Этническое самоопределнение В Молдове

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 01:07, реферат

Описание

События социальной и личной жизни нередко требуют от человека пересмотра системы ценностей, отношения к себе и своему окружению, побуждают к поиску идентичности, которая помогла бы восстановить его внутреннюю целостность и определенность. Социальная нестабильность, как показывают исследования, резко актуализирует потребность в присоединенности и социальных связях – солидарности, идентичности, принадлежности к группе.

Работа состоит из  1 файл

этническое самоопределение в молдове.docx

— 18.82 Кб (Скачать документ)

  Этническое  самоопределение народов в Молдове

  События социальной и личной жизни нередко  требуют от человека пересмотра системы  ценностей, отношения к себе и  своему окружению, побуждают к поиску идентичности, которая помогла бы восстановить его внутреннюю целостность  и определенность. Социальная нестабильность, как показывают исследования, резко  актуализирует потребность в  присоединенности и социальных связях – солидарности, идентичности, принадлежности к группе. Этнос зачастую оказывается «аварийной» группой поддержки. Этническая общность устойчива во времени, ее характеризует стабильность состава. Каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, из этноса невозможно исключить.

  На  современном этапе этническая принадлежность по значимости называется вслед за категориями частной жизни, смыкаясь с базовыми принадлежностями (семейной, половой, профессиональной, возрастной) – главными опорами адаптации  и выживания в кризисные периоды  развития общества.

  В психологических исследованиях  постсоветского пространства выявлены тенденции и закономерности трансформации  этнической идентичности у представителей «титульных» этносов и групп этнических меньшинств. Так, в эмпирических исследованиях русских, проживающих в странах нового зарубежья, описан синдром навязанной этничности, когда этническая принадлежность человека, против его воли, становится настолько значимой характеристикой бытия и сознания, что начинает определять его место в обществе, комплекс прав и обязанностей, а в его самоидентификации выходит на одно из первых мест.

  В исследованиях Г.У.Солдатовой, проведенных  в России, были выделены три вида трансформации этнической идентичности:

  1. размывание этнической идентичности, что выражается в неопределенности  этнической принадлежности, неактуальности  этничности (этническая индифферентность);

  2. отход от собственной этнической  группы и поиск устойчивых  социально–психологических ниш  не по этническому критерию (гипоидентичность, одной из форм которой является  этнонигилизм);

  3. гиперболизация этнической идентичности  и появление в межэтнических  отношениях дискриминационных форм (гиперидентичность: этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм.

  В ситуации социальной нестабильности человек  вынужден решать проблемы культурного и этнического самоопределения, что дается не безболезненно. Проблемы «выбора», поиска способов выхода из кризиса социальной, этнической идентичности, необходимость восстановления баланса между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью в изменившейся реальности со всей очевидностью встают перед этническими меньшинствами или, как чаще их называют, «русскоязычным населением» на постсоветском пространстве. Наряду с общими психологическими законе мерностями трансформации этнической идентичности у «титульных» этносов и групп этнических меньшинств Молдовы присутствуют и специфические закономерности, которые определяются рядом особенностей региона.

  Во–первых, межнациональные отношения в  Молдове обусловлены дли тельным  существованием на ее территории полиэтнической общности, посте пенно создававшейся  на основе русского языка и культуры. Но в отличие от Латвии, Эстонии  или Украины русские в Молдове  не являются крупнейшей группой в  составе национальных меньшинств (13%). Однако, именно судьба русского языка  стала отправной точкой для развития напряженности в обществе. Нерусские  меньшинства, получившие в условиях независимой Молдовы практически  впервые в истории возможности  для использования родного языка  в образовании, свободной практики национальной культуры и традиций, выбирают в пользу русского языка, а  не родного, государственного. Эта позиция  вызывает естественное недовольство титульного населения. Этноязыковая проблема наряду с социально–экономическими трудностями остается наиболее значимой для русских Молдовы.

  Во–вторых, Молдова является государством, которое  граничит с родственным этносом  – Румынией. Это не может не оказывать  влияния на этнические процессы в  стране, на взаимоотношения титульного этноса и этнических меньшинств.

  В–третьих, на небольшой территории Молдовы  уникальнейшим образом пересекаются романская, славянская и тюркская культуры. Молдова всегда славилась полиэтнической палитрой жителей: 35,5% населения государства  являются национальными меньшинствами. Помимо дисперсных национальных меньшинств здесь проживают и их компактные образования: украинцы, болгары, русские и «малые» народы – гагаузы и цыгане. Этнополитическая ситуация Молдовы характеризуется неоднородностью. Так, южная область отличается более активным отношением к вопросам этнической и гражданской идентичности. Особенно выделяются гагаузы, окончательно сформировавшиеся как современная нация на территории Буджакских степей. Ситуация, сложившаяся в республике за последние десять лет, подстегнула самосознание гагаузов. На создание Гагауз–Ери (Гагаузии) повлияла острая межэтническая напряженность начала 1990–х годов. Этнополитическая ориентация этнической элиты гагаузов неоднородна. Можно выделить две категории: наибольшим приоритетом пользуются представители гагаузской интеллигенции, отстаивающие идеи самобытности гагаузского этноса, его уникальности и права на самоопределение; существует также протурецкая ориентация части гагаузской национальной элиты.

  Все образование и делопроизводство в крае последние 200 лет, за исключением 22 лет румынского периода, осуществлялось на русском языке. Переориентация на русскую культуру и русский язык из–за длительного разрыва с  метрополией прослеживается и у  болгарского населения. Эти обстоятельства дают основание утверждать, что юг до сих пор остается в основном русскоязычным.

  На  севере Молдовы наряду с титульным  этносом наиболее многочисленные поселения  принадлежат украинцам, составляющим вместе с молдаванами основную массу  населения региона. Как результат  многовековых контактов с молдаванами, украинцы представляют собой этносоциальные сообщества, наиболее восприимчивые  к интеграционным веяниям при  формировании новой политической нации  Молдовы.

  Незавершенность и деформированность процесса становления  этнической идентичности различных  этнических групп в Молдове обладает потенциалом проявления признаков  как биполярного, так и дисперсного  полиэтнического общества. Молдова еще выбирает между двумя соревнующимися концепциями – этнического (культурного) государства и гражданского (политического, территориального) государства. Реальная ситуация в стране характеризуется наличием значительного по своей численности населения, не принадлежащего к титульному этносу, двух административных единиц, базирующихся на этнических признаках – Гагаузии (Гагауз–Ери) и Тараклийского уезда (компактного проживания болгар), неразрешенностью Приднестровского конфликта. Эта ситуация настойчиво требует ориентации на модель политической, гражданской нации, которая является одним из важнейших условий интеграции общества. Хотя вектор в направлении «одна нация – одно государство», «этнонация» достаточно значим, ситуация колебания, «невыбора» не может не оказывать негативного влияния на процесс «выстраивания» этнической идентичности.

Информация о работе Этническое самоопределнение В Молдове