Исторические предпосылки российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:43, доклад

Описание

в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Кроме отделения подразумевается значительное количество возможностей самоопределения от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления.
в общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы.

Работа состоит из  1 файл

ТЕМА_4ИСТОРИЧЕСКИЕ_ПРЕДПОСЫЛКИ_РОС.ФЕДЕРАЛИЗМА.pptx

— 74.51 Кб (Скачать документ)

Исторические  предпосылки российского федерализма

Право нации на самоопределение

 

    • в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Кроме отделения подразумевается значительное количество возможностей самоопределения от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления.
    • в общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы.
    • лозунг «самоопределения наций» был одним из популярных большевистских лозунгов во время революции и гражданской войны в России.

Право нации на самоопределение

 

    • Право наций на самоопределение провозглашалось ещё в начале XX века правительством США (В. Вильсон), а также российскими большевиками, закрепление которого было одним из основных требований и направлений начального периода их деятельности. Оно было декларировано во всех советских конституциях. Более того, Конституции социалистических федеративных государств — СССР и Югославии (СФРЮ) - включали положения о праве выхода республик из союза — в то же время такое право было предусмотрено лишь для союзных республик, но не для автономных образований

Принцип территориальной  целостности государства

 

 территория государства не может быть изменена без его согласия

Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.

федерация

 

    форма государственного устройства Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, земли, провинции) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

ФЕДЕРАЛИЗМ                                                                               

 

одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный  характер

    • с 1992 г. - одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации;
    • политическое движение за федеративное устройство

Нации и структура федерации

 

В зависимости  от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры  различаются:

    • федерация на территориальной (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика);
    • национальной (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан);
    • смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада).

 

ТРИ ЭТАПА РОССИЙСКОГО  ФЕДЕРАЛИЗМА

 

    • создание основ социалистического федерализма (1918– 1936);
    • утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937–1985);
    • реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

 

создание основ социалистического  федерализма (1918– 1936)

 

Российская Федерация  была провозглашена на III Всероссийском  съезде Советов в январе 1918 года

Одновременно  была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.

 

автономия

 

 

одна из форм внутреннего самоопределения этнических и региональных общностей в рамках единого государства. Различаются два основных типа автономии — территориальная и культурная

( национально-территориальная, национально-культурная).  

 

Автономия  
(территориальная)

 

предполагает  установление региональной формы управления разного уровня в районах преимущественного  проживания этнических меньшинств и  других групп, имеющих отличительные  религиозные, историко-культурные или  регионально-экономические характеристики

Правовые особенности  территориальной автономии

 

могут иметь статус государственного образования в  рамках федерации:

    • собственную конституцию,
    • законодательство
    • официальный язык
    • отношения с федеральной властью регулировать на основе общей конституции и соглашений.

 Каталония и Страна Басков в Испании, национальные районы в Китае, индейские резерваты и самоуправляемые арктические общины аборигенных народов в США и Канаде.

Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. 
11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области(1923)  

 

    • Автономные советские социалистические республики: Башкирская, Татарская, Дагестанская..
    • Автономные советские социалистические области: Чувашская, Карельская, Марийская…
    • Области и губернии, в которых были созданы административные органы для решения вопросов национальных меньшинств.

СССР (1922), Конституция 1924 г.

 

 

Союзное государство, составляли равные субъекты с правом выхода из федерации в котором РСФСР стала одной из равноправных республик; статус автономий и административно-территориальных единиц РСФСР в принципе не изменился.

Конституция СССР (1936) 
Конституция РСФСР (1937)

 

В Конституции  РСФСР:

    • 16 автономных республик
    • 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы)
    • края и области (субъектами Федерации по-прежнему не признавались)
    • автономные республики стали рассматриваться как несуверенные государства, их конституции подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР.

утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937–1985)

 

 единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью

Унитарные государства  бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и  децентрализованными - Испания, Франция  и др., в которых крупные регионы  пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

 

 

реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

 

В 1990–1991 гг. большинство  автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

Федеративный договор  от 31 марта 1992

 

 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть

Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. Договором было проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Федерации.


Информация о работе Исторические предпосылки российского федерализма