Избирательне системы и их типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание

Выбор избирательной системы является одним из важнейших институциональных решений в любом демократическом государстве. Практически во всех случаях выбор конкретной избирательной системы решающим образом определяет политическую жизнь страны. Как правило, выбранная избирательная система долгое время не меняется и стимулирует консолидацию политических интересов вокруг достаточно сложной системы политических аттракторов, вся полнота которых не всегда поддается анализу на предварительном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Избирательне системы и их типология_.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

Существует два варианта пропорциональной системы голосования: преференциальное пропорциональное представление и голосование по партийным спискам.

Преференциальное пропорциональное представление, как и голосование по спискам, имеет целью осуществить соответствие поданных за партию голосов и мест в парламенте и в то же время реализовать возможность избрания кандидатов, популярных в определенных регионах, которые могут быть избраны по открытому представлению избирательного округа. Если избранные таким образом кандидаты состоят в партийном списке, они исключаются из партийного списка, а их позиция замещается сдвигом нижних позиций вверх. Такая система особенно популярна в Германии.

Голосование по партийным  спискам осуществляется по следующим системам:

  • Система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в пределах одного общенационального избирательного округа;
  • Система с региональными партийными списками предусматривает создание избирательных округов по географическому признаку (Австрия, Скандинавские страны, Испания, Греция, Украина и т. д.);

Каждая из этих систем может осуществляться двумя различными способами:

  • Системой с закрытым списком: избиратель голосует за партию в целом и не может реализовать свои преференции отдельным кандидатам. Кандидаты в партийном списке расположены в порядке убывающего рейтинга;
  • Системой с открытым списком: избиратель может выразить свои преференции как партии в целом, так и ее отдельным представителям.

Полупропорциональные  системы, которые различаются по методам проведения голосования:

  • Накопительный метод голосования (Cumulative voting), когда избирателю дается столько бюллетеней, сколько выдвинуто кандидатов;
  • Система единственного непередаваемого голоса (Single non-transferable voting) - метод, при котором голос не может быть передан второму кандидату, отмеченному избирателем, в том случае, если первый кандидат исключен из списка;
  • Смешанная система голосования (Additional member system), в которой некоторые представители избираются по мажоритарным округам, а остальные по партийным спискам;
  • Система единственного передаваемого голоса (Single transferable voting, STV) - метод, при котором голос может быть передан второму кандидату, отмеченному избирателем, в том случае, если первый кандидат исключен из списка.

Первые два метода в настоящее время уже не используются. Первый метод был использован последний раз в 1980 г. в штате Иллинойс (США); второй - в Японии в 1994 г. Третий метод используется во Франции, Германии и Новой Зеландии в различных модификациях. Четвертый метод используется при выборах в законодательные органы Ирландии, Мальты и Австралии. При его использовании страна разбивается на многомандатные округа, каждый из которых имеет четыре или пять представительских мест. Партии выдвигают столько кандидатов, сколько они считают нужным. Избиратели ранжируют кандидатов по своему усмотрению (1, 2, 3, 4 и т.д.). По окончании выборов подсчитывается общее число голосов, отданных за всех кандидатов в каждом округе, и делится на число мест (4 или 5), определяя тем самым проходную квоту. Чтобы быть избранным, кандидату необходимо набрать число голосов, равное, как минимум, квоте.

    1. Смешанная и непропорцмональная избирательные системы

 

Смешанная избирательная  система — способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, при котором часть депутатских мест завоевывается по мажоритарной избирательной системе, а другая часть — по пропорциональной избирательной системе.

Обычно при смешанной  системе устанавливается нижний предел для ограничения представительства  мелких партий (например, «пятипроцентный  барьер»), что создает условия для формирования более стабильного правительства. Формируются многомандатные округа. При таком порядке в выборах участвуют 4-5 наиболее крупных партий; обычно в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители, конкретные личности, персоналии. 

Смешанная избирательная система  призвана учесть недостатки различных  избирательных систем. Однако она  также имеет свои недостатки. Это  может быть, например, несбалансированное преимущество столичных партий и  движений перед независимыми кандидатами  и представителями региональных объединений.

В большинстве стран  избирательные системы используются либо комбинированно (когда выборы проходят в два тура), либо параллельно (когда выбор одного органа власти проходит по одной системе, других, например, местных органов власти — по другой).

К непропорциональной избирательной  системе, относят, например, голосование блоком (Plurality-at-large system). При этой системе избирательные округа - многомандатные. Одновременно избирается несколько (n)  кандидатов. Избиратели получают бюллетени, состоящие из n блоков. Каждый избиратель может выбрать не более n кандидатов. При этом он имеет право выбрать меньше, чем n кандидатов, но не имеет права отдать за кандидата больше одного голоса. Система явно непропорциональная, поскольку партия, обладающая доминирующими преференциями населения округа, может провести вообще всех своих кандидатов6.

К непропорциональной относят также систему преференциального голосования блоком (Preferential block voting), которая в чистом виде предполагает бюллетень со всеми кандидатами на n мест. Избиратель ранжирует всех кандидатов с помощью натурального ряда чисел. Кандидат с наименьшей преференцией исключается, и его голоса перераспределяются, как в системе единственного передаваемого голоса (STV).

Система ограниченного  голосования (Limited voting system) также классифицируется как непропорциональная. Каждый избиратель при таком голосовании имеет  возможность проголосовать за число  кандидатов, меньшее, чем число номинаций. Победители определяются по абсолютному большинству полученных голосов7.

    1. Достоинства и недостатки избирательных систем

 

К основному достоинству мажоритарной системы относят ее простоту, а также следующие преимущества:

  • Каждый кандидат может стать победителем;
  • Система поддерживает региональные преференции;
  • Не позволяет партиям довлеть над политиками и избирателями;
  • Способствует созданию двухпартийной системы, что ведет к стабилизации работы правительства.

Однако, несмотря на такие  преимущества, мажоритарная система  имеет и серьезные недостатки:

  • Не отражает реального соотношения политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это касается голосования по системе простого большинства, когда победитель может иметь голосов существенно меньше половины электората. Проблема сохраняется и для системы абсолютного большинства.
  • Порождает диспропорцию между набранными голосами и полученными мандатами в пользу лидирующей партии. Например, в 1997 г. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов при поддержке в 44%; консерваторы получили 25% мандатов при поддержке в 31%; лейбористы получили всего 7% мандатов при поддержке в 17%;
  • Порождает потерю голосов (Wasted votes problem), которая происходит за счет аутсайдеров, а также лидеров при превышении необходимого минимума. Например, на общих выборах в Англии в 2005 г. 52% голосов было потеряно за счет аутсайдеров и 18% за счет превышения необходимого минимума, - всего было потеряно 70% голосов. Как правило, пропадает от 50 до 70% голосов избирателей, что может привести к политическим конфликтам, поскольку, по сути, происходит лишение избирательных прав у части граждан;
  • Ослабляет оппозицию, что отрицательно влияет на демократические устои общества;
  • Устанавливает зависимость результатов голосования от численности и географии избирательных округов, что создает возможность махинаций с определением их границ с целью извлечения избирательных выгод;
  • Создает возможность перевеса региональных интересов над общенациональными;
  • Приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура выборов.

 

 Что касается пропорциональной системы, то позитивными являются следующие моменты:

  • Обеспечение существенно более адекватного представительства политических сил;
  • Существенное сокращение числа неучитываемых голосов. Даже при наличии избирательного барьера, число неучитываемых голосов редко превышает 25%;
  • Обеспечение возможности представительства меньшинств;
  • Однако и эта система имеет серьезные недостатки, как-то:
  • Создает проблему немонотонности при расчете числа мест в парламенте, в результате чего число мест становится не вполне адекватным числу голосов.
  • Ослабляет связь кандидата с избирателями;
  • Создает зависимость депутатов от партийной фракции;
  • Порождает значительное число фракций, в том числе и мелких, которые конкурируют между собой и, как следствие, негативно влияют на стабильность работы парламента;
  • Стимулирует создание коалиционных правительств, которые, как правило, менее эффективны, чем однопартийные;
  • Потенциально увеличивает влияние партийной элиты на формирование избирательных списков, особенно при системе голосования по закрытым спискам.

В некоторых странах (Англия, Германия, Новая Зеландия, Лесото, Южная  Африка, Венесуэла, Венгрия) пытаются найти компромисс между этими двумя системами, для чего  используют различные варианты смешанных систем, которые объединяют, в том или ином виде, элементы пропорциональной и мажоритарной систем.

 

2. Избирательная система  Российской Федерации

2.1. Избирательные системы, применявшиеся на выборах в Российской Федерации

 

Мажоритарная  система абсолютного большинства  была основной системой выборов в  РСФСР в 1989-1991 гг. После 1991 г. эта система  применялась в нашей стране на выборах Президента Российской Федерации, на выборах высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов государственной власти) в большинстве субъектов Федерации, а также в некоторых субъектах Федерации на выборах глав муниципальных образований и на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации.

До принятия в 2002 г. нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" в  некоторых субъектах Федерации  на выборах высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов государственной власти) субъекта Федерации использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся, строго говоря, ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства8. К таким разновидностям относятся:

• система, требующая для  избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа  граждан, внесенных в списки избирателей;

• система, требующая для  избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

• система, требующая для  избрания получения более половины голосов от общего числа голосов  избирателей, отданных за всех кандидатов.

Последняя система применяется  и в настоящее время на выборах  должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области. Недавно Конституционный Суд признал ее не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Многомандатные  округа использовались в РСФСР в 1990 г. на выборах в местные Советы нижнего уровня, а с 1993 г. - на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления во многих субъектах Федерации. Кроме того, двухмандатные округа использовались на выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г9.

Число распределяемых в много мандатных округах  мандатов до 1997 г. федеральным законом  не регулировалось. Чаще всего округа на выборах законодательных органов  государственной власти субъектов Федерации были двух- и трехмандатные, реже четырехмандатные. В Краснодарском крае на выборах 1994 г. образовывались 7- и 8-мандатные округа. Выборы Парламента Ингушетии в 1994 г. проходили по единому 27-мандатному округу.

На выборах  в представительные органы местного самоуправления в 1995-1998 гг. 31% мандатов замещался в многомандатных округах. При этом округа с числом мандатов менее 6 составляли 41%, от 6 до 11 - 52%, от 11 до 16 - 6%.

Начиная с 1997 г. федеральное законодательство устанавливает предельное число мандатов, распределяемых в многомандатном избирательном округе - 5.

До 2000 г. в ряде регионов образовывались округа с разным количеством распределяемых мандатов, в том числе практиковалось сочетание  одномандатных и многомандатных округов.

В 1990 г. в случае выборов по многомандатным округам  число голосов у избирателя ограничивалось лишь числом баллотировавшихся кандидатов. В период 1993-2000 годов число голосов  у избирателя соответствовало числу  замещаемых в округе мандатов ("блоковая" система неограниченного вотума). Так, на выборах в Парламент Республики Ингушетия в 1994 г. каждый избиратель имел 27 голосов. На выборах, где образовывались округа с разным числом мандатов, избиратели в разных округах наделялись разным числом голосов10.

Информация о работе Избирательне системы и их типология