Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 01:07, реферат
События социальной и личной жизни нередко требуют от человека пересмотра системы ценностей, отношения к себе и своему окружению, побуждают к поиску идентичности, которая помогла бы восстановить его внутреннюю целостность и определенность. Социальная нестабильность, как показывают исследования, резко актуализирует потребность в присоединенности и социальных связях – солидарности, идентичности, принадлежности к группе.
Этническое самоопределение народов в Молдове
События социальной и личной жизни нередко требуют от человека пересмотра системы ценностей, отношения к себе и своему окружению, побуждают к поиску идентичности, которая помогла бы восстановить его внутреннюю целостность и определенность. Социальная нестабильность, как показывают исследования, резко актуализирует потребность в присоединенности и социальных связях – солидарности, идентичности, принадлежности к группе. Этнос зачастую оказывается «аварийной» группой поддержки. Этническая общность устойчива во времени, ее характеризует стабильность состава. Каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, из этноса невозможно исключить.
На
современном этапе этническая принадлежность
по значимости называется вслед за
категориями частной жизни, смыкаясь
с базовыми принадлежностями (семейной,
половой, профессиональной, возрастной)
– главными опорами адаптации
и выживания в кризисные
В психологических исследованиях постсоветского пространства выявлены тенденции и закономерности трансформации этнической идентичности у представителей «титульных» этносов и групп этнических меньшинств. Так, в эмпирических исследованиях русских, проживающих в странах нового зарубежья, описан синдром навязанной этничности, когда этническая принадлежность человека, против его воли, становится настолько значимой характеристикой бытия и сознания, что начинает определять его место в обществе, комплекс прав и обязанностей, а в его самоидентификации выходит на одно из первых мест.
В исследованиях Г.У.Солдатовой, проведенных в России, были выделены три вида трансформации этнической идентичности:
1.
размывание этнической
2.
отход от собственной
3.
гиперболизация этнической
В ситуации социальной нестабильности человек вынужден решать проблемы культурного и этнического самоопределения, что дается не безболезненно. Проблемы «выбора», поиска способов выхода из кризиса социальной, этнической идентичности, необходимость восстановления баланса между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью в изменившейся реальности со всей очевидностью встают перед этническими меньшинствами или, как чаще их называют, «русскоязычным населением» на постсоветском пространстве. Наряду с общими психологическими законе мерностями трансформации этнической идентичности у «титульных» этносов и групп этнических меньшинств Молдовы присутствуют и специфические закономерности, которые определяются рядом особенностей региона.
Во–первых,
межнациональные отношения в
Молдове обусловлены дли
Во–вторых, Молдова является государством, которое граничит с родственным этносом – Румынией. Это не может не оказывать влияния на этнические процессы в стране, на взаимоотношения титульного этноса и этнических меньшинств.
В–третьих,
на небольшой территории Молдовы
уникальнейшим образом
Все образование и делопроизводство в крае последние 200 лет, за исключением 22 лет румынского периода, осуществлялось на русском языке. Переориентация на русскую культуру и русский язык из–за длительного разрыва с метрополией прослеживается и у болгарского населения. Эти обстоятельства дают основание утверждать, что юг до сих пор остается в основном русскоязычным.
На севере Молдовы наряду с титульным этносом наиболее многочисленные поселения принадлежат украинцам, составляющим вместе с молдаванами основную массу населения региона. Как результат многовековых контактов с молдаванами, украинцы представляют собой этносоциальные сообщества, наиболее восприимчивые к интеграционным веяниям при формировании новой политической нации Молдовы.
Незавершенность и деформированность процесса становления этнической идентичности различных этнических групп в Молдове обладает потенциалом проявления признаков как биполярного, так и дисперсного полиэтнического общества. Молдова еще выбирает между двумя соревнующимися концепциями – этнического (культурного) государства и гражданского (политического, территориального) государства. Реальная ситуация в стране характеризуется наличием значительного по своей численности населения, не принадлежащего к титульному этносу, двух административных единиц, базирующихся на этнических признаках – Гагаузии (Гагауз–Ери) и Тараклийского уезда (компактного проживания болгар), неразрешенностью Приднестровского конфликта. Эта ситуация настойчиво требует ориентации на модель политической, гражданской нации, которая является одним из важнейших условий интеграции общества. Хотя вектор в направлении «одна нация – одно государство», «этнонация» достаточно значим, ситуация колебания, «невыбора» не может не оказывать негативного влияния на процесс «выстраивания» этнической идентичности.