Классификация политических режимов и их основная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание

Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. «Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима». В. С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………...…….…………………………………………………..3
ТЕРМИН «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ»...………………………………4
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.…………………………………….…..7
ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ………………………………………………9
АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ……………………………………………..13
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………...........17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) …………..…….……………………...18

Работа состоит из  1 файл

Политология - контр. работа.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………...…….…………………………………………………..3

  1. ТЕРМИН «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ»...………………………………4
  2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.…………………………………….…..7
  3. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ………………………………………………9
  4. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ……………………………………………..13
  5. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………...........17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) …………..…….……………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regiтeп – управление).

Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, а также дает представление об основах системы власти. Для наилучшего понимания я раскрою смысл самого термина «политический режим».

Ж.-Л. Кермонн дал следующее  определение: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционного и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определённый период». Известный польский политолог Е. Вятр характеризует политический режим, как «систему конституционных порядков и конкретное воплощение этой системы на практике». Денисов пишет следующее: «Термин политический режим в теории государства и права, применяется для обозначения любой классовой сущности государства, и в этом смысле он тождественен термину диктатура, либо того или иного метода осуществления классового господства».1 Разные авторы предлагают различные трактовки данного понятия, но как бы там не было, политический режим – это совокупность приемов, форм, средств осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

 

 

 

 

 

Термин  «политический режим».

Термин «политический  режим» появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». «Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».

Некоторые авторы считают, что политический режим  является одним из элементов формы  государства. «Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима». В. С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.

Понимая так  форму государства, он дает определение  её трех элементов: «Форма правления  – это организация верховной  власти в государстве, характеризующаяся  ее источником и принципами взаимоотношения  органов власти между собой и  с населением. Форма государственного устройства – это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.

Политический  режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе». 2

Другие авторы политический режим к одному из элементов  формы государства не относят. «Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления». 3

Первая точка  зрения стала ведущей в теории государства и права.

Необходимо  заметить, что при характеристике формы того, или иного государства, полный ответ можно дать лишь тогда, и только тогда, когда мы рассматриваем форму государства учитывая все три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями) и политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.

Научный подход к анализу  любой разновидности политического  режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, отметив следующие позиции:

  • методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • степень участия народа в формировании политической власти;
  • гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
  • положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;
  • идеологическое оформление властных отношений.

Руководствуясь приведенной схемой, можно дать характеристику основных типов политических режимов. При этом, как я уже отмечала выше, следует учитывать, что полученные таким образом «идеальные» модели содержат лишь наиболее существенные моменты отражаемой действительности.

Действительная проблема состоит в том, чтобы использовать преимущества рамочной концепции «демократия – авторитаризм – тоталитаризм» для анализа конкретной ситуации, для более точного уяснения формирующихся властных механизмов и способов разрешения политического по своей природе конфликта между обществом и государством. Рассмотрим отдельно каждый тип политического режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

Демократический режим.

Демократия («democratia») с греческого – народовластие. «Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов».

«Упрощенное понимание демократии как власти народа не отражает современное содержание этого термина. Дело также не столько в том, что прямая, непосредственная демократия повсеместно уступила место представительной демократии. А она явление новой истории, она есть продукт формационного перехода от докапиталистических форм общественного устройства к капиталистическим».

Демократический режим - это режим, основанный на признании  принципа равенства и свободы  всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам  широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом  государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм.

Демократические режимы можно охарактеризовать следующими признаками:

  • признание народа в качестве источника власти (народовластие от франц. souverain - носитель верховной власти в государстве);
  • выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям;
  • наличие конституции, закрепляющей приоритет прав личности над государством и обеспечивающей одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством;
  • подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;
  • правительство основано на согласии управляемых;
  • провозглашение основных демократических прав и свобод;
  • легальное существование плюрализма в обществе;
  • наличие развитой двух- или многопартийности;
    • построение государственного устройства по принципу «разделения властей»;
  • ценности сотрудничества и компромисса;
  • равенство всех граждан перед законом;
  • создание необходимых условий для развития «среднего класса», выступающего одной из важных социальных основ демократического режима. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более  широком смысле – специфический и экономический строй – феномен именно XX века. Но это не означает, что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности. Тоталитарные идеи находили свое частичное воплощение в практике деспотий Древнего Востока. Например, в Китае в 711-17 вв. до н.э. действовала целая школа так называемых легистов – сторонников сильного централизованного государства, неограниченной власти императора, опиравшейся на суровые законы, и тотального контроля над всеми сферами жизни. В Древней Греции – родине демократии, появились первые развёрнутые обоснования тоталитарного идеала, совершенного государства.

Если же мы попытаемся вычленить  смысловое ядро понятия «тоталитаризм», то обнаружим, что слово «тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени других известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм. Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность».

Сам термин происходит от позднелатинских  слов и является производным от таких слов, как «totalitas», «totalitat» - полнота, цельность и «totalis», «totality» - полный, целый, всеобщий. Эти слова призваны семантически передать всеохватность, полноту, целостность процессов и явлений и в этом смысле ни с философской, ни с логической точки зрения не несет в себе ничего отрицательного.

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.

Режим тоталитарной власти оказывается внеполитическим образованием – в эпоху тоталитаризма политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-декоративными.

При тоталитарном режиме государственная власть, строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте.

C установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур – армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных же предприятиях широко используется система внеэкономического принуждения к труду.

Итак, выделю характерные  черты тоталитаризма:

  • идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии, жестокое подавление всякого инакомыслия;
  • господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа, сращивание партии с государством;
  • запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;
  • тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации;
  • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;
  • доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения;
  • абсолютная концентрация власти в руках вождя.

В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.5

Фашистский  режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Информация о работе Классификация политических режимов и их основная характеристика