Консерватизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:01, реферат

Описание

Консерватизм – это идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике – это направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях – протекционизм.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………1
Консерватизм как политическая идеология, его понятие и сущность….2
Российский консерватизм………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………...11

Работа состоит из  1 файл

Консерватизм.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение ……………………………………………………………………1
  2. Консерватизм как политическая идеология, его понятие и сущность….2
  3. Российский консерватизм………………………………………………….7
  4. Заключение………………………………………………………………...11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Истинный  консерватизм есть борьба вечности со временем, сопротивление нетленности гниению

                Н.А. Бердяев

      ВВЕДЕНИЕ

       Термин  «консерватизм» в его современном  значении был введен французским  роялистом и классиком европейской литературы Франсуа Рене де Шатобрианом, который в конце 1810-х гг. издавал во Франции периода Реставрации еженедельник «Conservateur». В широкий политический оборот данный термин вводится уже в середине 30-х годов XIX века для обозначения политической позиции британских консерваторов – тори.

       Консерватизм – это идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике – это направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях – протекционизм.

       В консерватизме главной ценностью  принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков», хотя при этом не отвергается развитие общества, если оно является постепенным, эволюционным. Консерватизм допускает неравенство, как свойство общества. Одна из главных черт консерватизма – неприятие революционных изменений.

       Как идейное движение консерватизм зародился на исходе XIX в., в условиях кризиса классической либеральной идеологии, вызванного расширением государственной деятельности по регулированию экономики в индустриально развитых странах. 
 

КОНСЕРВАТИЗМ  КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ, ЕГО  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

       Консерватизм  как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему  правления (независимо от ее целей и  содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры, и принципы политического  участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д

       Предпосылкой  возникновения этих базовых представлений  стали «успехи» либерализма после  Великой Французской революции 1789 г. Потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Их система воззрений базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. По их мнению, сохранение прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям. Понятно, что такие принципы отрицали оптимизм либеральной идеологии относительно общественного прогресса, тот дух индивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

       На  основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные  для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут произвольно изменяться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д. И это заставляло консерваторов сомневаться в ценностях эгалитаризма, препятствовало отождествлению демократии со свободой и эффективным управлением обществом. Правда, защищая ценности и институты индустриального общества, консерватизм, как и либерализм, стал противиться государственному вмешательству в экономику, способному затормозить развитие свободного рынка, конкуренции, а следовательно, и нарушить привилегии представителей крупного капитала. Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма – радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов. В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Так, попытки обосновать «третий» путь общественного развития, наряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский» консерватизм и другие типы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства, и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении с собственных позиций пересмотреть идею демократии, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.

       Консерватизм (от лат. conservate - сохранять, охранять) - одно из политически-идейных течений  политической мысли, отражающее приверженность его сторонников к сохранению традиций и устоев государства и  общества. Основные положения консерватизма:

       1. Возможности человеческого разума  и познания общества ограничены, ибо человек по своей природе  - существо несовершенное, низменное  и во многом порочное. В силу  несовершенства человеческой природы  все проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок.

       2. Нравственный абсолютизм, признание  существования незыблемых нравственных  идеалов и ценностей.

       3. Традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков  консерватизма, фундамент любого здорового общества.

       4. Отрицание возможности социального  равенства. При этом консерватизм  позитивно относится к идее  равенства людей перед Богом.  Равенство существует в области  морали и добродетели, возможно  даже политическое равенство.

       5. Консерваторы - приверженцы строгой  иерархии общества, в котором  каждый человек занимает строго  отведённое ему место, соответствующее  его статусу.

       6. Вначале консерваторы высказывали  недоверие к демократии, особенно  популистского толка, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм даёт возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных (принцип меритократии –власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп). Достойное – достойным, – таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности. Участие масс в политике должно быть ограничено и находиться под контролем.

       7. В экономической сфере консерваторы  так же, как и либералы, делают  ставку на развитие бизнеса,  частного предпринимательства. Они  выступают против жёсткого контроля  со стороны государства за  функционированием экономики. Экономика  должна иметь максимум свободы. Свобода многими консерваторами трактуется как право каждого человека на собственность и неограниченную конкурентную борьбу в обществе. Частная собственность священна и неприкосновенна. Она – гарантия личной свободы, процветания и социального порядка. Поэтому никто не имеет права посягать на частную собственность, отчуждать её под каким бы то ни было предлогом в свою пользу.

       8. В политической сфере консерваторы  выступают за сильную и эффективную  государственную власть. В то  же время она должна быть  ограничена коституционными и моральными нормами. Государство призвано стоять на страже частной собственности, прав и свобод человека.

       9. В социальной сфере консерваторы  выступают за создание в обществе  системы социального самообеспечения.

Русский консерватизм

      В России необходимость в обосновании  консервативных идей появилась в  конце XVIII - начале XIX вв. Русская консервативная мысль возникла как реакция, во-первых, на либеральную идеологию (идеи Французского Просвещения, Французской революции), во-вторых, на всё большую ориентацию и зависимость России от Европы. Отсюда появились два основных элемента в русской охранительной идеологии: антиреволюционность (антилиберализм) и антиевропеизм (национализм) Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика / Под ред. В. Я. Гросула. М., 2000..

      Изначально  российский консерватизм в отличие  от западноевропейского был тесно  связан с культурными традициями: моралью, литературой, религией. Кроме  этого, российские консерваторы не оформились в партию в западном понимании. Консервативные идеи присутствовали в течениях светского и духовного характера, развивались писателями, философами, общественными деятелями, стоящими вне политических партий и движений.

      Обстоятельства  возникновения современного русского консерватизма подтверждают тот факт, что консерватизм - всегда реакция на радикальные общественные сдвиги. Если дореволюционный русский консерватизм являлся прежде всего реакцией на Французскую революцию, консерватизм русской эмиграции - на революцию 1917 г. и последовавшие за ней социальные перемены, то консерватизм последних десятилетий представляет собой идейно-теоретическую реакцию на социальный процесс, начавшийся в СССР - России со второй половины 80-х годов и предопределивший радикальные изменения во всех сферах жизни страны, в ее внутренней и внешней политике Рормозер Г. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996. .

      Современный русский консерватизм зародился  прежде всего как культурный консерватизм, а с началом либеральных реформ на его основе сформировался политический и экономический консерватизм. В отличие от исчерпавшего себя к 80-м годам эмигрантского консерватизма он обладает значительным опытом включенного наблюдения над сложной и противоречивой эволюцией СССР и России, возможностями осмысления новых тенденций, созревающих в недрах российского общества.

      Консервативные  идеи отражают обеспокоенность части  граждан в связи с утратой  советского «старого порядка», их заинтересованность в стабильности и соблюдении законов, неприятие различных форм анархии  и экстремизма. Для российских консерваторов жизненно важными ценностями являются равенство, справедливость. Равенство понимается в социалистическом, перераспределительном смысле и заключается не в равенстве возможностей, а в равенстве результатов. Поэтому делается ставка на государственный патернализм как главное орудие распоряжения и распределения материальных и духовных благ. В политическом сознании консервативно настроенных россиян частная собственность связывается не с социальной активностью, ответственностью, стремлением к развитию, а с эксплуатацией.

      Взаимопроникновением  либеральных и консервативных идей проникнуто президентское Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, с которым глава государства  выступил 25 апреля 2005 года

      В качестве главной задачи определено построение свободного демократического государства, что подтверждает высказанные ранее приоритеты продвижения к свободному обществу свободных людей. В новых международных условиях Россия стремится соответствовать «гуманистическим ценностям, широким возможностям личного и коллективного успеха, выстраданным стандартам цивилизации», которые «могут дать нам единое экономическое, гуманитарное, правовое пространство». Обращение к сложившимся традициям, общественной нравственности и культуре наполняют консервативным содержанием программный документ: «При всех известных издержках уровень нравственности и в царской России, и в советские времена являлся весьма значимой шкалой и критерием репутации людей как на рабочем месте, так и в обществе, в быту. И вряд ли можно отрицать, что такие ценности как крепкая дружба, взаимовыручка, доверие, товарищество и надежность в течение многих веков оставались на российской земле ценностями непреложными, непреходящими» Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. Завершается президентское послание утверждением о том, что Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека будет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и культуры, что является либерально-консервативным синтезом ежегодного послания.

      Адаптация отдельных советских и исторически  сложившихся российских ценностей  к современным реалиям в контексте  развития российского государства  может составить консервативное наполнение той либеральной модели, о которой заявляет российская власть. Однако для реализации данной модели политическим субъектам необходимо научиться слушать и слышать друг друга, толерантно относиться к оппонентам, развивать в первую очередь те качества, которые в большей степени ассоциируются с либерализмом. Лишь после освоения индивидами этих качеств, которые в современном мире принято называть цивилизованными, возможно наполнение либерализма консервативным содержанием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Консерватизм