История
российской таможни
В начале XIX века в
России произошла смена коллежской
системы управления на министерскую.
25 июня 1811 года Министерство коммерции
ликвидируется. Функция управления таможнями
передается во вновь созданный Департамент
внешней торговли, включенный в состав
образованного в 1802 году Министерства
финансов.
Контрабанда являлась
в середине XIX века одним из широко
поставленных способов торговли. В
ряде мест она велась почти явно,
например, в Бродах - на границе с
Австрией или в Мемеле - на границе
с Пруссией, где открыто существовали
компании, которые за умеренную плату
страховали контрабандные грузы. Характерным
является пример, когда в 1831 году на северо-западной
границе в районе Паланген была задержана
контрабанда на сумму 48,281 рубль. По тем
временам это была очень крупная сумма.
Товар прибыл из Парижа и предназначался
для продажи местным купцам. Слух о задержании
такой дорогой партии контрабанды дошел
до Николая I, и он пожелал лично осмотреть
груз. Монарх был весьма удивлен неистощимой
фантазией контрабандистов: дорогие товары
размещались под козлами в рессорах и
даже в кожаных мешках, в которых хранилось
сало для смазки колес. Увиденное так потрясло
царя, что с этого времени он стал постоянно
интересоваться охраной границ, требуя
усиленной борьбы с контрабандой.
С начала 1865 года функции
по правлению таможенными учреждениями
переданы вновь созданному Департаменту
таможенных сборов.
В 1868 году для усиления
охраны морской границы в Балтийском
море создано Морское крейсерство,
а в 1872 году там основана таможенная
флотилия.
В октябре 1893 года пограничная
стража была выведена из подчинения начальников
Департамента таможенных сборов и таможенных
округов, ей присвоили название Отдельного
корпуса пограничной стражи, который
переводился в непосредственное
подчинение Министра финансов.
В мае 1912 года утверждена
последняя реорганизация таможенной
службы в царской России.
Мировая война, первые
годы революции и гражданской
войны окончательно свели к нулю
как внешний товарооборот, так и функции
российской таможни. В условиях хозяйственной
разрухи и натурального товарообмена
вопроса о таможенной политике не возникало.
К реформированию внешней
торговли приступило уже Временное
правительство. Последующие перемены
произошли после Октябрьской
революции 1917 года. Из теории общенародной
собственности, естественно, следовал
вывод о национализации внешней
торговли. Положением ВЦИК и СНК
о рабочем контроле от 14 ноября 1917
года вводилась государственная
торговая монополия на все товары
первой необходимости.
22 апреля 1918 года был
принят декрет СНК о национализации
внешней торговли. Через месяц
учреждается пограничная охрана.
В июне принят декрет "О переходе
Департамента таможенных сборов, Главного
управления пограничной охраны и корчемной
стражи в ведение Народного комиссариата
торговли и промышленности". Департамент
таможенных сборов переименовывался в
Главное управление таможенного контроля
с непосредственным подчинением Народному
комиссару торговли и промышленности.
В начале 1921 года политика
"военного коммунизма" сменилась
"новой экономической политикой",
последний период длился 11 лет. Товарный
голод в стране, дезорганизация рынка,
переставшего быть регулятором производства,
низкое качество продукции и высокая
себестоимость отечественных товаров
при недостаточном ввозе - таковы
были объективные условия, благоприятствовавшие
развитию контрабанды. Кроме того, инфляция
произвела перераспределение доходов,
осуществила "социальную реформу
навыворот", вопреки интересам
государства и началам справедливости,
и тем самым оказала деморализующее
влияние на население.
В декабре 1921 года был
принят закон о борьбе с контрабандой,
в соответствии с которым при
ВЧК начала работать Центральная
комиссия по борьбе с контрабандой
под председательством Реввоенсовета.
В комиссии активно участвовали
таможенные органы.
Таможенный устав
СССР 1924 года - первый кодифицированный
акт по таможенному делу, окончательно
закрепивший сформировавшуюся систему
таможенного управления. Главной
задачей таможенных органов стал
контроль за экспортно-импортными операциями
в рамках государственной монополии внешней
торговли.
На рубеже 20-30-х
годов усилился командно-бюрократический
стиль управления экономикой, снова
укрепляется принцип государственной
монополии, резко сокращается число
участников внешнеторговых связей, таможенный
контроль становится чисто вспомогательным
инструментом регулирования внешнеэкономической
деятельности.
Таможенным кодексом
1964 года таможня подчинилась Министерству
внешней торговли СССР.
Решением Совета Министров
в 1986 году на базе Главного таможенного
управления при МВТ СССР было образовано
Главное управление государственного
таможенного контроля (ГУГТК) при
Совете Министров СССР.
25 октября 1991 года
Указом Президента РСФСР образован
Государственный таможенный комитет
России.
В соответствии с Указами
Президента РФ от 14 августа 1996 г. ГТК
вошел в систему федеральных
органов исполнительной власти РФ.
В системе ГТК России
на 1998 г. действовало 13 региональных таможенных
управлений, 164 таможни, 507 таможенных постов,
а также представители таможенной
службы РФ в республиках Беларусь,
Казахстан и Киргизия.
Одновременно в
системе ГТК России действовали
специализированные региональные таможенные
управления (в нарушение ст.8 Таможенного
кодекса РФ): тылового обеспечения,
информационно-технического; по борьбе
с таможенными правонарушениями: радиоэлектронной
безопасности объектов таможенной инфраструктуры;
а также 6 тыловых таможен и постов
Указом Президента
РФ от 16 ноября 1998 г. был утвержден
Дисциплинарный устав Таможенной службы.
В середине ноября 1998
г. в системе ГТК произошли
крупные кадровые перестановки. Были
смещены все 4 руководителя Московских
таможенных управлений, а также еще 245
руководителей среднего звена. Несмотря
на заявление В.Драганова о том что это
"плановая ротация кадров": в СМИ
утверждается, что это связано с попыткой
борьбы с коррупцией в таможенных органах.
(Итоги. 1998. 1 декабря. С.6).
7 декабря 1998 г. в
соответствии с Указом Президента
РФ " Вопросы военно-технического
сотрудничества РФ с иностранными
государствами" на ГТК были
возложены обязанности по координации
и обеспечению контроля в этой
сфере в части таможенного
оформления и контроля за ввозом
(вывозом) продукции военного назначения,
включая экспортно-импортные операции
в области военно-технического сотрудничества.
Источники:
- Официальный
сайт ГТК
- ИЦ
Панорама
|