Избирательная кампания: сущность и основные этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:41, контрольная работа

Описание

Избирательная кампания: сущность и основные этапы.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании.Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовало 4 % избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В - 5 %, за партию С - 77 %, за партию D - 1 %, за партию N - 6 %. Какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов? Почему?

Работа состоит из  1 файл

контрольная политол.docx

— 29.81 Кб (Скачать документ)

1.Избирательная  кампания: сущность и основные  этапы

Избирательная кампания -  это система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Избирательная кампания в  РФ - период со дня официального опубликования  решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов со дня официального опубликования  результатов выборов.

Сущность избирательной  кампании:

Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов  в представительные органы власти различного уровня, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

Все усилия в избирательной  кампании направлены на оптимальное  использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата  и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной  кампании происходит:

а) формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;

б) привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;

в) ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Главное действующее лицо избирательной кампании - кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.

Каждая избирательная  кампания не похожа на остальные. Уникальность кампании определяют три составляющие:

1) личность кандидата:  его способности, опыт, образование, взгляды, характер и темперамент, а также его связи и обязательства;

2) специфика момента:  географические и демографические особенности округа, степень урбанизации, наличие и специфика средств массовой информации, число добровольных помощников, возможности финансирования и т. п.;

3) стратегия избирательной кампании: политические цели, направленность, график, бюджет, тактика.

Изучая опыт успешных политических кампаний, можно отметить пять основных факторов, определяющих технологию проведения избирательной кампании:

1. путем аналитической работы оцениваются потребности, цели и реальные возможности отдельных приоритетных групп избирателей;

2. мероприятия избирательной кампании системно планируются и своевременно реализуются;

3. постоянно отслеживаются и анализируются результаты проделанной работы, в планы вносятся тактические изменения;

4. особое значение придается роли межличностной коммуникации и способам донесения информации до избирателя;

5. кандидат занимает во всей избирательной кампании центральное место, но существует четкая функциональная структура и основную черновую работу выполняют помощники - группа поддержки.

Основные этапы :                                                                                                       1. Назначение выборов;                                                                                          2. Выдвижение кандидатов;                                                                                   3. Предвыборная борьба;                                                                                        4. Голосование;                                                                                                        5. Определение результатов выборов.

1) Назначение выборов – это установление для голосования, закрепленного в конституции страны или определяемого специальным законодательным актом.

2) Выдвижение кандидатов – это формирование круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты (советники, губернаторы, судьи, президенты).

Существуют различные  способы выдвижения кандидатов:                                               - выдвижение группой избирателей;                                                                              - выдвижение политическими партиями;                                                                               - самовыдвижение (обычно требует поддержки подписями некоторого числа избирателей).

В некоторых странах выдвижение кандидата предполагает внесение избирательного залога (определенной денежной суммы, возвращаемой в том случае, если кандидат наберет установленный процент голосов). В других странах предусмотрена дилемма: либо сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов), либо внесение избирательного залога.

3) Предвыборная борьба – это совокупность действий, предпринимаемых кандидатами (политическими партиями) для достижения победы на выборах и других своих предвыборных целей (привлечение внимания, укрепление известности, повышение престижа).

Предвыборная борьба предполагает создание штаба избирательной кампании, разработку её стратегии и тактики, аккумуляцию ресурсов. Стратегия избирательной кампании – это ее содержательная часть, а тактика избирательной кампании – это ее техническая сторона.

Для победы на выборах необходимо использование политического маркетинга (изучение общественных запросов, ожиданий); для этой цели привлекают политических технологов, в том числе, для создания оптимального имиджа кандидата, – имиджмейкеров.

Финансирование избирательной кампании кандидата (партии) проводится как за счет легальных источников (членские взносы, доходы от издательской деятельности партии, государственное финансирование, добровольные пожертвование), так и за счет нелегальных источников (коммерческая деятельность партий, финансовая помощь из-за рубежа, превышение допустимых пределов пожертвований от граждан и юридических лиц).

Государство стремится минимизировать использование нелегального финансирования и обеспечить равенство возможностей всех кандидатов. Для этого в большинстве стран применяется законодательное регулирование финансовых параметров избирательной кампании. Оно включает:

- ограничение предвыборных  расходов;

- сужение числа источников  финансирования;

- государственное финансирование  в виде субсидий или компенсации  предвыборных расходов;

- тщательный учет используемых  средств и гласность источников  финансирования.

4) Голосование – кульминационный этап избирательной кампании, прямое волеизъявление граждан. Электоральный выбор граждан мотивируется различными факторами – социальными (принадлежность к определенному классу, этносу, территории, конфессии), психологическими (близость, симпатии к определенной партии, лидеру), рациональными (соответствием кандидата и его программы ожиданиям избирателя) и др. Во многих странах в настоящее время наблюдается снижение электоральной активности граждан, абсентеизм – уклонение граждан от участия в выборах.

5) Определение результатов выборов – завершающий этап избирательной кампании. Результаты выборов определяются избирательными комиссиями. В случае, если в выборах приняло участие меньшее количество избирателей, чем это предусмотрено законом, («порог явки избирателей»), избирательная компания объявляет выборы несостоявшимися. В этом случае назначаются повторные выборы. Процедура определения результатов выборов заключается в подсчете голосов, поданных за каждого кандидата. (Фальсификация итогов голосования может превратить выборы в фикцию).

 

2 Субъекты выборов  и этапы избирательной кампании.

Средняя продолжительность  избирательной кампании - три недели - месяц, но в некоторых странах  она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Эта дата в одних случаях раз и навсегда определена законом (например, дата президентских  выборов в США), в других - дату выборов назначает глава государства или парламент. Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.

Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных  округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных  комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет  голосов и определение результатов  выборов. В совокупности все стадии избирательного процесса охватываются понятием избирательная система, и  каждая из них достаточно жестко регламентирована законодательством о выборах.

 

     Этапы

 

 

  Субъекты

 

          Действие субъектов

 

1. Нулевой

 

 

 

 Кандидаты

На этом этапе ведутся  переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации - по залогу или по подписям.

Для этапа характерны большая  степень неопределенности. Темп работ  низкий, поскольку единственная работа этапа - это переговоры. Социологические  исследования поручаются, как правило, внешним социологам.

 

2.Подготови-тельный

 

 

 

Команда

кандидата

На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.

Результатами этапа будут  налаженная инфраструктура и структура  штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.

 

3.Этап

Плановой 

работы

 

 

Команда

кандидата

На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в  СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.

 

4.Финишная

прямая

 

Кандидаты и его команда

Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

Для этапа характерны возросшая  интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

 

5.Отчетный

 

 

Избиратели

Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после  подсчета голосов будут потрачены  на то, чтобы написать отчеты (в том  числе, и финансовый отчет в избирательную  комиссию). На этом этапе неплохо  также проанализировать ошибки в  стратегии и тактике предвыборной борьбы.


Вместе с тем, избирательная  кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

— регистрация в Минюсте  и в ЦИК избирательного объединения/блока;

— выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно  избирателями и избирательным объединением/блоком;

— выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением (блоком);

— начало сбора подписей в поддержку кандидатов;

— представление в ЦИК  подписных листов и других необходимых  избирательных документов для регистрации  федерального списка кандидатов, а  затем его регистрация федерального списка;

— образование избирательных  участков;

— начало предвыборной агитации;

— решение вопросов, связанных  с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;

— собственно, сами выборы.

 

3. Предположим,  по итогам выборов депутатов  Государственной Думы РФ сложилась  следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовало 4 % избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В - 5 %, за партию С - 77 %, за партию D - 1 %, за партию N - 6 %. Какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов? Почему?

       В соответствии с частью 7 статьи 82 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 51-ФЗ (в ред. Федерального  закона от 20.10.2011 N 287-ФЗ) к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.

В нашем случае в совокупности все списки кандидатов  набрали 93% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. И к распределению мандатов будут допущены партии: В(5%),С(77%), N(6%) .

      

 

 

 

                                    Литература

1. Избирательное право  и избирательный процесс в  Российской Федерации. - М.: Норма, 2003.

2. Малкин Е., Сучков Е.  Основы избирательных технологий  и партийного строительства. - М.: Русская панорама, 2006.

3. Скрипкина Ж.Б. Избирательные  системы и технологии. - М.: Вузовский  учебник, 2005.

4. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах  депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации»

Информация о работе Избирательная кампания: сущность и основные этапы