Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:13, реферат
Цель работы: раскрытие основных положений современного избирательного права и института народовластия.
Задачи работы: уяснение хода исторического развития института народовластия и избирательного права России; отражение и выяснение понятия избирательного права, его предмета, метода, сущности, субъектов и объектов; анализ современного состояния источников избирательного права, а также тенденций развития избирательного права и института народовластия в России.
Введение
1. Понятие и значение избирательного права
2. Принципы избирательного права
3. Система избирательного права
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
«РУБЦОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)
ГОУ ВПО АлтГТУ им. И.И. ПОЛЗУНОВА»
Реферат
по учебной дисциплине «Правоведение»
на тему: «Избирательное право: понятие, принципы и система»
Выполнила:
студентка группы ЭиУ -01з
Реготун Н.В.
Проверила:
Смелова Н.Е.
Рубцовск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
3. Система избирательного права………………………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Избирательное право - один из древнейших правовых институтов демократического общества. Однако, несмотря на его древние корни оно приобретает в сегодняшнем мире все большее и большее значение. И это связано прежде всего с вопросом о степени свободы в избирательных правоотношениях. Наличие развитого института народовластия в стране является главным фактором реализации в обществе подлинно демократических принципов жизни, что немаловажно для большинства стран мира, выбравших демократический путь развития, в том числе и для России. Избирательное право и сопутствующие ему законодательство без всякого преувеличения приобретают особый социально-политический статус и как следствие вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в публично-правовой системе России. Все это и есть основные критерии актуальности выбранной темы. В связи с отсутствием многопартийной системы в бывшем СССР, система выборов носила формальный характер и не могла повлиять на изменение политической ситуации в стране. Избирательная активность населения отражала не возрастающий интерес советского общества к выборам, а скорее была почетной обязанностью граждан. В ходе реформ в России в 90-е годы в системе выборов стали проявляться новые демократические тенденции. На политическую арену страны вышли многочисленные политические партии и движения со своими программами переустройства социально-экономической структуры России. Выборы приобрели действительно массовый характер, так как могли в корне изменить не только судьбу всей страны, но и повлиять на политическую ситуацию в странах ближнего зарубежья. Впервые граждане России осознали свою ответственность за выбор того или иного кандидата в руководящие органы власти в стране и на местах и почувствовали последствия допущенных ими ошибок. Выборы затронули интересы всех слоев российского общества не зависимо от материального и социального положения. Возрос интерес населения к изучению избирательного права, законов, Конституции России и других стран. Повысилась правовая культура избирателей, политическая зрелость и активность. Миллионы людей сегодня вовлечены в общественно-политическую жизнь страны. Несомненно, еще далеко от совершенства стоят источники современного российского избирательного права, однако тенденция к лучшему стала вполне реальной. Основной целью избирательного права как института народовластия является обеспечение настоящей власти народа, отражение господствующих в народной среде мнений в виде расстановки в представительных органах соответствующих им сил. Несмотря на положительные моменты, существуют и негативные стороны проявления избирательных правоотношений в жизни общества. К числу таких проявлений можно отнести различного рода подтасовки избирательного процесса. Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература. К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Цель работы: раскрытие
основных положений современного избирательного
права и института народовласти
Задачи работы: уяснение хода исторического развития института народовластия и избирательного права России; отражение и выяснение понятия избирательного права, его предмета, метода, сущности, субъектов и объектов; анализ современного состояния источников избирательного права, а также тенденций развития избирательного права и института народовластия в России.
1. Понятие и значение
Избирательное право – достаточно сложное политико-правовое понятие, достаточно неоднозначно трактуемое в науке и практике.
Особенностью русскоязычной
юридической лексики является
наличие у понятия «право»
всегда, как минимум, двух основных
смыслов – 1) «объективного» - как
одного из видов регуляторов
общественных отношений –
Эта особенность касается и понятия «избирательное право». При большом количестве существующих в общественных науках определений оно используется в двух основных смыслах.
1) В первом смысле – как
объективное избирательное
Для правильного понимания данного определения необходимо, естественно, прояснить и понятие выборов. В соответствии с определением, закреплённым в п. 9) ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ2, выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (в соответствии с российским избирательным и муниципальным законодательством в муниципальных выборах может участвовать строго определённая категория иностранных граждан, о чём подробнее – при рассмотрении правого статуса избирателя).
Вообще выборы – не менее
дискуссионное понятие, нежели
избирательное право. Так,
В любом случае, выборы отличаются от референдума, который в законодательстве РФ определяется как «форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме» (та же категория иностранных граждан, которая может участвовать в муниципальных выборах, может участвовать и в местном референдуме). Таким образом, избирательное право и референдумное право – хотя и близкие и тесно связанные понятия, однако не совпадающие полностью по смыслу и содержанию.[3]
В этой же связи выборы следует отличать от иных форм непосредственной демократии – отзыва выборных должностных лиц, собраний, митингов и т.д.
2) Во втором смысле – как
субъективное избирательное
а) избирать (активное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления и
б) быть избранными в органы
государственной власти и
В этом смысле избирательное право - это свобода действий отдельного гражданина в определённых законом рамках при участии в выборах (выше уже говорилось о том, что для некоторых иностранцев в законодательстве делается исключение в отношении возможности участвовать в муниципальных выборах). Избирательное право относится к числу политических конституционных прав российских граждан.
Необходимо подчеркнуть, что в отличие от ряда государств (Бельгия, Люксембург, Австрия, Греция, Турция, Бразилия, Венесуэла, Австралия и т.д.) в России участие в выборах является именно правом, а не обязанностью гражданина, т.е. за неучастие в выборах на него не налагаются санкции юридического характера. Разные специалисты неоднозначно оценивают этот факт, так как свобода участия или неучастия в выборах может повлечь такое негативное явление как абсентеизм – равнодушное или отрицательное отношение избирателей к политическому процессу вообще и в том числе выборам.
Между тем, как отмечают Ю.А. Веденеев и В.И. Лысенко «социальная ценность выборов в том и состоит, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами политической власти».[4]
К этому можно добавить, что выборы должны выступать механизмом обеспечения обратной связи между народом и органами публичной власти (государственными органами и органами местного самоуправления), т.е. управляющий импульс идёт не только от властных органов к гражданам, но и в обратном направлении. Также выборы оформляют политическую ответственность выборных должностных лиц и органов перед избирателями – те из них, кто действовал неэффективно и не выполнил своих предвыборных обещаний, могут быть не переизбраны на очередной срок.
Нельзя не отметить и значение выборов как самого легитимного из способов формирования персонального состава должностей и публично-властных органов.
С другой стороны, некоторые учёные (особенно политологи, философы и социологи) начинают отмечать некоторый кризис реализации демократических институтов, например, в западных странах выражающийся в их некоторой театрализации, вышеупомянутом абсентеизме и т.д.(6) Однако это не означает отрицания ценности самого института выборов и избирательного права. Возможно, выход следует искать на путях обновления теории и адекватной оптимизации избирательного законодательства.
2. Принципы избирательного права
Принципы избирательного
права – это его
С этой точки зрения принципы избирательного права следует разделить на основные (конституционные) и легальные (закреплённые в законодательстве – важнейшее значение в этом отношении имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» - всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.
Следует оговориться, что в Конституции
России данные принципы закреплены только
применительно к выборам
1) Принцип всеобщности
В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):
наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее - ниже);
возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);
дееспособность (отсутствие
признания судом
гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.
Следует также отметить, что своё активное избирательное право гражданин реализует, как правило, в избирательном округе, в пределах которого расположено его место жительства.
К кандидатам на выборные должности (лицам, обладающим пассивным избирательным правом на соответствующих выборах) предъявляются дополнительные требования по сравнению с избирателями. Это связано с необходимостью обеспечения отбора наиболее достойных и компетентных лиц и т.д.
Требования к кандидатам можно разделить на общие (применяющиеся на всех видах выборов) и специальные (применяемые на отдельных видах выборов). При этом нельзя не отметить, что дополнительно к требованиям, установленным Конституцией РФ, довольно широкий их набор предусматривает федеральное избирательное законодательство.
Общие требования:
- наличие активного избирательного права;
- не имеют права быть избранными граждане РФ:
- имеющие гражданство
иностранного государства либо
вид на жительство или иной
документ, подтверждающий право
на постоянное проживание
- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
Информация о работе Избирательное право: понятие, принципы и система