Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:18, контрольная работа
Цель моей работы состоит в рассмотрении избирательной системы и избирательного права в РФ.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
• раскрыть понятие избирательной системы и избирательного права;
• изучить вопрос проведения выборов в Российской Федерации;
• рассмотреть порядок проведения референдума.
ВВЕДЕНИЕ
Избирательная система России представляя собой механизм реализации статьи 1 Конституции РФ, провозгласившей, что “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», позволяет многонациональному народу России непосредственно участвовать в осуществлении своей власти через государственные органы и органы местного самоуправления”. Свободные выборы согласно п. 3 ст. 3 Конституции РФ являются высшим непосредственным выражением власти народа.
Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации.
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.
В
большинстве современных
Поэтому становится
важно почему необходимо
Цель моей работы состоит в рассмотрении избирательной системы и избирательного права в РФ.
В соответствии
с поставленной целью задачами
работы будут являться
• раскрыть понятие избирательной системы и избирательного права;
• изучить вопрос проведения выборов в Российской Федерации;
• рассмотреть порядок проведения референдума.
Данная работа
состоит из введения, основной части
из трех глав, заключения, задачи и списка
использованных источников и литературы.
Для создания ответственной власти необходим налаженный контроль за деятельностью политических институтов и политических лидеров, эффективный механизм ее замены, что является необходимым условием деятельности власти в интересах различных социальных групп. Этим целям служит избирательная система – совокупность правил проведения выборов, согласно которым граждане определяют состав органов исполнительной или законодательной власти.
Избирательная система в РФ — это порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в выборные органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В понятие избирательной системы входят также действия граждан, избирательных комиссий, избирательных объединений, органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия.
В мире существуют две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям: репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; простота механизма выборов; корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.
При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное.
При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% плюс один голос). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства. Мажоритарная система с относительным большинством предполагает, что кандидат-победитель должен набрать простое большинство голосов по сравнению с числом голосов, набранных другими кандидатами.
Мажоритарный выбор привлекает простотой, поскольку обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зачастую незначительно уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку оппозиционная точка зрения представлена в выборном органе не в той мере, в какой она распространена в обществе.
Наконец, мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. При мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи между кандидатом (а затем и депутатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух- или трехпартийной системы.
Мажоритарная система используется в настоящее время в Великобритании, США, Канаде.
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу. Естественно, партии стремятся включить в эти списки наиболее известных людей.
Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности:
— пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются;
— пропорциональная система, основывающаяся на округах. В этом случае мандаты распределяются на основе влияния партий в округах.
Достоинством
пропорциональной системы является
репрезентативность, обеспечивающая наиболее
адекватное представительство в парламенте
различных партий и дающая избирателям
возможность ранжировать свой выбор. Она
обеспечивает обратную связь между государством
и гражданским обществом, способствует
развитию плюрализма и многопартийности.
Допускает эта система и возможность коррекции
в результате замены депутата от партий
- по решению самой партии, если он не отражает
«партийную» точку зрения.
Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.
Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства.
Поскольку при пропорциональной системе осуществляется голосование не за конкретных кандидатов, а за партии, весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов.
В
некоторых государствах пропорциональные
системы предусматривают
Пропорциональная
В
послевоенный период началось становление
смешанной избирательной
Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.
В РФ используется смешанная избирательная система.
Начиная с 2007 г. на основании Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (ред. от 25 июня 2011 г.) при выборах в Государственную Думу действует пропорциональная избирательная система. Это значит, что выборы всех 450 депутатов Государственной Думы осуществляются по партийным спискам.
До этого на протяжении 14 лет (1993—2007 гг.) в РФ сочетались два вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Тем самым только половина состава Госдумы (225 депутатов) избирались по партийным спискам (пропорциональная система), а другая половина (225 депутатов) — по одномандатным округам — так называемые самовыдвиженцы (мажоритарная система).
Выдвижение
кандидатов в составе федеральных
списков кандидатов осуществляется
исключительно политическими
Избирательное законодательство устанавливает повышенный 7%-й заградительный барьер. Это значит, что в Думу проходят списки, получившие на выборах голоса не менее 7% избирателей, принявших участие в выборах.
На будущих выборах в Думу 2011 при распределении депутатских мандатов будет не только основной 7%-й барьер, но и два дополнительных. Так, партии сумевшие набрать 6% в Думе 2011 получат по 2 мандата. Те же, кто наберет на очередных выборах в Госдуму 2011 более 5 %, получат по 1 мандату. Между прочим, выборы в Госдуму по этой схеме окажутся первыми и последними, так как в дальнейшем проходной барьер будет существенно снижен.
Под избирательным правом граждан Российской Федерации понимается их конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право (как и право участвовать в референдуме) закреплено в ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации. Избирательное право подразделяется на активное, т.е. право граждан избирать, и пассивное — право граждан быть избранными.
Совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами, составляет самостоятельный институт конституционного права, а именно избирательное право Российской Федерации.
Источниками избирательного права являются:
- Конституция Российской Федерации;
- конституции республик;
- уставы других субъектов Российской Федерации;
- Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 25 июля 2011 г.), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (ред. от 25 июля 2011 г.);
- законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о выборах, акты Президента Российской Федерации, глав субъектов Российской Федерации, нормативные акты Центральной избирательной комиссии по вопросам выборов.
К принципам избирательного права относятся:
- всеобщность;
- равное избирательное право;
- прямое избирательное право;
- тайное голосование.
Всеобщее избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать (активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Информация о работе Избирательное право в Российской Федерации