История создания ОПЕК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 14:52, доклад

Описание

ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

Работа состоит из  1 файл

История создания ОПЕК.docx

— 29.63 Кб (Скачать документ)

Функционирование  ОПЕК.

Представители государств-членов встречаются на конференции ОПЕК с целью координации и унификации политики своих стран и выработки  общей позиции на международных  рынках. Им оказывается поддержка  со стороны Секретариата ОПЕК, управляемым  Советом Директоров и возглавляемым Генеральным Секретарем, Экономической Комиссии, Межминистерским комитетом по мониторингу.

Представители государств-членов обсуждают конкретную ситуацию бюллетени  прогнозов развития рынка топлива (например, рост экономических котировок  или инноваторские изменения в топливной промышленности). После этого они обсуждают свои дальнейшие шаги в сфере нефтяной политики. Как правило, все это сводится к понижению или повышению квот добычи нефти или установлению одинаковых цен на нефть.

Квота производства нефти. Влияние ОПЕК на мировой рынок. Нефтяные резервы ОПЕК.

Устав ОПЕК требует, чтобы организация добивалась стабильности и благосостояния своих членов на мировом нефтяном рынке. ОПЕК координирует добывающую политику своих членов. Одним из способов такой политики является установление квот продажи  нефти. В случае если требования потребителей нефти растут, а рынок насытить нельзя, то необходимо поднять уровень  добычи нефти, для чего устанавливается  более высокая квота. Юридически поднятие квоты возможно только в  случае быстрого роста цен на нефть  во избежание кризиса, подобного  кризису 1978 года, когда цены на нефть  выросли в 4 раза. Аналогичная мера предусмотрена уставом в отношения  случая быстрого падения цен.

ОПЕК очень сильно вовлечен в мировую торговлю и  его руководство осознает необходимость  коренного реформирования системы  международной торговли. Еще в 1975 году ОПЕК призвал к созданию нового экономического порядка, основанного  на взаимопонимании, справедливости, направленного  на достижение благосостояния всех народов  мира. ОПЕК также подготовлен к  нефтяному кризису - имеется резервный  нефтяной фонд ОПЕК, который насчитывал на конец 1999 года 801,998 миллионов баррелей, что составляет 76% от мировых запасов нефти.  

Система органов ОПЕК.

 Структура ОПЕК  состоит из Конференции, комитетов,  совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической  комиссии ОПЕК.

Высшим органом  ОПЕК является Конференция, состоящая  из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Обычно делегации возглавляются  министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Заседания проводятся дважды в год (но предусмотрены и  внеочередные заседания и встречи, если это необходимо), обычно в штаб-квартире в Вене. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, а также  принимает решения по бюджету  и докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих. Конференция  также избирает президента, пост которого занимается до следующего заседания, утверждает назначение членов Совета управляющих, назначает председателя и заместителя  председателя совета, генерального секретаря, заместителя генерального секретаря  и аудитора. Для принятия решений (за исключением процедурных вопросов) необходимо их единогласное одобрение  всеми действительными членами (действует  право вето и отсутствует право  конструктивного воздержания). Конференция  также решает вопрос о вступлении новых членов.

Совет управляющих  может быть сравнен с советом  директоров в коммерческом предприятии  или корпорации.

В соответствии со статьей 20 Устава ОПЕК Совет управляющих  осуществляет следующие функции:

  • управление делами организации и исполнение решений конференции;
  • рассмотрение и решение вопросов, поставленных Генеральным Секретарем;
  • рекомендации комиссии;
  • составление бюджета организации, предоставление его на одобрение Конференции и его исполнение;
  • Назначение Аудитора организации на срок до одного года;
  • Рассмотрение докладов Аудитора и его отчетов;
  • Подготовка проектов решений для Конференции;
  • Созыв внеочередных встреч Конференции;
 

Экономическая комиссия – специализированное структурное  подразделение ОПЕК, действующее  внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия организации  в стабилизации нефтяного рынка. Комиссия состоит из Совета комиссии, национальных представителей, Штаба  Комиссии, Координатора Комиссии, который  ex-officio является директором департамента исследований.

Межминистерский комитет  по мониторингу был основан в  Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи  конференции. Межминистерский комитет  по мониторингу возглавляется президентом  конференции и включает в себя всех глав делегаций на Конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной  статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению  соответствующих проблем. Встречи  комитета ежегодны, и, как правило, предшествуют встречи участников Конференции. Внутри Комитета функционирует также подкомитет по статистике, учрежденный на девятой  встрече комитета в 1993 году. 

Секретариат ОПЕК. Секретариат  ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

Секретариат состоит  из Генерального Секретаря и его  администрации, Департамента исследований, информационного отдела, академического института Энергетического менеджмента, Департамента по анализу нефтяного  рынка, Департамента людских ресурсов, паблик-рилэйшинз отдела, Юридический департамент. 

Многосторонние и  двусторонние институты помощи ОПЕК и трастовые фонды ОПЕК, многосторонние институты помощи ОПЕК:

1.Арабское главное  управление сельскохозяйственных  инвестиций и развития (Судан) 

2.Программа арабских  государств Персидского залива  для организаций развития системы  ООН (Саудовская Аравия)

3.Арабский валютный  фонд (Объединенные Арабские Эмираты) 

4.Арабский фонд  экономического и социального  развития (Кувейт)

5.Арабская программа  финансирования торговли (Объединенные  Арабские Эмираты) 

6.Арабский банк  экономического развития Африки 

7.Исламский банк  развития 

8.Фонд международного  развития ОПЕК  

двусторонние институты  помощи развитию ОПЕК:

1.Фонд арабского  экономического развития (ОАЭ) 

2.Организация по  инвестициям, экономической и  технической помощи Ирана - Организация  Ирана (Саудовская Аравия) 3.Иракский  фонд развития зарубежных стран  - Иракский фонд (Ирак)

4.Кувейтский фонд  арабского экономического развития - Кувейтский фонд (Кувейт)

5.Саудовский фонд  развития - Саудовский фонд (Саудовская  Аравия)

6.Венесуэльский инвестиционный  фонд (Венесуэла)  

Трастовые фонды  ОПЕК:

1.Арабский нефтяной  фонд (Кот-де'Ивуар)

2.Трастовый фонд  Нигерии Африканский банк развития (Кот-де'Ивуар)

3.Венесуэльский трастовый  фонд Межамериканский банк развития.  

Фонд международного развития ОПЕК. В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация  называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует  сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут  пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся  странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет  займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются  за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных  и инвестиционных операций Фонда. 

Россия  и ОПЕК

    То время,  когда Организация стран–экспортеров  нефти и Россия - крупнейший мировой  производитель нефти - находились  в конфликтных отношениях, осталось  в прошлом. 

В 90-ые годы организация  экспортеров нефти погналась  за двумя зайцами. С одной стороны, опековцы, безусловно, хотели бы продавать нефть по более высоким ценам. С другой - на практике высокие цены на нефть ведут к снижению рыночной доли организации, что означает уменьшение ее влияния (поэтому ОПЕК хочет получить от независимых производителей, прежде всего России, гарантии как минимум несокращения доли организации).

Однако если Мексика  и Оман дали согласие на пропорциональное их доле сокращение добычи, то Россия нет.

В июле 2002 года между  ОПЕК и Россией вспыхнула настоящая  «нефтяная война». На фоне падения  цен на нефть ОПЕК потребовала  от Москвы сократить добычу и продажу  своих энергоресурсов на внешнем  рынке. Президент ОПЕК угрожал опустить мировую цену на нефть до $5 долларов за баррель. На словах Россия присоединилась к эмбарго ОПЕК. Однако, по официальным  статистическим данным, экспорт нефти  из России непрерывно нарастал. Конфликт был исчерпан в связи с ростом цен на нефть накануне иракского  кризиса.

Начиная с 1998 года, наша страна участвует в сессиях Конференции  ОПЕК, а также в совещаниях экспертов  и других мероприятиях организации  с представителями стран, не входящих в нее.

На состоявшейся в конце октября 2004 года в Москве встрече Министра энергетики Российской Федерации В.Б.Христенко с и.о. Генерального секретаря ОПЕК  Рахмоном вновь была подтверждена готовность России к продолжению консультаций, как в многостороннем, так и в двустороннем формате.

Информация о работе История создания ОПЕК