Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа
Выбор избирательной системы является одним из важнейших институциональных решений в любом демократическом государстве. Практически во всех случаях выбор конкретной избирательной системы решающим образом определяет политическую жизнь страны. Как правило, выбранная избирательная система долгое время не меняется и стимулирует консолидацию политических интересов вокруг достаточно сложной системы политических аттракторов, вся полнота которых не всегда поддается анализу на предварительном этапе.
Существует два варианта пропорциональной системы голосования: преференциальное пропорциональное представление и голосование по партийным спискам.
Преференциальное
Голосование по партийным спискам осуществляется по следующим системам:
Каждая из этих систем может осуществляться двумя различными способами:
Полупропорциональные системы, которые различаются по методам проведения голосования:
Первые два метода
в настоящее время уже не используются.
Первый метод был использован последни
Смешанная избирательная система — способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, при котором часть депутатских мест завоевывается по мажоритарной избирательной системе, а другая часть — по пропорциональной избирательной системе.
Обычно при смешанной
системе устанавливается нижний
предел для ограничения
Смешанная избирательная система призвана учесть недостатки различных избирательных систем. Однако она также имеет свои недостатки. Это может быть, например, несбалансированное преимущество столичных партий и движений перед независимыми кандидатами и представителями региональных объединений.
В большинстве стран
избирательные системы
К непропорциональной избирательной системе, относят, например, голосование блоком (Plurality-at-large system). При этой системе избирательные округа - многомандатные. Одновременно избирается несколько (n) кандидатов. Избиратели получают бюллетени, состоящие из n блоков. Каждый избиратель может выбрать не более n кандидатов. При этом он имеет право выбрать меньше, чем n кандидатов, но не имеет права отдать за кандидата больше одного голоса. Система явно непропорциональная, поскольку партия, обладающая доминирующими преференциями населения округа, может провести вообще всех своих кандидатов6.
К непропорциональной относят также систему преференциального голосования блоком (Preferential block voting), которая в чистом виде предполагает бюллетень со всеми кандидатами на n мест. Избиратель ранжирует всех кандидатов с помощью натурального ряда чисел. Кандидат с наименьшей преференцией исключается, и его голоса перераспределяются, как в системе единственного передаваемого голоса (STV).
Система ограниченного голосования (Limited voting system) также классифицируется как непропорциональная. Каждый избиратель при таком голосовании имеет возможность проголосовать за число кандидатов, меньшее, чем число номинаций. Победители определяются по абсолютному большинству полученных голосов7.
К основному достоинству мажоритарной системы относят ее простоту, а также следующие преимущества:
Однако, несмотря на такие преимущества, мажоритарная система имеет и серьезные недостатки:
Что касается пропорциональной системы, то позитивными являются следующие моменты:
В некоторых странах (Англия, Германия, Новая Зеландия, Лесото, Южная Африка, Венесуэла, Венгрия) пытаются найти компромисс между этими двумя системами, для чего используют различные варианты смешанных систем, которые объединяют, в том или ином виде, элементы пропорциональной и мажоритарной систем.
Мажоритарная
система абсолютного
До принятия в 2002 г. нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в некоторых субъектах Федерации на выборах высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов государственной власти) субъекта Федерации использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся, строго говоря, ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства8. К таким разновидностям относятся:
• система, требующая для избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей;
• система, требующая для избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
• система, требующая для избрания получения более половины голосов от общего числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов.
Последняя система применяется и в настоящее время на выборах должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области. Недавно Конституционный Суд признал ее не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Многомандатные округа использовались в РСФСР в 1990 г. на выборах в местные Советы нижнего уровня, а с 1993 г. - на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления во многих субъектах Федерации. Кроме того, двухмандатные округа использовались на выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г9.
Число распределяемых
в много мандатных округах
мандатов до 1997 г. федеральным законом
не регулировалось. Чаще всего округа
на выборах законодательных
На выборах в представительные органы местного самоуправления в 1995-1998 гг. 31% мандатов замещался в многомандатных округах. При этом округа с числом мандатов менее 6 составляли 41%, от 6 до 11 - 52%, от 11 до 16 - 6%.
Начиная с 1997 г. федеральное законодательство устанавливает предельное число мандатов, распределяемых в многомандатном избирательном округе - 5.
До 2000 г. в ряде регионов образовывались округа с разным количеством распределяемых мандатов, в том числе практиковалось сочетание одномандатных и многомандатных округов.
В 1990 г. в случае выборов по многомандатным округам число голосов у избирателя ограничивалось лишь числом баллотировавшихся кандидатов. В период 1993-2000 годов число голосов у избирателя соответствовало числу замещаемых в округе мандатов ("блоковая" система неограниченного вотума). Так, на выборах в Парламент Республики Ингушетия в 1994 г. каждый избиратель имел 27 голосов. На выборах, где образовывались округа с разным числом мандатов, избиратели в разных округах наделялись разным числом голосов10.