Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:04, доклад
Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) — понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола. В общем же смысле Эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.
Критика детской сексуальности
Для многих сомнительным
представляется само утверждение о
том, что ребенок может испытывать
половое влечение по отношению к
родителю: как известно, тестостерон и
прогестерон, половые гормоны, которые,
воздействуя на гипоталамус, вызывают
у человека половое влечение, организмом
ребёнка до пубертатного возраста вырабатываются
лишь в незначительных количествах. Впрочем,
данная критика является, по мнению сторонников
Фрейда, несостоятельной по той причине,
что половое созревание индивидуума не
обеспечивается одним только формированием
генитальных морфологических и нейроэндокринных
структур организма и должно сопровождаться
организацией соответствующих психологических
структур.
Споры об универсальности Эдипова комплекса
Многие специалисты
отвергают постулируемый
Критика в контексте шизоанализа
В таком направлении
современного постструктурализма, как
шизоанализ, разработанном Жилем Делёзом
и Феликсом Гваттари в их работе «Анти-Эдип»
(1972), Эдипов комплекс предстает олицетворением
репрессивного духа буржуазных семейных
отношений и символом репрессивной идеологии
капитализма. Эдипов комплекс подвергается
критике по причине своей односторонности
и ограниченности: ограниченный рамками
семейных отношений, он оказывается неспособным
объяснить сложные социальные структуры
и процессы. Делёз и Гваттари указывают
также на то, что психоанализ в целом оказывается
неэффективным средством лечения таких
заболеваний, как психоз и шизофрения,
и малоэффективным средством интерпретации
социальных процессов. Более того, согласно
шизоанализу, концепция Эдипова комплекса
является препятствием на пути выздоровления
невротика, поскольку заведомо обрекает
его на детерминационную зависимость
от такой «псевдоструктуры», как семья.
В этом контексте Делёз и Гваттари говорят
об «эдипизации» бессознательного, сознания
и всей культуры в целом. Концепция Эдипова
комплекса противопоставляется свободной
(«шизофренической») форме бессознательного:
«Шизофреническое
— вместо Эдипова».
Таким образом,
Делёз и Гваттари призывают к свободному
интерпретированию бессознательного,
не зажатого в узкие рамки Эдипова комплекса.
Феминистская критика
Представители феминизма подвергают широкомасштабной критике понимание развития Эдипова комплекса у девочек: по их мнению, зависть к пенису не играет никакой роли в психосексуальном развитии лиц женского пола. Представители феминизма считают, что концепция зависти к пенису является продуктом патриархального общества, показывающая неполноценную, бессильную и подчиненную женщину. Более того, как указывала американская феминистка Кейт Миллет (1969), Фрейд с подобными идеями и воплощением их на практике является скорее угнетателем женщины, чем независимым наблюдателем и психотерапевтом. Другая американская феминистка Джульет Митчелл считала зависть к пенису типичной характеристикой фаллоцентрической культуры, нежели результатом обнаружения девочкой отсутствия у себя пениса.Сторонники феминизма при этом отмечают, что взгляды Фрейда иллюстрируют общий дух и ценности Викторианской эпохи, когда как мужчины, так и женщины имели страх быть женственными.Некоторые критики также указывают на то, что концепция зависти к пенису несостоятельна по той причине, что это мало правдоподобно, чтобы девочка могла испытывать зависть к пенису, к части тела, которой у нее никогда не было и о преимуществах которой она, следовательно, знать не может. Впрочем, как отмечалось выше, современные психоаналитики в большинстве своем не настаивают на концепции зависти к пенису так, как Фрейд и его ортодоксальные последователи.
Карл Густав Юнг
Альфред Адлер
Эрих Фромм
Мелани Кляйн
Карен Хорни