Избирательная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:26, контрольная работа

Описание

Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.» 1.

Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.

Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма (государственной машины) для достижения собственных целей.

Содержание

Введение.........................................................................................................................3

1. Понятие и принципы избирательного права………………………….............5

2. Избирательная система РФ: основные понятия, порядок организации

и проведения выборов………………………………………………………...........10

2.1.Основные понятия избирательной системы………………………………..10

2.2. Порядок проведения голосования……………………………………...........11

2.3. Порядок подсчета голосов……………………………………………………13

3. Основные гарантии избирательных прав граждан…………………………18

3.1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков избирателей………………………………………………………………………….18

3.2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями………………………………………………………………………….22

3.3. Порядок формирования избирательных комиссий……………………….24

3.4. Обжалование решений избирательных комиссий…………………...........30

Заключение………………………………………………………………………….31

Список литературы…………………………………………………………...........33

Работа состоит из  1 файл

политология избирательная система в россии.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

             Наиболее полно гарантии избирательных  прав граждан Российской Федерации  отражаются в Федеральном законе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 

      3.1.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ  СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ  ИЗБИРАТЕЛЕЙ

             В списки избирателей включаются  все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом9.

             Список избирателей составляется  участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов10.

             Основанием для включения гражданина  Российской Федерации в список  избирателей на конкретном избирательном  участке является его проживание  на территории этого избирательного  участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей  только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

             Список избирателей представляется  для всеобщего ознакомления не  позднее чем за 30 дней до дня  выборов.

             Каждый гражданин Российской  Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.

             Вносить изменения в списки  избирателей после начала подсчета  голосов избирателей запрещается.

Для проведения выборов образуются избирательные  округа на основании данных, предоставляемых  исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

             При проведении выборов в Российской  Федерации избирательные округа  должны образовываться при соблюдении  следующих требований: примерное  равенство избирательных округов  по числу избирателей с допустимым  отклонением от средней  нормы  представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

             При соблюдении указанных требований  образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.

             Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

             Избирательные участки образуются  главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

             В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

             Списки избирательных участков  с указанием их границ и  адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

      3.2.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ  КОМИССИЯМИ

             Избирательные комиссии в Российской  Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

             Подготовку и проведение выборов  в Российской Федерации осуществляют: 

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
 
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
 
  • окружные избирательные комиссии;
 
  • территориальные (районные, городские и другие) избирательные  комиссии.

        В пределах одной административно-территориальной  единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных избирательных комиссий; 

  • участковые  избирательные комиссии.
 

             Полномочия и порядок деятельности  Центральной избирательной комиссии  Российской Федерации и иных  избирательных комиссий по выборам  в федеральные органы государственной  власти устанавливаются федеральными законами.

             Полномочия и порядок деятельности  избирательных комиссий по выборам  в органы государственной власти  субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

             При подготовке и проведении  выборов избирательные комиссии  в пределах своей компетенции  не зависимы от государственных  органов и органов местного самоуправления.

             Акты избирательных комиссий, принятые  в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

             Центральная избирательная комиссия  Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

             Государственные органы, органы  местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

      3.3.  ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ  ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

             Центральная избирательная комиссия  Российской Федерации действует  на постоянной основе11.

             Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации.

             Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации четыре года.

             Центральная избирательная комиссия  Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием  Председателя,  заместителя Председателя и секретаря. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению органа, их назначившего, в случаях: 

  • письменного заявления члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о сложении своих полномочий;
  • утраты членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации гражданства Российской Федерации;
 
  • вступления  в законную силу обвинительного приговора  суда в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

Информация о работе Избирательная система России