Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 01:19, реферат
История утопического социализма делится на три больших этапа:
- ранний утопический социализм эпохи первоначального накопления капитала (XVI - начало XVII века);
- утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII - XVIII века);
- утопический социализм эпохи утверждения капитализма (конец XVIII начало XIX века).
1. Введение
2. Глава I Основные черты раннего утопического социализма
3. Глава II Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII века)
4. Глава III Критический утопический социализм
5. Глава IV Утопический социализм в России
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
им. Г.В. Плеханова
РЕФЕРАТ
ПО
ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ:
“ИСТОРИЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.”
Выполнила: Костерева В.
ОЭФ гр. 9218
МОСКВА,
1994 год
Реферат по политологии
на тему:
“История социалистических
учений”
План:
1. Введение
2. Глава I
Основные черты раннего
3. Глава II Утопический
социализм эпохи буржуазных
4. Глава III Критический
утопический социализм
5. Глава IV Утопический
социализм в России
Введение
Еще
во времена античности отдельные
представители передовой
Утопический
социализм выступает
История утопического социализма делится на три больших этапа:
- ранний утопический социализм эпохи первоначального накопления капитала (XVI - начало XVII века);
-
утопический социализм эпохи
буржуазных революций и
- утопический социализм эпохи утверждения капитализма (конец XVIII начало XIX века).
Критерием
такого деления является классовая
обусловленность возникновения
социалистических теорий, обоснованная
классиками марксизма-ленинизма.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО
УТОПИЧЕСКОГО
СОЦИАЛИЗМА:
В XVI - XVII веках в экономической и общественно-политической жизни Западно-европейских стран происходят значительные сдвиги, которые характеризуются процессом первоначального накопления капитала, разложением феодальных отношений, обесцениванием крестьян, возникновением промышленных монофактур и появлением наемных рабочих. Появляется и прогрессивное общественное течение - гуманизм. Гуманисты выступали против религиозного аскетизма, за свободу личности, за удовлетворение человеком земных потребностей. Однако они отрицательно относились к революционному движению масс, были далеки от них. И лишь отдельные представители гуманизма открыто встали на сторону угнетенных. К ним относится основоположник утопического социализма Томас Мор (1478-1535), который одним из первых понял, что основой эксплуатации человеком-человека является частная собственность на орудия и средства производства. В своей работе “Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (1576г.) он не только критикует современные ему социально-экономические отношения, но и дает изображение такого общества, где господствует общественная собственность. Т. Мор одним из первых на рационалистической основе решает проблему организации общественного потребления путем создания демократического централизованного государства посредством внедрения общественного производства. Наряду с выдающимися догадками об устройстве будущего общественного строя, организации социально-политической жизни, учению Мора присущи черты наивности и примитивизма, идеализируем патриархальную семью, допускай рабский труд, терпим к религии, уравнительность в распределении.
Другим
основоположником утопического социализма
по праву считается итальянский
монах Тосмано Компанелла (1568-1639). В произведениях
Т. Компанелла подвергаются критике
феодальные отношения и сопутствующие
им такие явления, как праздность, ленность,
тунеядство, отвергает частную собственность
и противопоставляет ей общественную.
Несмотря на всю наивность и утопичность
суждений Компанелло, некоторые его положения
заслуживают серьезного внимания. К ним
относятся воспитание любви и уважения
к труду; выбор сферы трудовой деятельности
в соответствии со склонностями и способностями;
усиление роли общественных, государственных
органов в воспитании подрастающего поколения;
эмансипация женщин. “Утопию” Т. Мора
и “Город Солнца” Т. Компанелло объединяет
то, что они создавались в соответствующих
условиях периода первоначального накопления
капитала и разложения феодальных отношений,
их авторы являются наиболее яркими представителями
раннего утопического социализма. В их
взглядах отражалась идеология освободительного
антифеодального движения наиболее угнетенной
части народа - крестьянства и предпролитариата.
II УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ЭПОХИ
БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И
СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (XVII-XVIII
ВЕКА).
Второй этап развития утопического социализма развертывается в условиях подготовки и проведения буржуазных революций. Одним из основоположников этого этапа является английский социалист - утопист Джерард Уинстэни (1609-1652). Основные положения его памфлета “Закон свободы” (1652 г.) теснейшим образом связаны с английской буржуазной революцией. Именно поэтому “Закон свободы” относят ко второму этапу развития теории утопического социализма и видят в нем новую страницу в развитии последнего. Важной отличительной чертой утопического социализма Д. Уинстэни выступает то, что его идеи носят революционный характер, тесно связаны с практической борьбой народных масс за свое социальное освобождение. Историческое значение “Законы свободы” Уинстэни состоит в том, что в нем впервые выражено требование создания государства, основанного на общественной форме собственности и равномерном распределении земли между теми, кто ее обрабатывает. Исходя из окружающей действительности, реально сложившихся социально-экономических отношений в результате английской буржуазной революции. Д. Уинстэни создает качественно новую социальную утопию, ибо разрабатывает ее не рационалистически, а как конечный результат того общественного переворота, который произошел в 40-х годах XVII века в Англии. В “Законе свободы” впервые встречается конструктивная критика капиталистических общественных отношений с позиций зарождающегося пролетариата.
Ранее
революционное направление
В рассматриваемый период заметное место принадлежит Мориани и его произведению “Кодекс природы или истинный дух ее законов” (1754г.). Мориани стоит на позиции полного уничтожения частной собственности в интересах пролетариата и крестьянства, ибо господство частной собственности, по его мнению, является основной причиной социального зла. Мориани - типичный представитель того направления утопического социализма, которое выступало за аскетический коммунизм. Характерной чертой его учения является грубая уравнительность, которая, по К. Марксу и Ф. Энгельсу, была присуща всем движениям предпролитариата. В наивности и утопичности теории Мориани нашел свое отражение уровень развития производительных сил и общественных отношений, который был присущ Франции середины XVIII века. В этот период во Франции заметное распространение получают коммунистические идеи Габриэля Бонно де Майли (1709-1785). Его общественно-политические взгляды наиболее полно отражены в следующих произведениях: “О правах и обязанностях граждан” (1758); “О законодательстве или принципы законов” (1776). Основой мировоззрения Майли является то, что люди равны от природы, что имущественное неравенство появляется с возникновением частной собственности. Последняя порождает различные пороки, в том числе угнетение, войны, сословную борьбу.
Особое
место в истории социально-
Итак,
социальной основой развития утопического
социализма в эпоху буржуазных революций
и становления капитализма, является борьба
предпролетариата и крестьянства против
феодализма, против зарождающихся буржуазных
отношений. Рационализм, идеи равенства
людей от природы, развитие общественной
мысли, естественнонаучные открытия создавали
благоприятные условия для дальнейшего
развития утопического социализма, для
постановки новых проблеем, не выдвигавшихся
основоположниками утопического социализма,
для выводов о необходимости социальной
революции, о путях и методах создания
справедливого общества, для разработки
уже прямо коммунистических теорий.
III
КРИТИЧЕСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ
СОЦИАЛИЗМ.
Первые десятилетия XIX века характеризуются дальнейшим развитием и распространением теорий утопического социализма, что было обусловлено прежде всего дальнейшим развитием капитализма, промышленными переворотами, обострением противоречии нового общественного строя, усилением эксплуатации наемного труда и, как следствие, социальным движением народных масс, направленным против эксплуатации. Отражением борьбы народных масс за свое социально-экономическое освобождение явились многочисленные социально-политические теории.
Особое
место в системе
Критический
утопический социализм хотел
облегчить положение и освободить сразу
все человечество посредством открытия
и пропаганды абсолютной истины. Основное
историческое значения утопического социализма,
основоположники научного коммунизма
в Манифесте Коммунистической Партии
писали: “Эти сочинения нападают на все
основы существующего общества. ...Их положительные
выводы насчет будущего общества, например,
уничтожение противоположности между
городом и деревней, уничтожение семьи,
частной наживы, наемного труда, провозглашение
общественной гармонии, превращение государства
в простое управление производством, -
все эти положения выражают лишь необходимость
устранения классовой противоположности,
которая только что начинала развиваться
и была известна им лишь в ее первичной
бесформенной неопределенности. Поэтому
и положения эти имеют еще совершенно
утопический характер.” (Маркс К., Энгельс
В. Соч. т. 4 стр. 456).
IV
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
В РОССИИ
Россия позднее западноевропейских стран вступила на путь капиталистического развития. Лишь к середине XIX века в России налицо признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя. В силу этих причин закат западно-европейского утопического социализма по времени совпадает с его восходом в России.
Социальная структура российского общества в основном была представлена крестьянством. Именно его интересы представляла передовая русская социально-политическая мысль того времени, в лице А.И. Герцена (1812-1870), В.Г. Белинского (1811-1848), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), К.А. Добролюбова (1836-1861), учение которых ближе всего стояло к научному коммунизму, являлось высшей ступенью в развитии утопического социализма. Утопический социализм русских революционных демократов в целом нашел свое выражение в так называемом русском общинном социализме А.И. Герцена. В основе его учения находилось идеалистическое положение о том, что крестьянская община с ее традиционными формами владения землей и самоуправления является носителем социалистических отношений в социально-экономической жизни России, т.е. основы социалистического строя заложены в Российской деревне. Взамен капитализма Герцен предлагает социализм, который опирается на крестьянскую общину и ремесленную артель при демократической народной власти. При этом необходимым условием является уничтожение крепостнических отношений и самодержавия. Таким образом, в творчестве Герцена четко прослеживаются две линии - теоретическая и практическая, направленные на разработку революционной теории и ее реализацию в специфических условиях России. Социалистические идеи Герцена были развиты с позиций революционного демократизма в творчестве В.Г. Белинского. Основной социальной силой, способной создать демократическую республику, Белинский считал революционное крестьянство. Он выступает как открытый сторонник крестьянской революции. Историческая заслуга Белинского в развитии передовой русской социальной мысли состоит в том, что идею народной революции он тесно связал с идеей социализма, что вкорне отличает его мировоззрение от критического утопического социализма Западной Европы.