Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:50, контрольная работа

Описание

Государство в определении современных теоретиков государства и права – это один из способов территориально-политической организации общества. Государство определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство, основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения.

Содержание

Задание 1. Государство и политическая система общества………………… 3
1. Понятие о государстве. Государство как основной институт общественной системы ………………………………………………………. 3
2. Функции государства ……………………………………………………… 6
3. Исторические типы государства …………………………………………. 8
4. Место и роль государства в политической системе общества ………… 11
5. Особенности государства как составного элемента политической системы ………………………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………... 15
Задание 2. Политическая культура как составляющая культуры в целом 17
1. Понятия «культура» и «политическая культура» ……………………… 17
2. Типы и виды политической культуры ………………………………….. 22
Список литературы ……………

Работа состоит из  1 файл

Политология1.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

     1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и так далее, знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.     

     2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению – орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

     3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура – это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.  

     4. Ценностные определения: культура – это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.   

     5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.  

     6. Определения на базе теорий обучения: культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

     7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

     8. Идеологические определения: культура – это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

     9. Символические определениякультура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.   

    Каждая  из перечисленных групп определений  схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, она является результатом  поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т. е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами.

    Термин  «политическая культура» впервые употребил немецкий ученый И. Гердер в XVIII вв. С момента своего возникновения политика имела ценностно–нормативное измерение, содержание которого составляли представления индивидов о социальном благе и справедливом устройстве общества.

    «Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества».

    Но  данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления  концепции политической культуры множественные  споры вызывала проблема определения  ее содержания.

    Существовало  две точки зрения:

  • политическая культура – объединенное множество политических позиций;
  • анализ политической культуры через поведение.

    Однако  обе точки зрения были неполноценны, так как не рассматривали данное понятие со всех сторон и всеобъемлюще.

    Наибольшую  известность получили идеи американского  политолога Г. Алмонда. В анализе  политической культуры он руководствовался функциональным подходом и поэтому  рассматривал данное явление как  политический феномен.

    Наиболее  полное определение политической культуры предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику».

    Современное определение политической культуры таково: «Политическая культура –  это разнообразные, но устойчиво  повторяющиеся, когнитивные, аффективные  и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе» и себя как политического актера».

    Можно сказать, что политическая культура – двигатель политических решений, но она в то же время и противостоит им. Это та среда, в которой принимаются  политические решения.

    Выделяют  следующие составляющие политической культуры:

  1. наличие системы знаний о политике;
  2. умение самостоятельно оценивать те или иные политические события;
  3. способность участвовать в политической жизни;
  4. умение управлять эмоциональной стороной политических действий.

    Г. Алмонд писал: «Когда мы говорим о политической культуре какого – либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения».

    Структурные компоненты политической культуры:

  • когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его реальностей и тенденций;
  • мотивационная, связанная с особыми, эмоционально окрашенными стимулами политического поведения;
  • нормативная, связанная с выстраиванием определенного культурного (не опирающегося на юридические санкции) «законодательства» – эталонов поведения, воплощающих представление о должном и престижном;
  • проективная, связанная с ответами на вызовы будущего и представлениями о лучшем обществе, о перспективах собственной нации и всего человечества».

    Таким образом, политическая культура общества зависит от многих факторов:

    • от общей культуры и менталитета народа;
    • от степени рациональности его представителей;
    • от престижа политики в государстве;
    • от прав и обязанностей граждан.

    Но  и от уровня политической культуры зависит политическое сознание отдельно взятых людей. Разумеется, что в настоящее время невозможно достичь такого высокого уровня политической культуры, какой был в Древней Греции в период существования городов – государств.

    Со  временем уровень политической культуры не повышается, а напротив, падает. Дело в том, что цель политики – управление массами населения. В кибернетике существует закон необходимого многообразия, в соответствии с которым эффективное управление возможно в том случае, если разнообразие управляющей подсистемы выше разнообразия управляемой подсистемы.

    Чтобы сделать управление более эффективным, правящая элита стремится (обычно неосознанно) к уменьшению разнообразия подданных, то есть действует в сторону усреднения, унификации человеческих характеристик.

    Но  политическая элита стремится не только уменьшить политическое участие, но и интеллектуальный уровень людей, а стало быть, их способность разбираться в политических событиях, формировать собственную точку зрения на политику. Отсюда нацеленность на манипулирование общественным сознанием с помощью создания удобных политических мифов, пригодных для общего пользования.

     
2. Типы и виды  политической культуры
 

    По  Г. Алмонду, существует три типа политической культуры:

  • Провинциалистский (традиционный), идущий из догосударственных отношений, в соответствии с которым человек интересуется лишь тем, что происходит в его местности (провинции), но не проблемами всего государства.
  • Подданнический (монархический), идущий от первичных этапов существования государства, в соответствии с которым человек всегда голосует за кандидатов, которые имеют власть в данный момент.
  • Партисипаторный (сознательно участвующий) – тип современного политического поведения, в соответствии с которым человек стремится к активному участию в политике на основе индивидуальных представлений».

    Большой интерес представляют идеи Г. Алмонда  о выделении различных видов  политической культуры. Данная классификация  основывается на различии взглядов представителей разных слоев общества и выделяет следующие виды политической культуры:

  • Гомогенный (в США и Великобритании) – большинство населения разделяет принципы устройства данной политической системы и терпимо относится к разногласиям.
  • Фрагментированный (в континентальной Европе) – согласие по основным политическим вопросам отсутствует; общество разделено на субкультуры, часто не совмещающие друг с другом.
  • Доиндустриальный (в модернизирующихся развивающихся странах) – новые политические реалии, смешанные с традиционным политическим поведением.
  • Тоталитарный (в коммунистических и националистических странах) – гомогенность присутствует, но искусственная, жестко, насильно навязанная сверху.

    Причем  из вышеназванных видов наиболее устойчив первый, а четвертый устойчив по видимости. В двух остальных гомогенность отсутствует, что делает их нестабильными, особенно третий, при котором очень большие различия между компонентами системы.

    Существует  и множество других классификаций  видов политической культуры. Например, более содержательное разделение – на либерально – индивидуалистический и консервативно – коллективистский виды. В первом случае субъекты выступают против вмешательства государства в дела граждан, при котором имеет место повышенное ожидание заботы от государства, обожествление его лидера.

    Исходя  из того, что «установки политического  поведения связаны не столько  с фатализмом культурно – исторической наследственности, с давлением «среды», сколько с самоопределением в  отношении будущего и своего места в нем»·. Панарин предложил свою классификацию политической культуры:

    - экономико–центристский тип;

    - этноцентристский тип;

    - социоцентристский тип. 

    Человек, который является экономико–ориентированным  всегда руководствуется ценностями, которые он получает в результате своей деятельности, а все остальное признает второстепенным. Его успехи в основном носят материальный характер: зарплата, дивиденды и т.п. Его неудачи – это недостаток материальных благ. Политик тоже может быть экономико – ориентированным, при условии, что он рассматривает политическую борьбу и свой успех в ней как способ увеличить свое материальное благосостояние.

    «В  этноцентристской политической культуре главной мотивирующей ценностью  явилась не развитость, а этническая «самостийность». Наиболее вдохновительные мотивы связаны не с проектом будущего, ожидающего всех, а с культурной памятью, в которой находит свой «дом бытия» данный конкретный этнос, пуще всего боящийся обезличенности и растворения в более масштабной общности суперэтнического типа».

    Социоцентризм означает владение таким механизмом, в который, вместо того, чтобы разрывать экономику, культуру и мораль, позволяет осознавать их взаимозависимость в рамках нерасторжимого целого, называемого социальностью. Представители данного типа культуры связывают социальную защиту не с деятельностью государства, а с гражданской самодеятельностью, с низовым политическим творчеством.  

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"