Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:09, контрольная работа
Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти.
Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная 2 с.
Технологии избирательных кампаний 6 с.
Характеристика избирательной системы Российской Федерации 9 c.
Список использованной литературы 13 с.
Следовательно, каждая партия или общественное объединение в зависимости
от имеющихся возможностей своей целью на выборах определяет:
- частичную победу – проведение незначительного количества депутатов;
- относительную
победу – проведение
недостаточного для доминирования в представительном органе, но
способных влиять на принятие решений;
- полную победу – завоевание более 50% мест;
- абсолютную победу – завоевание 2/3 мест, т.е. квалифицированного
большинства, обладающего возможностью изменять Конституцию (такую
победу одержал на парламентских выборах в Индии Индийский
Национальный Конгресс во главе с Р. Ганди в 1984г.).
По масштабу избирательные компании подразделяются на:
- местные выборы (от поселковых до городских);
- региональные (районные, областные);
- федеральные (общегосударственные).
Сведения необходимые для правильного планирования избирательной компании. Каждый субъект политической борьбы должен по возможности принимать участие в избирательных компаниях любого масштаба как для практической отработки приёмов и методов ведения избирательной компании, так и для постоянного напоминания избирателям о своём существовании и формирования собственного имиджа. Из любой, даже крайне неблагоприятной ситуации, необходимо извлекать максимум возможного. Успех компании во многом определяется соответствия плана целями масштабу компании, оптимальному
распределению материальных и людских ресурсов. Каждая избирательная компания имеет свои особенности и специфику, вместе с тем для определения единственно верной линии управления мнением избирателей необходимо иметь развёрнутые данные об объекте воздействия (избирателях). В целом такие сведения можно определить как наиболее полные
количественные и качественные характеристики избирательного корпуса данной территории. Для получения исчерпывающих сведений об избирателях следует располагать следующими данными:
а) социально-демографическими;
б) статистическими;
в) социологическими.
Последовательно рассмотрим, что представляет каждая трех позиция.
Социально – демографичкие данные:
- общее количество избирателей,
- количество мужчин и женщин,
- возрастные характеристики,
- семейное положение,
- национальные характеристики
- профессиональные характеристики,
- образовательные характеристики,
- количество пенсионеров,
- количество многодетных семей,
- количество малоимущих,
- количество
активно верующих людей (
- количество семей с малолетними детьми,
- количество безработных,
- количество семей, чьи дети служат в армии или являются призывниками
(последнее важно в связи с продолжением новой “чеченской” компанией),
Статистические данные:
- количество
промышленных предприятий,
учреждений, предпринимательских структур, воинских частей;
- наличие устойчивых,
организованных и
объединённых по социальным, профессиональным, национальным, полов-ым
признакам (например “афганцы”, ветераны, офицеры запаса, студенты и
др.).
Необходимые требования к кандидату.
Кандидат на выборную должность должен обладать следующими качествами:
- владеть некоторыми
навыками ораторского
- демонстрировать (в разумных пределах) уверенность в себе,
- умением держать себя соответствующим образом в различных аудиториях,
- иметь соответствующий внешний вид,
- владеть некоторыми элементами артистизма,
- способностью выслушивать и “переваривать” критику,
- иметь определённый уровень здоровья, позволяющий выдерживать физические
и психологические нагрузки,
- уметь быстро ориентироваться в случае резкого изменения ситуации и
управлять своими эмоциями,
- уметь слушать (выслушивать до конца) людей,
- не теряться
в сложных (неожиданных,
- способностью даже при самом для себя неблагоприятном раскладе извлекать
максимум возможного,
- уметь непринуждённо,
естественно держаться и
(этого поначалу
не хватало кандидату в
Зюганову обильно краснеющему и потеющему перед каждым выходом в эфир),
- обладать основными навыками полемики,
- обладать чувством юмора,
- быть готовым беспрекословно подчиняться определённым требованиям
руководителя избирательной компании,
- уметь подбирать
подходящие примеры для
- Часть выше
перечисленных качеств уже
другая же часть усваивается посредством теоретической подготовки и
практических занятий.
Избирательная
система современной России, как
явствует из вышеизложенного, претерпевала
существенные изменения, что определялось
во многом складывающейся политической
ситуацией. Политическая элита находится
в поиске наиболее эффективных избирательных
технологий, эффективных в смысле
реализации стоящих перед ней
политических задач. Поэтому и на
сегодняшний день говорить об окончательно
сложившейся избирательной
Естественно, выборы Президента РФ осуществляются
по мажоритарной системе. Проводятся они
по единому федеральному избирательному
округу, включающему в себя всю территорию
Российской Федерации. Избиратели, проживающие
за пределами территории Российской Федерации,
считаются приписанными к федеральному
избирательному округу. Выборы Президента
Российской Федерации назначает Совет
Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации. Кандидаты на должность Президента
РФ могут быть выдвинуты политическими
партиями, имеющими право принимать участие
в выборах, избирательными блоками, а также
в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской
Федерации может выдвинуть свою кандидатуру
при условии поддержки его самовыдвижения
группой избирателей в количестве не менее
500 человек, имеющих пассивное избирательное
право. Кандидат, выдвинутый в порядке
самовыдвижения, обязан собрать в свою
поддержку, а политическая партия, избирательный
блок - в поддержку выдвижения соответственно
политической партией, избирательным
блоком кандидата не менее двух миллионов
подписей избирателей. При этом на один
субъект Российской Федерации должно
приходиться не более 50 тысяч подписей
избирателей, место жительства которых
находится на территории данного субъекта
Российской Федерации. Если сбор подписей
избирателей осуществляется среди избирателей,
постоянно проживающих за пределами территории
Российской Федерации, общее количество
этих подписей не может быть более 50 тысяч.
Политическая партия, федеральный список
кандидатов которой допущен к распределению
депутатских мандатов в Государственной
Думе РФ, не собирают подписи избирателей
в поддержку выдвинутых ими кандидатов.
В случае проведения досрочных или повторных
выборов Президента Российской Федерации
количество подписей избирателей сокращается
наполовину. Порог явки избирателей на
избирательные участки должен быть выше
50% граждан, имеющих право голоса. Избранным
считается кандидат, набравший более половины
голосов от проголосовавших избирателей.
Совет Федерации Федерального собрания
РФ не избирается, он формируется из представителей
законодательной и исполнительной власти
субъектов РФ (соответственно по два представителя
от региона).
Выборы депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ, начиная
с 2007 года, будут проводиться по пропорциональной
системе. Выборы депутатов Государственной
Думы нового созыва назначаются Президентом
Российской Федерации. В Государственную
Думу избирается 450 депутатов по единому
федеральному избирательному округу.
Депутаты избираются пропорционально
числу голосов, поданных за федеральные
списки кандидатов в депутаты Государственной
Думы от политических партий. Следовательно,
кандидаты в депутаты Государственной
Думы выдвигаются в составе федеральных
списков от политических партий, имеющих
в соответствии с законом право участвовать
в выборах. А такое право предоставляется
только федеральным партиям, зарегистрированным
в установленном порядке не позднее 1 года
до выборов, и имеющим свои региональные
отделения в субъектах РФ. При этом политическая
партия вправе выдвинуть в составе федерального
списка кандидатов граждан Российской
Федерации, не являющихся членами данной
политической партии (но не более половины
списка). Это важно иметь в виду, так как
данное положение законодательства о
выборах является предпосылкой, обеспечивающей
в условиях пропорциональной системы
пассивное избирательное право беспартийных
граждан. Более того, в законе о выборах
депутатов Государственной Думы есть
статья, в которой указано, что каждый
гражданин Российской Федерации, обладающий
пассивным избирательным правом, не позднее
чем через три дня со дня официального
опубликования решения о назначении выборов
депутатов Государственной Думы, вправе
обратиться в любое региональное отделение
любой политической партии с предложением
включить его в федеральный список кандидатов,
выдвигаемый этой политической партией.
В случае поддержки этой кандидатуры не
менее чем десятью членами политической
партии, она должна быть рассмотрена на
конференции (общем собрании) регионального
отделения политической партии при решении
вопросов, связанных с участием политической
партии в выборах. Кандидатура, поддержанная
конференцией регионального отделения
политической партии, подлежит рассмотрению
на съезде политической партии при решении
вопроса о выдвижении федерального списка
кандидатов наравне с иными кандидатурами,
которые предлагаются к включению в федеральный
список кандидатов. Федеральный список
кандидатов должен быть разбит (полностью
или частично) на региональные группы
кандидатов, соответствующие субъекту
Российской Федерации, группе субъектов
Российской Федерации или части территории
субъекта Российской Федерации. Число
региональных групп кандидатов не может
составлять менее ста. Региональная часть
федерального списка кандидатов должна
охватывать все субъекты Российской Федерации.
А в общефедеральную часть федерального
списка кандидатов может быть включено
не более трех кандидатов. Это новое положение
закона о выборах депутатов Государственной
Думы гарантирует пропорциональное представительство
в ГД РФ не только по партийному принципу,
но и по территориальному, так как формирование
окончательного списка депутатов от политической
партии, если она будет допущена в соответствии
с итогами выборов к распределению мандатов,
будет осуществляться с учетом того, как
голосовали за данную партию регионы.
Если в одном регионе партия получает
больше голосов, чем в другом, то соответственно
от первого региона большее количество
кандидатов из регионального списка партии
получит депутатские мандаты. Выдвижение
федерального списка кандидатов должно
быть поддержано избирателями путем внесения
ими своих подписей в подписные листы
(не менее 200 тысяч подписей, при этом на
один субъект Российской Федерации должно
приходиться не более 10 тысяч подписей),
или обеспечено избирательным залогом,
внесенным политической партией (6 миллионов
рублей). Правда, это положение не распространяется
на партии, федеральные списки кандидатов
которых допущены к распределению депутатских
мандатов на последних, предшествующих
выборах депутатов Государственной Думы.
То есть партии, уже представленные в ГД
РФ по пропорциональной системе, вправе
не собирать подписи избирателей и не
вносить избирательный залог для регистрации
выдвинутого ею федерального списка кандидатов.
Если федеральный список кандидатов партии,
внесшей избирательный залог, получил
по результатам голосования не менее 4
процентов голосов избирателей от общего
числа избирателей, принявших участие
в голосовании, или допущен к распределению
депутатских мандатов, избирательный
залог, внесенный выдвинувшей такой список
политической партией, возвращается Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации
в избирательный фонд этой политической
партии не позднее чем через пять дней
со дня официального опубликования результатов
выборов депутатов Государственной Думы.
Главы регионов назначаются путем представления
Президентом РФ кандидатур законодательным
собраниям соответствующих субъектов
РФ, которые должны утвердить их в должности.
Согласно Федеральному закону О внесении
изменений в Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации» и в Федеральный закон «Об
основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации, прямые губернаторские
выборы заменены на утверждение глав регионов
местными законодательными собраниями
по представлению президента. Кандидатура
главы региона вносится президентом за
35 дней до истечения срока полномочий
действующего губернатора, и в течение
14 дней региональный парламент должен
вынести свое решение. Если же законодательное
собрание два раза отклонит предложенную
кандидатуру, то президент имеет право
распустить его. Существенным изменением
в избирательном законодательстве РФ
является исключение из избирательных
бюллетеней графы «против всех», что по
идее законодателя должно привести российских
избирателей к более активной политической
позиции, к повышению их ответственности
за судьбу страны. Однако исключение данной
графы во многом ограничивает избирательные
возможности граждан. Голосование против
всех кандидатов было легальной и достаточно
эффективной возможностью для граждан
показать политической элите, что при
наличии политической активности (граждане
участвуют в выборах), они не обнаруживают
в политической системе сил, способных
представлять их интересы. С исключением
графы «против всех» такие сигналы политическая
элита перестанет получать, или будет
получать их в более радикальной форме.
В современной России на формирование
избирательной системы влияют различные
силы. Среди них есть те, кто искренне
надеется отшлифовать демократические
процедуры формирования реально представительной
власти. Однако много и таких политических
сил, которые пытаются сформировать избирательную
систему «под себя», гарантируя себе победу
в любом случае. В этом смысле совершенно
не случайно в избирательном законодательстве
России существует множество лазеек для
недобросовестных участников избирательного
процесса. К их числу, несомненно, относятся
использование пресловутого «административного
ресурса», снятие принципиальных соперников
с выборов через суды иногда по надуманным
причинам и непосредственно перед днем
голосования, «вбросы» бюллетеней за не
явившихся на избирательные участки лиц,
откровенная подтасовка результатов выборов
и т.д. Результат борьбы за формирование
новой избирательной системы в России
во многом будет предопределен общим направлением
изменений, происходящих сейчас в России.
В этом смысле рассмотрение мирового опыта,
различных схем избирательного процесса
в тех или иных условиях, существующих
типов избирательных систем, позволяет
глубже понимать происходящие в России
политические процессы, оценивать реальную
репрезентативность российской политической
власти, осознанно и компетентно участвовать
в избирательном процессе, и тем самым
по максимуму возможностей влиять на качество
политической системы своей страны, а,
значит, и на качество собственной жизни.
4. Список использованной литературы:
- Пугачев В.П.,
Соловьев А.И. Введение в политологию.
– М.:2008.
- Соловьев А.И. Политология: политическая
теория, политические технологии. – М.:2008.
- Мещерякова Л.Я. Политология: учеб.пособие.
Ч1, 2. – М.: МГТУГА, 2007
- Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации. – М.: НОРМА, 2007.
- В.Е. Чиркин.
Конституционное право зарубежных стран.
- М.: Юристъ 1999г.