Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:41, контрольная работа
Избирательная кампания: сущность и основные этапы.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании.Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовало 4 % избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В - 5 %, за партию С - 77 %, за партию D - 1 %, за партию N - 6 %. Какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов? Почему?
1.Избирательная кампания: сущность и основные этапы
Избирательная кампания - это система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.
Избирательная кампания в РФ - период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов со дня официального опубликования результатов выборов.
Сущность избирательной кампании:
Важной частью любой политической
системы в демократических
Все усилия в избирательной
кампании направлены на оптимальное
использование имеющихся
а) формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;
б) привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;
в) ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).
Главное действующее лицо избирательной кампании - кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.
Каждая избирательная кампания не похожа на остальные. Уникальность кампании определяют три составляющие:
1) личность кандидата: его способности, опыт, образование, взгляды, характер и темперамент, а также его связи и обязательства;
2) специфика момента: географические и демографические особенности округа, степень урбанизации, наличие и специфика средств массовой информации, число добровольных помощников, возможности финансирования и т. п.;
3) стратегия избирательной кампании: политические цели, направленность, график, бюджет, тактика.
Изучая опыт успешных политических кампаний, можно отметить пять основных факторов, определяющих технологию проведения избирательной кампании:
1. путем аналитической работы оцениваются потребности, цели и реальные возможности отдельных приоритетных групп избирателей;
2. мероприятия избирательной кампании системно планируются и своевременно реализуются;
3. постоянно отслеживаются и анализируются результаты проделанной работы, в планы вносятся тактические изменения;
4. особое значение придается роли межличностной коммуникации и способам донесения информации до избирателя;
5. кандидат занимает во всей избирательной кампании центральное место, но существует четкая функциональная структура и основную черновую работу выполняют помощники - группа поддержки.
Основные этапы :
1) Назначение выборов – это установление для голосования, закрепленного в конституции страны или определяемого специальным законодательным актом.
2) Выдвижение кандидатов – это формирование круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты (советники, губернаторы, судьи, президенты).
Существуют различные
способы выдвижения кандидатов:
В некоторых странах выдвижение кандидата предполагает внесение избирательного залога (определенной денежной суммы, возвращаемой в том случае, если кандидат наберет установленный процент голосов). В других странах предусмотрена дилемма: либо сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов), либо внесение избирательного залога.
3) Предвыборная борьба – это совокупность действий, предпринимаемых кандидатами (политическими партиями) для достижения победы на выборах и других своих предвыборных целей (привлечение внимания, укрепление известности, повышение престижа).
Предвыборная борьба предполагает создание штаба избирательной кампании, разработку её стратегии и тактики, аккумуляцию ресурсов. Стратегия избирательной кампании – это ее содержательная часть, а тактика избирательной кампании – это ее техническая сторона.
Для победы на выборах необходимо использование политического маркетинга (изучение общественных запросов, ожиданий); для этой цели привлекают политических технологов, в том числе, для создания оптимального имиджа кандидата, – имиджмейкеров.
Финансирование избирательной кампании кандидата (партии) проводится как за счет легальных источников (членские взносы, доходы от издательской деятельности партии, государственное финансирование, добровольные пожертвование), так и за счет нелегальных источников (коммерческая деятельность партий, финансовая помощь из-за рубежа, превышение допустимых пределов пожертвований от граждан и юридических лиц).
Государство стремится минимизировать использование нелегального финансирования и обеспечить равенство возможностей всех кандидатов. Для этого в большинстве стран применяется законодательное регулирование финансовых параметров избирательной кампании. Оно включает:
- ограничение предвыборных расходов;
- сужение числа источников финансирования;
- государственное
- тщательный учет используемых
средств и гласность
4) Голосование – кульминационный этап избирательной кампании, прямое волеизъявление граждан. Электоральный выбор граждан мотивируется различными факторами – социальными (принадлежность к определенному классу, этносу, территории, конфессии), психологическими (близость, симпатии к определенной партии, лидеру), рациональными (соответствием кандидата и его программы ожиданиям избирателя) и др. Во многих странах в настоящее время наблюдается снижение электоральной активности граждан, абсентеизм – уклонение граждан от участия в выборах.
5) Определение результатов выборов – завершающий этап избирательной кампании. Результаты выборов определяются избирательными комиссиями. В случае, если в выборах приняло участие меньшее количество избирателей, чем это предусмотрено законом, («порог явки избирателей»), избирательная компания объявляет выборы несостоявшимися. В этом случае назначаются повторные выборы. Процедура определения результатов выборов заключается в подсчете голосов, поданных за каждого кандидата. (Фальсификация итогов голосования может превратить выборы в фикцию).
2 Субъекты выборов
и этапы избирательной
Средняя продолжительность избирательной кампании - три недели - месяц, но в некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Эта дата в одних случаях раз и навсегда определена законом (например, дата президентских выборов в США), в других - дату выборов назначает глава государства или парламент. Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.
Избирательной кампании предшествуют
назначение даты выборов, нарезка избирательных
округов (при выборах по мажоритарной
избирательной системе), создание избирательных
комиссий, уточнение списков избирателей.
Последующие стадии избирательного
процесса - само голосование, подсчет
голосов и определение
Этапы
|
Субъекты |
Действие субъектов |
1. Нулевой
|
Кандидаты |
На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации - по залогу или по подписям. Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа - это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам. |
2.Подготови-тельный
|
Команда кандидата |
На этом этапе осуществляется
выезд на место команды Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает. |
3.Этап Плановой работы
|
Команда кандидата |
На этом этапе осуществляется
основная агитационная работа, выпуск
и распространение агитационно- |
4.Финишная прямая |
Кандидаты и его команда |
Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору. Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе. |
5.Отчетный
|
Избиратели |
Результаты уже известны,
сделано всё, что было запланировано.
Следующие несколько дней после
подсчета голосов будут потрачены
на то, чтобы написать отчеты (в том
числе, и финансовый отчет в избирательную
комиссию). На этом этапе неплохо
также проанализировать ошибки в
стратегии и тактике |
Вместе с тем, избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:
— регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;
— выдвижение кандидатов по
одномандатным округам
— выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением (блоком);
— начало сбора подписей в поддержку кандидатов;
— представление в ЦИК
подписных листов и других необходимых
избирательных документов для регистрации
федерального списка кандидатов, а
затем его регистрация
— образование избирательных участков;
— начало предвыборной агитации;
— решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;
— собственно, сами выборы.
3. Предположим,
по итогам выборов депутатов
Государственной Думы РФ
В соответствии с частью 7 статьи 82 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.10.2011 N 287-ФЗ) к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
В нашем случае в совокупности все списки кандидатов набрали 93% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. И к распределению мандатов будут допущены партии: В(5%),С(77%), N(6%) .
1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. - М.: Норма, 2003.
2. Малкин Е., Сучков Е.
Основы избирательных
3. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. - М.: Вузовский учебник, 2005.
4. Федеральный закон от
18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах
депутатов Государственной
Информация о работе Избирательная кампания: сущность и основные этапы