мусульманскими правоведами.
В компетенцию Высокого совета правосудия входят, в числе прочего, утверждение смертных приговоров, подготовка законопроектов, относящихся к судебной власти, наблюдение за назначением судей, решение ряда кадровых вопросов. Статья 160 Конституции предусматривает, что министр юстиции должен быть назначен Премьер-министром из числа кандидатов, рекомендованных Высоким советом правосудия. Министр юстиции отвечает за административно-финансовое обеспечение деятельности всех судов в стране.
Контроль за правильным исполнением законов, обеспечением их единого толкования осуществляется Верховным Судом. Председатель (Главный судья) Верховного Суда и генеральный прокурор назначаются Высоким советом правосудия после консультации с судьями Верховного Суда на 5 лет. Верховный Суд является апелляционной инстанцией, проверяющей решения нижестоящих судов, чтобы гарантировать их соответствие законам страны и единообразие судебной правоприменительной практики.
Военные суды согласно Конституции (ст.172) рассматривают дела о преступлениях, связанных с прохождением военной службы или службы в военизированных организациях (жандармерии, полиции, Корпусе стражей Исламской революции). В то же время общегражданские преступления указанных лиц либо преступления, находящиеся в ведении офицеров юстиции, рассматриваются в общих судах. Военная прокуратура и военные суды являются частью судебной власти, и на них распространяются все принципы, относящиеся к этой власти.
Конституция предусматривает также создание Суда административной юстиции для рассмотрения жалоб граждан на действия правительственных органов и их должностных лиц, а также оспаривания подзаконных актов (ст.173). Этот суд находится под контролем главы судебной власти.
Судьи всех судов должны знать мусульманское право, а также отвечать другим требованиям, установленным Высоким советом правосудия.
Юридическую помощь гражданам оказывает адвокатура. Ее основной организационной формой являются партнерства. Кандидаты в адвокаты должны получить степень бакалавра права в одной из иранских юридических школ, что требует прохождения 4-летнего курса обучения. Иностранные дипломы в принципе признаются, однако в этом случае от кандидата обычно требуется сдача дополнительного экзамена. Помимо этого необходима годичная стажировка или 3-летний стаж работы в органах юстиции. Получившее статус адвоката лицо имеет право выступать в судах любого уровня.
Институт конституционного контроля в Иране имеет особенности, отражающие исламский характер всей правовой системы. Конституция 1979 г. учредила Совет по охране Конституции (часто переводится как Попечительский совет или Совет стражей) - орган, рассматривающий законы, принятые Меджлисом, на предмет их соответствия исламским и конституционным принципам (ст.94). Этим определяется его состав: 6 мусульманских правоведов, "известных своим знанием исламской юриспруденции и знакомых с требованиями времени", и 6 юристов, представляющих различные отрасли права. Первые отбираются Лидером (духовным Руководителем государства), вторые представляются Высоким советом правосудия и окончательно утверждаются Меджлисом. Срок полномочий членов Совета - 6 лет, с обновлением половины состава через 3 года после образования (по жребию).
В Иране функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые могут налагать мусульманские наказания за отклонения от правил торговли, общественного порядка или норм морали.
Специальным органом
финансово-экономического контроля является
Финансовый суд. Согласно Конституции
этот суд находится в прямом подчинении
у Меджлиса. Его структура и
управление делами в Тегеране и в
центрах провинций определяются
законом (ст.54). Финансовый суд в порядке,
предусмотренном законом, проверяет или
инспектирует все счета министерств, государственных
предприятий и учреждений и других структур,
которые хоть в какой-то степени используют
государственный бюджет страны, дабы убедиться
в том, что расходы не превысили утвержденные
кредиты и что каждая сумма потрачена
правильно. Финансовый суд готовит соответствующие
выкладки, счета и документы и представляет
Меджлису отчет о выполнении бюджета за
каждый год с приложением своих выводов
и предложений.
3 Высший руководитель
Высший руководитель,
«Рахбар» (перс. ???? ???? — рахба?ре моаззам)
является главой государства и верховным
главнокомандующим вооруженными силами.
Он определяет общее направление
развития страны, внешнюю и внутреннюю
политику. Рахбар назначает руководителей
силовых ведомств, государственных телевизионных
и радио-каналов, а также шестерых из 12
членов Совета стражей. Высший руководитель
избирается Советом экспертов путем прямого
голосования, формально Рахбар подотчетен
Совету и по конституции может быть в любое
время снят им с должности.
[править] Исполнительная власть
Основная статья: Президент Ирана