Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:45, доклад
Дж. Френч и Б. Рейвен выделяют следующие источники и основания власти:
власть вознаграждения или принуждения со стороны субъекта власти;
признание объектом власти законного права субъекта предписывать ему определенное социальное поведение; идентификация объекта власти с ее субъектом;
Источники политической власти
Дж. Френч и Б. Рейвен выделяют следующие источники и основания власти:
власть вознаграждения или принуждения со стороны субъекта власти;
признание объектом власти законного права субъекта предписывать ему определенное социальное поведение; идентификация объекта власти с ее субъектом;
Основанием власти является знание, которым обладает субъект. Власть, основанная на вознаграждении, возрастает с размером ожидаемого вознаграждения. Власть как принуждение держится на ожидании наказания за неконформное поведение. Сила власти в этом случае зависит от угрозы наказания минус вероятность избежания наказания благодаря послушанию. Власть, основанная на позитивных санкциях (вознаграждении), имеет тенденцию возрастать и эволюционировать во власть, ориентированную на идентификацию объекта с субъектом. Власть, основанная на негативных санкциях (принуждение), ведет к тому, что объект стремится уйти из поля влияния субъекта воздействия.
Законный или
Власть как идентификация, или референтная
власть, строится на чувстве единения
одного индивида с другим. Чем сильнее
идентификация объекта власти с ее субъектом,
тем сильнее власть последнего.
Сила экспертной власти зависит от степени
знаний, которые ценятся в данной области,
и от отношений между объектом и субъектом
власти.
В настоящее время существует наиболее полная классификация источников власти, предложенная Х. Хекхаузеном.
Выделяются шесть источников власти:
1.Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения в политике практически не применяется, хотя использование этого источника власти является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.
2.Власть принуждения. Определя
власть употребить?» подразумевает, в
первую очередь, применение силы по отношению
к оппонентам.
3.Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательном подчинении установленным правилам и нормам объекта власти.
4.Власть эталона. Основана она на идентификации объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).
5.Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
6.Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете.