Истоки и предпосылки тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение тоталитаризма. Задачами данной работы является изучение понятия тоталитаризма, его возникновения, его истоков и предпосылок, а также собственное изложение понимания тоталитаризма.

Содержание

Введение 3
1. Происхождение термина «тоталитаризм» 5
2. Признаки тоталитаризма 8
3. Истоки и предпосылки тоталитаризма 11
4. Собственный анализ тоталитаризма 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Словарь основных понятий 21

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

Тоталитаризм  представляет собой специфическую  попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального  противоречия между усложнением  социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности». Порождением индустриализма и этатизма (резкого расширения государственного влияния) является и лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-механистическое мировоззрение. Его суть состоит в восприятии мира как огромной механической системы, а совершенного, идеального государства - как единой, хорошо организованной фабрики, машины, состоящей из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющейся единой команде. Тоталитарные коллективистские представления значительно расходятся у элит и масс. Если для политической элиты характерно преимущественно рационалистическо-индустриальное видение общей цели, то у масс сознание может носить общинно-коллективистский характер, что особенно проявилось в странах Востока. Однако в любом случае тоталитаризм базируется на сознании, исходящем из безусловного подчинения индивида коллективу. Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Капитализм с его жесткой конкуренцией, борьбой всех против всех, эгоистической моралью, обезличиванием индивида вызывает у многих людей психологическое отторжение, делает их восприимчивыми к тоталитарной идеологии.

Тоталитаризм  имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую  привлекательность. Он дает надежду  с помощью новой веры и организации  утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном во времени и пространстве, чем отдельный индивид, в классе, нации, государстве, партии и т.п. С помощью приобщения к сакрализированной, всемогущей Власти человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту. Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности и возвыситься над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии. Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок - появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы - промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому, не дорожат им и склонны к различным политическим авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями. Как обнаружили американский социолог Р. Парк и другие исследователи, маргиналы выделяются такими психологическими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, повышенная чувствительность, стесненность, эгоцентричность. С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слоев. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной.

В Германии социальной опорой национал-социалистического  тоталитаризма стал новый «промежуточный класс» - многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники, небогатые представители свободных профессий и т.п., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Итак, общие предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. Это - индустриальная стадия развития; нарастание рациональности и организованности в жизни общества; появление монополий и их срастание с государством; этатизация общества; массовое коллективистско-механистическое мировоззрение; эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности; острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев.

4.  Собственный анализ тоталитаризма

Для тоталитаризма характерен полный контроль государством всех сфер общественной жизни: политической, экономической, культурной и т.д. Тоталитаризм - это в первую очередь система массового террора, которая обеспечивает в стране атмосферу всеобщего страха. Таким образом, на мой взгляд, основной задачей тоталитарного государства является формирование угодного типа человека и последующее его использование в качестве инструмента осуществления власти. В условиях тоталитаризма личность не способна иметь субъективные права и обязанности, она несвободна и подчинена государству, которое пытается контролировать не только его поведение, но и даже мысли человека. Управлять не только людьми, но и умами, как мне кажется, достаточно непростая задача. СМИ полностью подчинены государству, поэтому человек каждый день со всех сторон слышит восхваления в адрес государства и власти и, наоборот, жесткую критику по отношению к остальным странам. Но этого мало, ведь для тотального подчинения, как ни странно, необходимо соответствие власти интересам народа или хотя бы некое подобие. Вера и страх порождали черты тоталитарного идейного комплекса - политическую пассивность масс и личностей, боязнь радикальных перемен и агрессивность в отношении их сторонников. Человек толпы не тяготеет к свободе. Ему гораздо удобнее, когда его жизнью, волей, разумом распоряжается некий индивидуальный или коллективный лидер. Невозможность для руководства тоталитарного государства опереться для укрепления власти на авторитет традиций, а также на волю большинства населения вызывает необходимость создания некого культа личности вождя. Этот аспект лежит в основе любого тоталитарного государства.

Так как личность гражданина опасна для государства, она генерирует идеи, она задает вопросы, то единственной полноценной личностью может быть только личность вождя-диктатора. И по существу люди отказываются от индивидуальных личностных характеристик, от собственных мировоззрений и предпочтений, а вместо этого берут за основу готовую модель личности вождя. Однако абсолютный тоталитаризм, по моему мнению, является утопией. Люди вынуждены вести существование, при котором следовать официальным предписаниям просто невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Это порождает как бы двойной стандарт в поведении тоталитарного человека и появляется некое двоемыслие, т.е. жизнь и сознание человека как бы раздваиваются. Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов «классического» тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя. Тоталитарное государство менее удобно для проживания, но более жизнестойко в случае экстремальных ситуаций (от мировой войны до стихийных бедствий). Однако при власти в таком государстве должны стоять достаточно гибкие люди, умеющие адекватно оценивать степень недовольства населения. Оно будет всегда недовольно, но в критических показателях можно вызвать массовые протесты и антигосударственные удары немногочисленных индивидов, которые сами по себе не опасны, но действуют как опасный вирус, заражая общество. Но хотя если посмотреть с другой стороны, я не считаю тоталитаризм уж настолько отрицательным, для примера можно обратиться к истории. Германия-страна с тоталитарным режимом, смогла совершить резкий скачок в экономике. Во время своего апогея Германия была столь сильна, что смогла противостоять половине стран земного шара, а победить её смогла лишь другая страна с тоталитарным режимом - СССР. Самым большим злом тоталитаризма называют репрессии, но ведь они лишь капля в море тех жертв, которые понесла бы СССР, проиграв войну или в случае раскола изнутри и начала ещё одной гражданской войны. Так что цель оправдывает средства. Что же касается правовой системы, несмотря на то, что государство с тоталитарным режимом не может быть правовым, в нём не было высокого скачка преступлений, из-за суровости наказаний. Жёстко, но эффективно. На счёт «оболванивания» и деградации личности. Разве было в странах с тоталитарным режимом такое моральное разложение и падение нравов как сейчас? Я считаю, тоталитарный режим это некое прекрасное средство для преодоления кризиса в государстве. Он позволяет сосредоточить все ресурсы на достижение цели. Но если после её достижения не произойдёт смягчения режима, то тогда, по моему мнению, оголятся все те негативные стороны, о которых говорилось ранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тоталитаризм - это система политического и  экономического насильственного господства. Во-вторых, при тоталитаризме для личности нет места, у неё нет ни прав, ни свобод, ни выбора. В-третьих, тоталитарный режим - это террористическая диктатура, контролирующая все стороны жизни государства и отдельных людей. Проблема тоталитаризма - это, по сути, глобальная проблема. Любой тоталитарный режим, даже в небольшой и далекой стране, в наш атомный век представляет собой серьезную угрозу всему человечеству. Поэтому на смену принципу невмешательства во внутренние дела других государств должны прийти - применительно ко всем странам мира без исключения - принципы приоритета прав человека и законности международного вмешательства в случаях массовых и систематических нарушений этих прав. Устранение угрозы тоталитаризма — это в значительной мере проблема ликвидации огромного разрыва в уровнях социально-экономического развития в мире, предоставления отсталым странам и регионам возможностей подтягивания до уровня передовых, предупреждения войн, экологических катастроф. В этих целях необходимо максимальное объединение усилий всего человечества, ведь если всякое государство несет зло, то Абсолютное Государство порождает абсолютное зло. Поэтому необходимо сводить государство к допустимому минимуму. Государственное регулирование, столь необходимое для модернизации, не должно вести наше пост тоталитарное общество к новым формам его огосударствления. Жесткий контроль, за государственным аппаратом может обеспечить только гражданское общество. Его формирование - основная гарантия от тоталитарного перерождения. Самое главное: путь к тоталитаризму и пути к свободе заложены в самой нашей природе. То, куда мы идем, есть результат, прежде всего нашего личного нравственного выбора.

 

 

Список  используемой литературы

  1. Гаджиев К.С. Политическая философия  М: ОАО « Издательство « Экономика»1999
  2. Игрицкий Ю. И. Концепции тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе. //История СССР, 1990, N 6
  3. Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. М., 2000
  4. Соловьев А.И. Политология М «Аспект-Пресс» 2001
  5. Сумбатян  О.Г. Тоталитаризм — политический феномен XX века / Социально-гуманитарные знания. 1999 №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь основных понятий

Автократия (от греч. autokráteia — самодержавие, самовластие) — способ управления государством, экономикой, предприятием, основанный на сосредоточении власти в руках у одного лица.

Диктату́ра (лат. dictatura) — форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции — правителю (диктатору), правящей партии, правящей группе лиц, правящему союзу или правящему социальному классу.

Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).

Маргинализация — социологическое явление, понятие обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами.

Терро́р (лат. terror — страх, ужас) — устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

Тирания (греч. τυραννίς - произвол) — форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.

Тоталитаризм - это общественно-политической строй, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и отдельного человека. Тотальный - от латинского слова totalis — и означает всеобщий, всеобъемлющий.

Утопия (от греч. u – нет и topos – место, т. е. место, которого нет;по другой версии, от ей - благо и topos – место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования.

 

 

 

 

 


Информация о работе Истоки и предпосылки тоталитаризма