Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:09, контрольная работа
Кажется удивительным, но в Конституции 1993г. о партиях не сказано ни слова – лишь в статье 13 «признаётся многопартийность». Полномочия партий там не прописаны. Видимо, авторы просто «подули на воду» после того, как СССР обжёгся на 6-й статье своей Конституции, где КПСС была названа «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». В 90-е годы партии воспринимались лишь как элемент демократического пейзажа.
Введение
Правовые основы участия политических партий в выборах
Электоральная история российских политических партий
Учредительные выборы 1993г.
Парламентские выборы 1995г.
Парламентские выборы 1999г.
Парламентские выборы 2003г.
Парламентские выборы 2007г.
Заключение
Список литературы
Приложение
1. Введение
Кажется удивительным, но в Конституции 1993г. о партиях не сказано ни слова – лишь в статье 13 «признаётся многопартийность». Полномочия партий там не прописаны. Видимо, авторы просто «подули на воду» после того, как СССР обжёгся на 6-й статье своей Конституции, где КПСС была названа «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». В 90-е годы партии воспринимались лишь как элемент демократического пейзажа. Они народились десятками (от Русской партии до Партии любителей пива) и в основном заслужили у народа репутацию сборища болтунов, чудаков и карьеристов.
Но в 2000-е всё изменилось – партий стало меньше, зато сильнейшая из них стремительно набрала политический вес и обрела небывалые полномочия. Я попытаюсь проследить, как это произошло, проанализировав парламентские выборы, начиная с 1993г. Ведь политика, в том числе и российская, – это процесс, обладающий собственной логикой развития, подчиняющийся определённым закономерностям. Поэтому можно установить взаимосвязь результатов избирательных кампаний последних лет и формирования партийной и избирательной системы России.
Последние
тенденции в партийно-
2. Правовые основы участия политических партий в выборах.
В современном обществе одним из наиболее эффективных инструментов выражения и реализации политической воли народа в процессе осуществления государственной власти являются политические партии. Допуск партий к государственной власти в условиях демократии и многопартийности осуществляется через свободные выборы посредством волеизъявления избирателей. В отличие от иных общественных объединений, которые выражают групповые интересы, политическая партия выступает как субъект политической системы и выражает волю и интересы граждан в такой политической форме, которая соответствует всеобщности государства как формы выражения и осуществления общей воли народа – источника государственной власти.
А что такое политическая партия? Это понятие содержится в статье 3 Федерального Закона от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Согласно нормам этого закона одной из основных целей создания политической партии является её участие в выборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Это положение является основополагающим. Только партиям суждено впредь участвовать в политической жизни общества, только они будут вправе представлять кандидатуры при формировании или избрании государственных органов, а так же организованно представлять интересы различных социальных групп в законодательных органах государственной власти. Партии отличаются от других общественно-политических организаций именно тем, что они участвуют в выборах, борются за власть. В России начала 90-х, в условиях несформировавшихся партий, в выборах участвовали избирательные объединения, но это была вынужденная мера. Сегодня, когда политические партии есть или активно формируются, именно они должны являться основным субъектом избирательного процесса.
В связи с этим к партиям предъявляется ряд требований, выполнение которых должно подтверждать состоятельность партии и серьёзность её намерений. Эти требования направлены на то, чтобы предотвратить участие в выборах партийных образований, не представляющих реальной политической силы. Право участвовать в выборах политическая партия приобретает после предоставления в федеральный регистрирующий орган документов, подтверждающих государственную регистрацию её региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом общая численность партии к этому моменту должна быть не менее 50 тыс. человек, тогда как число членов партии в 45 субъектах России должно быть не менее 500 человек в каждом, в остальных региональных отделениях число членов партии должно быть не менее 250 человек в каждом1. Причём, для участия в выборах партия должна пройти регистрацию не менее чем за год до дня голосования на соответствующих выборах. Тем самым, избирательное законодательство ориентирует традиционные и новые партии на долгосрочную перспективу и устранение из партийной системы партий-однодневок.
Ведение этих требований обусловлено тем, что, как показала практика, мелкие, маловлиятельные организации и движения, принимавшие участие в выборах, оказались фактически фиктивными. На парламентских выборах 1995г. поддержку менее 1% избирателей получили 26 избирательных объединений и блоков (40% голосов оказались «распылёнными»), в 1999г. – 16, в 2003г. – 12, в 2007г. только 4 избирательных объединения получили менее 1% голосов.
менее 45тыс.ч.; в субъекте не менее 450ч.; в регионе не менее 200ч.; с 01.01.12г.
числен-ть не менее 40тыс.ч.; в субъекте не менее 400ч.; в регионе не менее 150ч.
3. Электоральная история российских политических партий.
Одна
из главных функций политических
партий – электоральная, что определяется
самой сущностью их как организаций,
предназначенных для
На выполнение электоральной функции партий влияет такой институциональный фактор как избирательная система. Она является своеобразным «фильтром» для политических партий в их стремлении занять позиции в органах государственной власти и показателем взаимодействия между партиями и структурами гражданского общества.
Следует отметить, что электоральная функция носит публичный характер, и поэтому её осуществление – не только право, но и обязанность политических партий. Поэтому закон предусматривает ликвидацию политической партии, если она на протяжении 5 лет подряд не участвует в выборах2. Участвующей в выборах партия считается, если в бюллетень для голосования были включены: её федеральный список кандидатов в депутаты Государственной думы Федерального Собрания РФ или кандидаты в депутаты Государственной думы в 11 одномандатных округах, кандидат от партии на должность Президента РФ, кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ не менее чем в 9 субъектах РФ, кандидаты в депутаты законодательных органов в 18 субъектах РФ. Статья 22 закона требует от политической партии помимо устава, также и программу политической партии, в которой отражаются основные цели, задачи, принципы деятельности и методы их реализации.
3.1. Учредительные выборы 1993г.
Практически все исследователи политических партий в России отмечают, что современный этап формирования политических партий был связан с конституционной и избирательной реформами 1993г. Это значит, что основные партии, составляющие российскую партийную систему, сложились в течение думской избирательной кампании 1993г., когда состоялись «первые» или «учредительные выборы». В таких выборах обычно участвуют разнообразные объединения: общественные движения, избирательные блоки, партии, фронты и ассоциации. Они быстро появляются и быстро исчезают или трансформируются.
Учредительные выборы в I Государственную думу 1993г. проходили одновременно с референдумом по принятию новой Конституции России, закреплявшей подчинённую роль парламента и практически неограниченную власть Президента РФ. Главным нормативным актом, установившим новую избирательную систему, стало Положение о выборах депутатов Государственной думы, утверждённое Указом Президента РФ № 1400 от 21.09.1993г. «О поэтапной конституционной реформе».
Согласно Положения, Государственная дума должна была состоять из 450 депутатов, половина из них избиралась по одномандатным округам большинством голосов в один тур, а половина будет избрана по спискам избирательных объединений по пропорциональной системе. О своём желании участвовать в выборах заявили 35 претендентов, а представила свои списки на регистрацию в Центризбирком РФ 21 организация. В результате только 13 были допущены к участию в выборах, в том числе 5 политических партий, 4 политических движения и 4 избирательных блока. К распределению мандатов допускались списки, набравшие не менее 5% голосов избирателей.
Важной
особенностью этих выборов было их
совмещение с референдумом. В результате
на смену биполярному
Из 13 партий, участвовавших в выборах, 5%-ный барьер преодолели 8 партий. ЛДПР добилась наибольшей поддержки – 22,9% голосов избирателей, главный проправительственный блок «Выбор России» потерпел относительную неудачу, набрав 15,5%, КПРФ была на третьем месте с 12,4% голосов, движение «Женщины России» и Аграрная партия России набрали по 8,72% и 8% соответственно, «Яблоко» получило 7,86%, Партия российского единства и согласия – 6,76%, Демократическая партия России набрала 5,64% голосов.
Состоявшиеся в 1993г. выборы проводились по правилам, устраивавшим президента и их нельзя назвать полностью свободными, потому что:
- ряд
политиков и партий, выступавших
на стороне парламента в
- попытки
некоторых партий вести
- итоги
выборов и референдума по
3.2. Парламентские выборы 1995г.
К моменту парламентских выборов 1995г. число зарегистрированных на Федеральном уровне партий превысило 80. Такое большое количество партий и объединений свидетельствует о борьбе за власть в государстве олигархических и экономических элит. Они стремились использовать выгоды, которые даёт статус партий в политической системе.
Отсев
на выборах произошёл
Произошедший отбор зависел от известности той или иной партии. Партии, уже получившие представительство в парламентских стенах, имели серьёзное преимущество перед «новичками». Постоянство партийного состава парламента является показателем сформированности, устойчивости партийной системы. В этом отношении важно, что среди четырёх победителей избирательной кампании 1995г. три политические силы принадлежали к тем, кто уже заседал в предыдущей Государственной думе. Нужно признать, что выборы оказались жёстким механизмом партийной селекции, отсеяв мелкие, поверхностные партии.
Состоявшиеся
в 1995г. парламентские выборы прошли
в условиях, которые дают право
характеризовать их как свободные:
1) к участию в выборах были
допущены практически все партии;
2) партии имели доступ к проведению
агитации и не были в ней ограничены;
3) результаты выборов были полностью опубликованы,
признаны всеми политическими силами
и не оспаривались никем.
Информация о работе Электоральная история российских политических партий