Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:23, реферат
В истории политической мысли различные планы революционных преобразований занимают не последнее место. Идея разрушить старый строй и на обломках построить новый за короткий период времени всегда оставалась характерной для российской истории. Влиянию такой идеи были подвержены все революционеры, в том числе и декабристы. Концепция декабристов в качестве основы включает взгляды на государство и право, организацию, компетенцию и деятельность центральных и местных органов власти, государственное устройство, военную организацию, суд, правовое положение отдельных слоев населения, законодательство.
В своей работе я проанализирую политические программы Северного и Южного общества и идеи, изложенные в них.
Введение
В истории политической мысли
различные планы революционных
преобразований занимают не последнее
место. Идея разрушить старый строй
и на обломках построить новый
за короткий период времени всегда
оставалась характерной для российской
истории. Влиянию такой идеи были
подвержены все революционеры, в
том числе и декабристы. Концепция
декабристов в качестве основы включает
взгляды на государство и право,
организацию, компетенцию и деятельность
центральных и местных органов
власти, государственное устройство,
военную организацию, суд, правовое
положение отдельных слоев
Восстанию декабристов посвящено много работ ХIХв., дореволюционной и советской историографии. Дворянская охранительная историография ничего не говорила о политической программе, конституционных проектах, освобождении крестьян; правовые идеи декабристов полностью игнорировались (М.А.Корф, Н.Г.Устрялов). Либерально-буржуазное направление историографии декабризма (ХIХ-ХХвв.) настаивает на том, что движение декабристов якобы не имеет ничего революционного, его участники стремились к тому же, что и правительство, а сами проекты Пестеля и Муравьева представляли собой общие рассуждения о разных формах правления, не имевших никакой обязательной силы для членов общества и оставшиеся частным мнением их авторов (А.Н.Пыпин). В ходе революции 1905—1907гг. были открыты госархивы, что дало возможность историкам основывать свои работы на материалах следственного дела декабристов, были сделаны новые шаги в изучении освободительной концепции декабристов (М.В.Довнар-Запольский, В.И.Семевский). Впервые изучались государственно-правовые воззрения декабристов, представления о праве, законах, государстве и его органах, отношение дворянских революционеров к суду и правосудию. Взгляды на государство и право трактовались с идеалистических позиций, все движение дворянских революционеров представляется как движение внеклассовой интеллигенции, преследующей цель демократизации общественного и государственного строя. В советское время стали появляться обобщающие исследования по истории движения декабристов. В их основе лежали известные ленинские положения о декабристах как дворянских революционерах, далеких от народа, но положивших начало освободительной борьбе против царизма. Задача советской историографии заключалась прежде всего в том, чтобы изучить политическую программу движения, варианты решения аграрного вопроса, пути свержения царизма, проекты будущего государственного и общественного строя, разрабатывавшиеся дворянскими революционерами (Н.М.Дружинин, МВ.Нечкина, П.Е.Щеголев, ЮГ.Оксман, Б.В. Виленский).
В своей работе я проанализирую политические программы Северного и Южного общества и идеи, изложенные в них.
Политические программы декабристов.
В числе первых либеральных
начинаний Александра I было объявление
свободы при въезде и выезде из
страны, облегчение цензуры и предоставление
права свободной организации
частных типографий, что привело
к заметному оживлению
Именно в царствование Александра I возникли
такие общества, как "Орден русских
рыцарей" (1815), "Союз Спасения" (1818),
"Союз благоденствия" (1818) и, наконец,
на основе распада последнего - "Южное
общество" во главе с Павлом Пестелем
и "Северное" под руководством Никиты
Муравьева. Все они составляли программу
действий и искали пути и средства изменить
существующие порядки.
«Русская правда» П.И.Пестеля
Над своей "Русской Правдой"
П.И. Пестель работал много лет,
в течение которых его
Государственные законы представляют
собой постановления государства, которые
ставят себе задачей достижения общественного
Благоденствия, и посему они должны издаваться
в полном соответствии с законами Духовными
и Естественными. Такое соответствие является
непременным условием их действительности.
Другим условием, определяющим содержание
государственных законов, служит приоритет
общественных интересов: выгоды целого
всегда превалируют над выгодами части.
Гражданские законы составляются таким
образом, чтобы интересы отдельного индивида
не противоречили интересам других индивидов
и всего общества в целом. Всякое действие,
противное Благоденствию, следует признать
преступным. Каждое справедливо устроенное
общество обязано находиться под непременной
властью законов, а не личных прихотей
правителей.
Государственная организация в России
не служит достижению общественного Благоденствия
и поэтому характеризуется Пестелем как
"зловластие". Зловластие приносит
стране и народу унижение, ниспровержение
законов и в конечном счете гибель самого
государства, поэтому имеющиеся в России
нарушения неизменных и коренных законов
требуют изменения существующего ныне
государственного порядка. Таким образом,
Пестель сформулировал право на революционное
ниспровержение правительства, нарушающего
в своих действиях духовные и естественные
законы.
Критика абсолютной монархии как формы
правления сопровождается у Пестеля и
осуждением крепостного права, которое
он считал несовместимым с понятием Благоденствия
государства и его подданных. "Русская
Правда" предлагает план социальных
и политических преобразований в России,
а также совокупность средств по его реализации.
Политическим идеалом Пестеля являться
республика. В организации верховной власти
в государстве Пестель различает Верховную
власть и Управление (исполнительную власть).
Верховная власть вручается Народному
Вече, исполнительная - Державной Думе,
а надзор за деятельностью этих важнейших
властей - Верховному Собору, который выступает
в программе Пестеля в качестве блюстительной
власти. В "Русской Правде" законы
делились на "заветные" (конституционные)
и обычные. "Первые, - писал Пестель,
- обнародуются и на суждение всей России
предлагаются". Структура органов государственной
власти у Пестеля строилась по принципу
разделения властей, но со многими новшествами:
он выводил необходимость четкого определения
компетенции каждого органа и вместе с
тем подконтрольность исполнительных
органов законодательному. Таким образом,
в теории разделения властей, предложенной
Пестелем, "принимается правило определенности
круга действий", т.е. четко устанавливаются
компетенции законодательной, исполнительной
и блюстительной власти. Более того Пестель
настаивал и на том, чтобы каждому государственному
органу "были присвоены точные и неизменные
функции". Избирательным правом пользуются
все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего
возраста, за исключением находящихся
в личном услужении. Народное Вече - однопалатный
орган, который избирался сроком на пять
лет с ежегодным переизбранием одной пятой
его части, при этом "тот же самый может
быть опять избран". Народное Вече представляет
"одно целое и на каморы не разделяется
.... вся законодательная власть в ней образуется.
Оно объявляет войну и заключает мир",
а также принимает законы .Исполнительная
власть - Державная Дума - состоит из 5 человек,
избираемых сроком на 5 лет. Державной
Думе принадлежит вся верховно-исполнительная
власть, она "ведет войну и производит
переговоры, но не объявляет войны и не
заключает мира. Все министерства и вообще
все правительствующие места состоят
под ведомством и начальством Державной
Думы". Блюстительная власть - Верховный
Собор состоит из 120 человек, именуемых
боярами, которые назначаются на всю жизнь
и не участвуют в законодательной, ни в
исполнительной власти. Кандидатов назначают
губернии, а Народное Вече замещаетими
"выбылые места".
Компетенция Верховного Собора:
1. Каждый закон направляется
на утверждение в Верховный
Собор, который не входит в
его рассмотрение по существу,
но тщательно проверяет
2. Собор имеет серьезные контрольные функции и на местах, т.к. назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область.
3. Главнокомандующие
4. Собор имеет право
отдавать под суд чиновника любого уровня
за злоупотребления.
Механизм действия законодательной и
исполнительной власти, а также государственное
устройство определяется конституцией,
которую Пестель называет Государственным
Заветом. Россия представлена в проекте
Пестеля федерацией с разделением "всего
пространства на 10 областей и 3 уделов".
Каждая область, в свою очередь, состоит
из 5 губерний или округов, губернии-из
уездов, а уезды из волостей. Местные органы
власти во многом повторяли структуру
центральных. Во всех административно-
Интересны соображения Пестеля об определении
положения различных народностей,
населяющих территорию России. Права у
всех народов России равные, но в целях
благоустройства Пестель считал, что из
всех народов следует составить единый
Русский народ. Национальное самоуправление
предоставляется только Польше, но при
условии неукоснительного введения порядков,
предусмотренных "Русской Правдой".
Столицу Русского государства Пестель
предложил перенести в Нижний Новгород.
Все сословные привилегии и титулы уничтожаются
и устанавливается единое, общее для всех
людей звание - российский гражданин. Все
становятся равноправными и в равной степени
обладают гражданскими и политическими
правами. При определении вида занятий,
а также предоставлении должностей и чинов
во внимание принимаются только личные
способности и добродетель граждан, которые
как полагает Пестель, могут быть обнаружены
во всех сословиях. Пестель уделял в "Русской
Правде" большое внимание необходимости
введения общедемократических прав и
свобод, неприкосновенности личности,
равенства перед законом, свободы совести,
слова и собраний, свободы промысла. Однако
он допускал и ограничения этих прав: христианской
религии оказывалась государственная
поддержка, а создание политических партий
вообще запрещалось, последнее Пестель
мотивировал опасениями разрушения единства
народа и нового общественного порядка.
Средством достижения предлагаемых социально-политических
преобразований Пестель считал военно-революционный
переворот с немедленной ликвидацией
монархии и уничтожением (физическим)
членов царской фамилии в целях ликвидации
возможностей реставрации этой формы
правления. Проведение преобразований
поручается временному Верховному правлению,
в качестве Наказа, в форме которого и
написана "Русская Правда". Верховное
правление утверждается сроком на 10 лет
и состоит из 5 директоров, возглавляемых
диктатором. Прежде всего Верховное правление
должно озаботиться составлением новых
законов Уложения или Полного свода законов,
а дело это обширное и многотрудное, требующее
значительного времени для своего осуществления.
Пестель считал, что возможность к установлению
нового конституционного режима наступает
только тогда, когда нынешние порядки
не только прекратят свое существование,
но и воспоминания о них изгладятся в народной
памяти. В концепции Пестеля об организации
и принципах деятельности Временного
Верховного Правления во многих аспектах
ощущается влияние политической доктрины
Робеспера. Пестель поставил зависимость
проекта республики от революционной
диктатуры, вводимой на значительный срок:
10 лет, что само по себе чревато тяжелыми
последствиями.
Конституция Н.М.Муравьева
Никита Михайлович Муравьев,
его политико-социальные взгляды сложились
под влиянием французских просветителей
и политических учений, трудов греко-римских
мыслителей и русских писателей и историков.
Свою политическую и социальную программу
Муравьев изложил в 3 проектах Конституций,
последний из которых, называемый тюремным,
был написан уже в тюрьме по требованию
следственных властей и является самым
радикальным из всех его проектов. При
составлении своих проектов Н.М. Муравьев
изучил Конституции американских штатов
и Декларации и Конституции революционной
Франции и постарался, как неоднократно
отмечал он сам, применить их революционные
принципы к Русской действительности.
Н.М. Муравьев был глубоко религиозным
человеком, и в его учении доводы естественно-правовой
доктрины переплетаются с положениями
Новозаветного учения. Он осуждал абсолютную
монархию, считая такую форму правления
противоестественной. Самодержавие несовместимо
со здравым смыслом, ибо всякое повиновение,
обоснованное на страхе, неразумно и недостойно
ни правителя, ни разумных исполнителей.
Каждый народ образует свое государство
по договору, но при этом он сохраняет
свой суверенитет и не утрачивает естественные
права.
1) Первым мероприятием в ряду преобразований Муравьева является отмена крепостного права. В тюремном варианте предусматривается и техника ликвидации крепостной зависимости: одновременно с личным освобождением "помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых он живут, скот и земледельческие орудия ... и по две десятины на каждый двор для оседлости их". В случае успешного хозяйствования крестьяне имеют право "приобретать землю в потомственное владение". Никаким выкупом освобождение крестьян в проектах Муравьева несопровождалось.
2) Все жители России объявляются "равноправными", гражданские чины и классы уничтожаются.
3) Учреждается единая система налогов, которые платят все россияне с 18 до 60-ти лет.
4) Конституция провозглашает
равные для всех права и свободы: свободу
совести, слова, передвижения, занятия
любым делом и т.д. - "каждый имеет право
заниматься любым делом... Каждый гражданин
может обращаться со своими жалобами и
пожеланиями в Народное Вече".
5) Формой правления, наилучшей именно
для России, Муравьев считал Конституционную
монархию, основанную на принципе разделения
властей, возможное при монархическом
конституционном устройстве, создает
необходимые гарантии для взаимоконтроля
высших властей в государстве.
Законодательная власть вручена Народному
вече, "составленному из двух палат:
Верховной Думой и Палаты Представителей".
Избирательным правом пользуются все
совершеннолетние граждане (кроме лиц,
находящихся в частном услужении), имеющие
движимое или недвижимое имущества в размере
500 рублей серебром.
Верховная Дума избирается сроком на 6
лет и каждые два года обновляется на одну
треть своего состава при общем количестве,
равном 45 членам. Члены Думы должны быть
не моложе 30 лет и обладать недвижимым
или движимым имуществом не менее нежели
в 6000 руб. серебром.
Палата представителей состоит из 450 членов
и избирается сроком на два года. Наличие
второй палаты обусловлено государственным
устройством, организуемым на основе федерации
с предоставлением каждому члену-федерату
соответствующих мест в общем законодательном
органе.
Государственные чиновники, а также лица,
находящиеся на казенной службе, не могут
быть избраны в одну из палат законодательного
органа.
Законодательной инициативой обладают
члены обеих палат и министры.
Законы принимаются и отвергаются простым
большинством голосов, а в случае непринятия
законопроекта какой-либо из палат, он
подлежит вторичному рассмотрению и становится
законом только в случае его одобрения
2/3 голосов всего Вече. Главой исполнительной
является монарх, полномочия которого
определены Конституцией: ни изменять,
ни отменять законы, а равно как и присваивать
себе функции законодательной
власти, он не может. Но полномочия его
довольно значительны:
- он облечен всей полнотой верховной исполнительной
власти, является верховным начальником
всех сухопутных и морских сил,
- назначает и смещает министров, главнокомандующими
армиями и флотами,
- представляет Россию в переговорах с
иностранными державами и назначает посланников.
- Монарх имеет право созывать обе палаты
и изменять время заседания палат, но не
более чем на два месяца.
- Ему подконтрольна деятельность
всех министерств, которых по проекту
Муравьева было 4: финансов, иностранных
дел, военное и морское.
Вся деятельность императора контролируется
представительным органом, даже поездки
в другие страны он может совершать с согласия
и под контролем Народного Вече. Царское
звание сохраняется по традиции, но женщинам
престол не наследует. На содержание императора
и его семьи, его двора выдается определенная
сумма.
Государственное устройство
- федеративное: вся Россия разделена
на области, называемые державами, и
в каждой из них учреждается областное
управление. В основу деления России
на державы положены исторические,
экономические и географические характеристики.
Областное (Державная) управление состоит
из двух палат: Областная (Державная) Дума
и Палата выборных. Для каждой области
избирается правитель Народным Вече из
числа кандидатов, представленных областными
палатами сроком на 4 года, при нем назначается
наместник и образуется Совет приблизительно
из 5 -9 человек.
Компетенция палат определена Конституцией
России. Областная Держава не является
самостоятельной единицей, она не имеет
собственной Конституцией, не ведет внешних
сношений, не чеканят монету и т.п., но обладает
достаточно широкими полномочиями по
разрешению местных хозяйственных, административных
и финансовых дел. Судебная (судная) власть
отделена от административной и осуществляется
централизованной и довольно сложной
системой судебных органов. В уездах действуют
совестные суды, количество которых определялось
территорией и населенностью уезда. Совестным
судьей может стать любой постоянной житель
уезда, пользующийся доверием избирателей
и имеющий ценз 2000 руб. серебром. Должность
совестного судьи несменяема, и он может
ее исполнять до 70 лет. Никакая другая
должность не может быть совмещаема с
этим видом обязанностей.
Суд происходит гласно, при
открытых дверях. Следствие не отделено
от суда, но в судебном заседании
участвуют стряпчие или адвокаты,
образующие в каждом уездном городе
свое сословие. В областных судах
имеется коллегия присяжных заседателей.
Кроме адвоката, в процессе принимает
участие Блюститель по делам Правительства,
который "обвиняет от лица Правительства
или от частных лиц безвозмездно".
Высшим судебном органом является Верховное
судилище. Народное вече избирает 5 или
7 судей пожизненно, т.е. до 70-летнего возраста.
Имущественный ценз для этих судей составляет
15 000 руб. Заседает Верховное судилище
под руководством председателя, которого
ежегодно члены суда избирают из своей
среды. Верховное судилище разрешает дела
по своей компетенции, а кроме этого один
раз в четыре года представляет императору
и обеим палатам свое заключение относительно
всех законов и постановлений, вышедшими
за 4 года с комментариями и оценками и
выявлением "темных пятен" и иных
противоречий относительно Конституции,
а также всего действующего законодательства.
Конституция Муравьева выдвигала требования
неуклонного соблюдения законов всеми
гражданами и никаких изъятий из этих
правил не допускалось.
В первых двух вариантах Конституции Муравьева
высказывал также еще и ряд предложений,
касающихся усовершенствования уголовного
права и процесса.
Все предусмотренные Конституцией гражданские
и политические права устанавливаются
немедленно. Проект Пестеля с введением
Верховного правления он отвергал.