Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 14:52, доклад
ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).
Функционирование ОПЕК.
Представители государств-членов
встречаются на конференции ОПЕК
с целью координации и
Представители государств-членов обсуждают конкретную ситуацию бюллетени прогнозов развития рынка топлива (например, рост экономических котировок или инноваторские изменения в топливной промышленности). После этого они обсуждают свои дальнейшие шаги в сфере нефтяной политики. Как правило, все это сводится к понижению или повышению квот добычи нефти или установлению одинаковых цен на нефть.
Квота производства нефти. Влияние ОПЕК на мировой рынок. Нефтяные резервы ОПЕК.
Устав ОПЕК требует,
чтобы организация добивалась стабильности
и благосостояния своих членов на
мировом нефтяном рынке. ОПЕК координирует
добывающую политику своих членов.
Одним из способов такой политики
является установление квот продажи
нефти. В случае если требования потребителей
нефти растут, а рынок насытить
нельзя, то необходимо поднять уровень
добычи нефти, для чего устанавливается
более высокая квота. Юридически
поднятие квоты возможно только в
случае быстрого роста цен на нефть
во избежание кризиса, подобного
кризису 1978 года, когда цены на нефть
выросли в 4 раза. Аналогичная мера
предусмотрена уставом в
ОПЕК очень сильно
вовлечен в мировую торговлю и
его руководство осознает необходимость
коренного реформирования системы
международной торговли. Еще в 1975
году ОПЕК призвал к созданию нового
экономического порядка, основанного
на взаимопонимании, справедливости, направленного
на достижение благосостояния всех народов
мира. ОПЕК также подготовлен к
нефтяному кризису - имеется резервный
нефтяной фонд ОПЕК, который насчитывал
на конец 1999 года 801,998 миллионов баррелей,
что составляет 76% от мировых запасов нефти.
Система органов ОПЕК.
Структура ОПЕК
состоит из Конференции,
Высшим органом
ОПЕК является Конференция, состоящая
из делегаций (до двух делегатов, советники,
наблюдатели), представляющих государства-члены.
Обычно делегации возглавляются
министрами нефти, добывающей промышленности
или энергетики. Заседания проводятся
дважды в год (но предусмотрены и
внеочередные заседания и встречи,
если это необходимо), обычно в штаб-квартире
в Вене. Конференция определяет основные
направления политики ОПЕК, а также
принимает решения по бюджету
и докладам и рекомендациям, представляемым
Советом управляющих. Конференция
также избирает президента, пост которого
занимается до следующего заседания, утверждает
назначение членов Совета управляющих,
назначает председателя и заместителя
председателя совета, генерального секретаря,
заместителя генерального секретаря
и аудитора. Для принятия решений
(за исключением процедурных
Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации.
В соответствии со статьей 20 Устава ОПЕК Совет управляющих осуществляет следующие функции:
Экономическая комиссия – специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного рынка. Комиссия состоит из Совета комиссии, национальных представителей, Штаба Комиссии, Координатора Комиссии, который ex-officio является директором департамента исследований.
Межминистерский комитет
по мониторингу был основан в
Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи
конференции. Межминистерский комитет
по мониторингу возглавляется
Секретариат ОПЕК. Секретариат
ОПЕК функционирует как штаб-
Секретариат состоит
из Генерального Секретаря и его
администрации, Департамента исследований,
информационного отдела, академического
института Энергетического
Многосторонние и двусторонние институты помощи ОПЕК и трастовые фонды ОПЕК, многосторонние институты помощи ОПЕК:
1.Арабское главное
управление
2.Программа арабских
государств Персидского залива
для организаций развития
3.Арабский валютный
фонд (Объединенные Арабские
4.Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт)
5.Арабская программа финансирования торговли (Объединенные Арабские Эмираты)
6.Арабский банк
экономического развития
7.Исламский банк развития
8.Фонд международного
развития ОПЕК
двусторонние институты помощи развитию ОПЕК:
1.Фонд арабского экономического развития (ОАЭ)
2.Организация по
инвестициям, экономической и
технической помощи Ирана - Организация
Ирана (Саудовская Аравия) 3.Иракский
фонд развития зарубежных
4.Кувейтский фонд
арабского экономического
5.Саудовский фонд развития - Саудовский фонд (Саудовская Аравия)
6.Венесуэльский
Трастовые фонды ОПЕК:
1.Арабский нефтяной фонд (Кот-де'Ивуар)
2.Трастовый фонд
Нигерии Африканский банк
3.Венесуэльский трастовый
фонд Межамериканский банк
Фонд международного
развития ОПЕК. В 1976 году ОПЕК организовала
Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира
в Вене, первоначально эта организация
называлась Специальный фонд ОПЕК).
Это многосторонний финансовый институт
в области развития, который содействует
сотрудничеству между государствами
- членами ОПЕК и другими развивающимися
странами. Помощью Фонда могут
пользоваться международные финансовые
институты, оказывающие помощь развивающимся
странам, и все не входящие в ОПЕК
развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет
займы на льготных условиях в основном
трех видов: для проектов, программ
и поддержки платежного баланса.
Финансовые средства Фонда формируются
за счет добровольных взносов государств-членов
и прибылей, полученных за счет кредитных
и инвестиционных операций Фонда.
Россия и ОПЕК
То время,
когда Организация стран–
В 90-ые годы организация экспортеров нефти погналась за двумя зайцами. С одной стороны, опековцы, безусловно, хотели бы продавать нефть по более высоким ценам. С другой - на практике высокие цены на нефть ведут к снижению рыночной доли организации, что означает уменьшение ее влияния (поэтому ОПЕК хочет получить от независимых производителей, прежде всего России, гарантии как минимум несокращения доли организации).
Однако если Мексика и Оман дали согласие на пропорциональное их доле сокращение добычи, то Россия нет.
В июле 2002 года между ОПЕК и Россией вспыхнула настоящая «нефтяная война». На фоне падения цен на нефть ОПЕК потребовала от Москвы сократить добычу и продажу своих энергоресурсов на внешнем рынке. Президент ОПЕК угрожал опустить мировую цену на нефть до $5 долларов за баррель. На словах Россия присоединилась к эмбарго ОПЕК. Однако, по официальным статистическим данным, экспорт нефти из России непрерывно нарастал. Конфликт был исчерпан в связи с ростом цен на нефть накануне иракского кризиса.
Начиная с 1998 года, наша
страна участвует в сессиях
На состоявшейся в конце октября 2004 года в Москве встрече Министра энергетики Российской Федерации В.Б.Христенко с и.о. Генерального секретаря ОПЕК Рахмоном вновь была подтверждена готовность России к продолжению консультаций, как в многостороннем, так и в двустороннем формате.