История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:19, реферат

Описание

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.

Содержание

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ - 3 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - 3 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА - 6 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ - 6 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ - 13 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ - 15 -
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ - 18 -
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ - 20 -
ЛИТЕРАТУРА - 24 -

Работа состоит из  1 файл

сурс 1 даша.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

     Учение  Фомы Аквинского о государственной  власти давало более тонкое обоснование  теократическим теориям. Как отмечено, светские правители, ссылаясь на то же св. писание (“нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены”), нередко оспаривали правомерность попыток церкви ограничить их власть или судить о ее законности.

     В духе средневековой схоластики Фома Аквинский различает три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование.

     Республику  Фома считает государством, раздираемым  беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагающей путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия, но, рассуждает Фома, против вырождения царя в тирана могут быть приняты меры. Громадное значение Фома придает религиозно-нравственному воздействию церкви на монарха, обещаниям ему “наивысшей награды от бога”, полагающейся добродетельному и справедливому царю. Наконец, существует возможность сместить тирана “по всеобщему решению”, когда подданные освобождаются от обязанности повиноваться (католическая церковь не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей феодальному правителю).

     Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основательной  апологией западноевропейского  феодализма. Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено “единственно истинной философией католицизма”. 

    Средневековье характерно следующими политическими процессами:

  • создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;
  • распад их на раздробленные политические образования;
  • расцвет сословно-представительных монархий.
 

    Особенности политических учений этого этапа:

  • безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;
  • политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;
  • социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;
  • обоснование теологической теории политической власти.
 

 

     Политические учения эпохи Возрождения  

    Характерные черты политической мысли этой эпохи:

  • освобождение политической науки от теологии;
  • развитие гуманистических начал в политической теории;
  • анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

    Крупнейшим  представителем, основателем политической мысли Эпохи Возрождения с  полным правом можно назвать итальянского мыслителя, государственного деятеля, писателя и историка Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Происходил он из древней, но обедневшей  патрицианской семьи. В период Республики Макиавелли активно занимался политической деятельностью, в течение 14 лет бессменно занимал место секретаря Совета десяти, выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота, который вернул власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре,  отстранён от дел и затем выслан в свое поместье  (близ Флоренции),  где  написал   большую  часть своих произведений.

    Великий флорентинец Н. Макиавелли первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд – знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли:

  • дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;
  • впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;
  • считал, что народ не играет никакой роли в государстве;
  • подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;
  • утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.

    По  Макиавелли, высшее правило политики и главная её проблема – найти тот образ действия, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, ”тут нельзя говорить отвлечённо, ибо всё меняется в зависимости от обстоятельств“. Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента; один достигает цели ”осторожностью и терпением“, другой – ”натиском и внезапностью“, но оба неизменно терпят крах, когда условия требуют изменения манеры поведения, а человек остаётся при прежнем способе действия, ранее приносившем успех.

    Родоначальниками  социалистической идеологии стали  Томас Мор (1478 – 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.

    Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 – 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия – самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. Благо народа, полагал Гоббс, - высший закон государства. Гоббс всячески превозносил роль государства, признаваемого им абсолютным сувереном.

    Английский  философ Джон Локк (1632 – 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти. Локк формулирует идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам. По его мнению, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную)  и ”федеративной“ (внешних сношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону.

    Основной  целью правительства является защита естественного права граждан  на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения  естественных прав, равенства и свободы  люди соглашаются учредить государство. Но кто бы ни обладал конкретной властью в государстве, ему вменяется в обязанность управлять согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов.  

 

     Политические учения эпохи Просвещения 

    На  рубеже 17 – 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма".

    Немецкое  просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним  из родоначальников современной социологии.

    Идея  просвещенного абсолютизма высказывалась  в России в конце 17 в. в трактате Ю. Крижанича "Политика". Ее поддерживал  сам Петр I, обосновывал идеолог  петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 - 1750).

    Дж. Локк имел влияние на идеи французского Просвещения. Им был выдвинутый закон сохранения человечества: “Человек ... не может подчинять себя деспотической власти другого”. Одним из первых французских просветителей был Ш. Монтескье (1689 – 1755). Его “Персидские письма” и “Раздумья о причинах величия и упадка римлянинов”, “ О духу законов” поставили Монтескье в ряд наиболее выдающихся политических деятелей не только Франции, а и всего мира.

    Понятие стоической доблести объединялись в  Монтескье с идеалами старика  римского республиканства, противоположного деспотизма власти императоров. В работе “ О духу законов” Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм государства и сожительства от законов, которые определяются типом государственного устройства – республиканским, монархическим или деспотическим. Во всех типах правления Монтескье исследовал условия, при которых они обеспечивают личную свободу и при которых вырождаются в деспотизм. Основная гарантия свободы – заведения, которые сдерживают и ограничивают произвол.

    В “Персидских письмах” Монтескье  высмеял деспотические формы  абсолютизма Франции. Работа “ О  духу законов” провозглашала деспотизм  типом власти, которая противоречит природе человека. Ш.Л.Монтескье, развивая учение Дж.Локка, выдвинул концепцию  распределения власти, согласно которой он выделял три вида власти законодательную, исполнительную и судебную.

    Принцип деления власти предусматривал, что  она принадлежит разным органам  власти, и закон устанавливает  прерогативы для каждой из ветвей власти, каждая ветви власти взаимно ограничивает и сдерживает друг друга (то есть существует механизм сдерживания и противовесов). Сосредоточенность власти в руках одного человека, по мнению Ш.Монтескье, неизбежно приводит к гибели свободы к злоупотреблениям чиновников.

    Основные  идеи Ш.Л. Монтескье:

  • свобода – это право работы все, что разрешено законом;
  • обеспечение политических и гражданских свобод возможное тогда, когда в государстве существуют независимые одна от одной ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная;
  • угроза свободам есть и тогда, когда резни власти, возглавляют представители одного состояния, то есть одной партии;
  • выступил одним из основателей теории правового государства, базируясь на идеях географической школы;
  • самое большое влияние на характер правовой системы государства, на “дух ее законов” имеет климат, который определяет характер и власть народа;
  • на “дух законов” влияют также густота населения, экономическое состояние страны, вероисповедание и, особенно, форма политического правления;
  • принципы правления определяется чувством, которым руководствуются люди: для республики – добропорядочность, для монархии – честь, для деспотии – страх; идеальная форма правления – аристократическая монархия.
 

    Ж.ж.руссо (1712 – 1778) 

    Среди философско—политических произведений, которые написал Ж.Ж.Руссо, – “Соображение о происхождении и причинах неровности между людьми”, “ Об общественном договоре”, “Емиль, или о воспитании” и др. Они содержат раздумья Руссо о судьбе личности в тогдашнем обществе. Источником противоречий цивилизации Руссо признал социальную неровность, обусловленную неровностью имущественной. Руссо искал спасения в замедлении темпов исторического развития. Буржуазным демократизмом и республиканизмом пронизанная вся его программа “ Об общественном договоре”. Основу политического жизни общества Руссо усматривал в суверенности воли народа и ее неделимости, предложил систему постоянно действующего в государстве плебисцита относительно всех вопросов политического жизни.

    Ж.Ж.Руссо  считают основателем концепции народного суверенитета, суть которой заключается в том, что народ является источником и носителем государственной власти. Суверенность народа есть не отчужденной и неделимой. Идеи деления власти Ж.Ж.Руссо противопоставлял идею размежевания функций органов власти. Суверенитет народа осуществляется через участие всех граждан в законодательном процессе. Он был убежден, что законы, установленные народом, будут полезными как для народа в целом, так для каждого гражданина, в частности. Ж.Ж.Руссо, как приверженец прямой демократии, возражал парламентаризм на том основании, что парламент, по первое, отображает интересы отдельных партий; во-вторых, депутаты не выражают прямо коллективной воли, а есть лишь уполномоченными для обсуждения законов.

    Основные политические идеи Ж.Ж. Руссо:

  • развитие цивилизации связано с возникновением и ростом общественной неровности (с регрессом свободы);
  • чтобы сохранить имущество, была создана публичная власть, которое породило политическую неровность;
  • переход в состояние свободы предусматривает заключение истинного общественного договора, по которому суверенитет в государстве должен принадлежать народу; суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти;
  • свобода заключается в том, что граждане находятся под защитой законов и самые их принимают;
  • поскольку народ является единым сувереном, нет необходимости делить власть на законодательную и исполнительную;
  • политическое равенство граждан невозможное, когда существует имущественная и социальная неровность;
  • принципы равенства, свободы и народного суверенитету могут быть реализованы лишь в условиях республиканского порядка.

Информация о работе История политических учений