Избирательное право: понятие, принципы и система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:13, реферат

Описание

Цель работы: раскрытие основных положений современного избирательного права и института народовластия.
Задачи работы: уяснение хода исторического развития института народовластия и избирательного права России; отражение и выяснение понятия избирательного права, его предмета, метода, сущности, субъектов и объектов; анализ современного состояния источников избирательного права, а также тенденций развития избирательного права и института народовластия в России.

Содержание

Введение
1. Понятие и значение избирательного права
2. Принципы избирательного права
3. Система избирательного права
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Надина по праву.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

«РУБЦОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ГОУ ВПО АлтГТУ им. И.И. ПОЛЗУНОВА»

 

 

 

 

Реферат

по учебной дисциплине «Правоведение»

на тему: «Избирательное право: понятие, принципы и система»

 

 

Выполнила:

студентка группы ЭиУ -01з

Реготун Н.В.

Проверила:

Смелова Н.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рубцовск 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Понятие и значение избирательного права…………………………..5
  2. Принципы избирательного права……………………………………..8

3. Система избирательного  права………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Избирательное право - один из древнейших правовых институтов демократического общества. Однако, несмотря на его древние корни оно приобретает в сегодняшнем мире все большее и большее значение. И это связано прежде всего с вопросом о степени свободы в избирательных правоотношениях. Наличие развитого института народовластия в стране является главным фактором реализации в обществе подлинно демократических принципов жизни, что немаловажно для большинства стран мира, выбравших демократический путь развития, в том числе и для России. Избирательное право и сопутствующие ему законодательство без всякого преувеличения приобретают особый социально-политический статус и как следствие вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в публично-правовой системе России. Все это и есть основные критерии актуальности выбранной темы. В связи с отсутствием многопартийной системы в бывшем СССР, система выборов носила формальный характер и не могла повлиять на изменение политической ситуации в стране. Избирательная активность населения отражала не возрастающий интерес советского общества к выборам, а скорее была почетной обязанностью граждан. В ходе реформ в России в 90-е годы в системе выборов стали проявляться новые демократические тенденции. На политическую арену страны вышли многочисленные политические партии и движения со своими программами переустройства социально-экономической структуры России. Выборы приобрели действительно массовый характер, так как могли в корне изменить не только судьбу всей страны, но и повлиять на политическую ситуацию в странах ближнего зарубежья. Впервые граждане России осознали свою ответственность за выбор того или иного кандидата в руководящие органы власти в стране и на местах и почувствовали последствия допущенных ими ошибок. Выборы затронули интересы всех слоев российского общества не зависимо от материального и социального положения. Возрос интерес населения к изучению избирательного права, законов, Конституции России и других стран. Повысилась правовая культура избирателей, политическая зрелость и активность. Миллионы людей сегодня вовлечены в общественно-политическую жизнь страны. Несомненно, еще далеко от совершенства стоят источники современного российского избирательного права, однако тенденция к лучшему стала вполне реальной. Основной целью избирательного права как института народовластия является обеспечение настоящей власти народа, отражение господствующих в народной среде мнений в виде расстановки в представительных органах соответствующих им сил. Несмотря на положительные моменты, существуют и негативные стороны проявления избирательных правоотношений в жизни общества. К числу таких проявлений можно отнести различного рода подтасовки избирательного процесса. Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература. К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Цель работы: раскрытие  основных положений современного избирательного права и института народовластия.

Задачи работы: уяснение хода исторического развития института  народовластия и избирательного права России; отражение и выяснение  понятия избирательного права, его  предмета, метода, сущности, субъектов  и объектов; анализ современного состояния  источников избирательного права, а также тенденций развития избирательного права и института народовластия в России.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и значение избирательного  права

 

Избирательное право – достаточно сложное политико-правовое понятие, достаточно неоднозначно трактуемое в науке и практике.

 Особенностью русскоязычной  юридической лексики является  наличие у понятия «право»  всегда, как минимум, двух основных  смыслов – 1) «объективного» - как  одного из видов регуляторов  общественных отношений – совокупности  правил поведения, определённым образом формализованных и подкреплённых силой государственного принуждения; 2) «субъективного» - индивидуальной возможности субъекта общественного отношения действовать по своему усмотрению (в определённых рамках).

 Эта особенность касается и понятия «избирательное право». При большом количестве существующих в общественных науках определений оно используется в двух основных смыслах.

1) В первом смысле – как  объективное избирательное право  – это один из важнейших  институтов (подотраслей) российского конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в Российской Федерации. [1]

Для правильного понимания данного  определения необходимо, естественно, прояснить и понятие выборов. В соответствии с определением, закреплённым в п. 9) ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ2, выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (в соответствии с российским избирательным и муниципальным законодательством в муниципальных выборах может участвовать строго определённая категория иностранных граждан, о чём подробнее – при рассмотрении правого статуса избирателя).

 Вообще выборы – не менее  дискуссионное понятие, нежели  избирательное право. Так, например, известный французский учёный  М. Прело понятием «выборы»  обозначал состязание юридически  квалифицируемых воль с целью провести назначение. [2]

В любом случае, выборы отличаются от референдума, который в законодательстве РФ определяется как «форма прямого  волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме» (та же категория иностранных граждан, которая может участвовать в муниципальных выборах, может участвовать и в местном референдуме). Таким образом, избирательное право и референдумное право – хотя и близкие и тесно связанные понятия, однако не совпадающие полностью по смыслу и содержанию.[3]

В этой же связи выборы следует  отличать от иных форм непосредственной демократии – отзыва выборных должностных лиц, собраний, митингов и т.д.

2) Во втором смысле – как  субъективное избирательное право  – это право граждан Российской  Федерации:

а) избирать (активное избирательное  право) в органы государственной  власти и местного самоуправления и

 б) быть избранными в органы  государственной власти и местного  самоуправления (пассивное избирательное  право).

В этом смысле избирательное право - это свобода действий отдельного гражданина в определённых законом  рамках при участии в выборах (выше уже говорилось о том, что для некоторых иностранцев в законодательстве делается исключение в отношении возможности участвовать в муниципальных выборах). Избирательное право относится к числу политических конституционных прав российских граждан.

Необходимо подчеркнуть, что в  отличие от ряда государств (Бельгия, Люксембург, Австрия, Греция, Турция, Бразилия, Венесуэла, Австралия и т.д.) в  России участие в выборах является именно правом, а не обязанностью гражданина, т.е. за неучастие в выборах на него не налагаются санкции юридического характера. Разные специалисты неоднозначно оценивают этот факт, так как свобода участия или неучастия в выборах может повлечь такое негативное явление как абсентеизм – равнодушное или отрицательное отношение избирателей к политическому процессу вообще и в том числе выборам.

Между тем, как отмечают Ю.А. Веденеев и В.И. Лысенко «социальная ценность выборов в том и состоит, что  они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения  граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами политической власти».[4]

К этому можно добавить, что выборы должны выступать механизмом обеспечения обратной связи между народом и органами публичной власти (государственными органами и органами местного самоуправления), т.е. управляющий импульс идёт не только от властных органов к гражданам, но и в обратном направлении. Также выборы оформляют политическую ответственность выборных должностных лиц и органов перед избирателями – те из них, кто действовал неэффективно и не выполнил своих предвыборных обещаний, могут быть не переизбраны на очередной срок.

Нельзя не отметить и значение выборов как самого легитимного из способов формирования персонального состава должностей и публично-властных органов.

С другой стороны, некоторые учёные (особенно политологи, философы и социологи) начинают отмечать некоторый кризис реализации демократических институтов, например, в западных странах выражающийся в их некоторой театрализации, вышеупомянутом абсентеизме и т.д.(6) Однако это не означает отрицания ценности самого института выборов и избирательного права. Возможно, выход следует искать на путях обновления теории и адекватной оптимизации избирательного законодательства.

 

2. Принципы избирательного права

 

   Принципы избирательного  права – это его основополагающие  начала. Существуют самые разные  подходы к пониманию и классификации принципов избирательного права, однако в учебных целях следует обратить внимание, прежде всего, на принципы избирательного права, признанные в качестве таковых в нормативно-правовых актах РФ.

С этой точки зрения принципы избирательного права следует разделить на основные (конституционные) и легальные (закреплённые в законодательстве – важнейшее значение в этом отношении имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» - всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Следует оговориться, что в Конституции  России данные принципы закреплены только применительно к выборам Президента РФ, на остальные виды выборов их действие распространено федеральным законодательством, прежде всего – Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Нельзя отрицать значение и остальных принципов избирательного права, которые закреплены в указанном законе, их тоже можно вывести из смысла положений российской Конституции в опосредованной форме. Однако вышеперечисленные четыре принципа являются самыми важными.

1) Принцип всеобщности избирательного  права – означает, что избирательным правом наделяется как можно большее число граждан государства. Устанавливаемые ограничения должны быть минимальными и разумно обоснованными. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются  следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным  правом):

наличие российского  гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее - ниже);

возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);

дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);

гражданин не должен содержаться  в местах лишения свободы по приговору  суда.

Следует также отметить, что своё активное избирательное право гражданин реализует, как правило, в избирательном округе, в пределах которого расположено его место жительства.

К кандидатам на выборные должности (лицам, обладающим пассивным  избирательным правом на соответствующих  выборах) предъявляются дополнительные требования по сравнению с избирателями. Это связано с необходимостью обеспечения отбора наиболее достойных и компетентных лиц и т.д.

Требования к кандидатам можно разделить на общие (применяющиеся  на всех видах выборов) и специальные (применяемые на отдельных видах выборов). При этом нельзя не отметить, что дополнительно к требованиям, установленным Конституцией РФ, довольно широкий их набор предусматривает федеральное избирательное законодательство.

Общие требования:

   - наличие активного избирательного права;

   - не имеют права  быть избранными граждане РФ:

   - имеющие гражданство  иностранного государства либо  вид на жительство или иной  документ, подтверждающий право  на постоянное проживание гражданина  Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации;

   - осужденные к  лишению свободы за совершение  тяжких и (или) особо тяжких  преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

Информация о работе Избирательное право: понятие, принципы и система