Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:11, контрольная работа
Отсчет российского опыта местного самоуправления, по мнению большинства историков и правоведов, можно начинать с Ивана IV. Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.
1. Трансформация центральной и местной власти в XV-XVII вв……………3
2. Управление крестьянами после реформы 1861 г…………………………...7
3. Государственное управление в России на современном этапе………….12
4.Список используемой литературы…………………………………………16
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., значение ее для дальнейшего экономического и социального развития страны было велико. Реформа явилась переломным моментом, "гранью", отделявшей феодальную эпоху от капиталистической. Такой громадный социальный акт, как отмена крепостного права, не мог пройти бесследно для всего государственного организма, за столетия привыкшего к крепостному праву. Затронув краеугольный камень феодальной империи, необходимо было менять и другие несущие конструкции социально-политического строя: орган местного управления, полиции, суда и армии. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим преобразованиям.
3. Государственное управление в России на современном этапе.
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их
естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь
достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением.
Государственное управление -- это деятельность государства, направленная на организацию общественных отношений с целью обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.
Система государственного управления включает формы и методы воздействия на экономическую, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической системы и территории. Большое значение в государственном управлении имеют социально-политические исследования, дающие необходимую информацию для принятия управленческих решений.
Особенности государственного управления в современной России обусловлены переходом от одной социально-экономической системы, основанной на государственной собственности на средства производства, централизованном планировании и командно-административном управлении, к системе, основанной на разнообразии форм собственности, рыночной экономике, демократических механизмах управления, принципах гражданского общества.
Юридически новое российское государство возникло в декабре 1991 г. С этого момента начался переход от авторитарного стиля управления, основанного преимущественно на принуждении, к демократическому стилю, который исходит из того, что человек по своей природе стремится к деятельности, способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности.
Демократический стиль управления предполагает делегирование полномочий, предоставление большой самостоятельности в пределах своих функций, участие в принятии решений.
Переход России к демократическому стилю государственного управления вызвал необходимость пересмотра федеративных отношений. Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме в декабре 1993 г., закрепила федеративное устройство страны. В состав Федерации вошло 89 субъектов, с большинством которых центр заключил договоры о разграничении полномочий и предметов ведения. Для координации действий были созданы объединенные органы государственного управления.
Наличие разнообразных форм собственности в современной России обусловило развитие различных видов управления: федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное).
Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра земли, естественные монополии, контрольные пакеты акционированных предприятий.
Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
По воздействию на управляемый объект можно выделить отраслевое (функциональное) и территориальное управление.
Отраслевое управление основано на построении вертикали центр -- предприятие. Оно реализуется через министерства, которые осуществляют единую техническую политику и обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые отношения. С развитием самостоятельности предприятий роль отраслевого управления постепенно снижается.
Территориальное управление включает в себя органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации и местное самоуправление. Функциями территориального управления являются рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие региона, выравнивание уровней экономического и социального развития и др.
К другим видам государственного управления в России относятся административное и экономическое управление.
Административное управление связано с непосредственным воздействием на интересы управляемых. В основе административных методов лежат авторитет власти, право руководителя отдавать распоряжения, требовать обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Администрирование является необходимым компонентом любого управления, его методы имеют свое функциональное назначение и не противоречат экономическим и другим методам управления, лишь дополняя их.
Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Для экономического управления характерно отсутствие прямого Директивного принуждения. Объект управления свободен в выборе варианта действий, однако если эти действия вступают в противоречие с законом, он возмещает ущерб государству.
Кроме названных видов государственного управления в современной России существуют и другие виды, например, стратегическое и тактическое управление.
Стратегическое управление определяет цели и задачи развития страны в целом или отдельных территорий, объектов, отраслей и т.д. в соответствии с политическим курсом государства. Тактическое управление -- это конкретные действия по реализации стратегического курса.
Специфика условий переходного периода в России обусловила необходимость решения задач, несвойственных ранее для государственного управления. Среди них можно назвать либерализацию цен, введение института частной собственности на средства производства, реорганизацию государственных и сельскохозяйственных предприятий, приватизацию государственных предприятий, формирование рыночной инфраструктуры (биржи, финансовый рынок, рынок труда и др.), введение платных услуг в области образования, здравоохранения и др. сферах и многое другое. Опыта в решении этих сложных задач не было, поэтому были неизбежны ошибки, большие потери, а это сопровождалось частой сменой кадров управленцев, многие из которых могли только разрушать, но не создавать. Кроме того, на волне борьбы со старым режимом к управлению пришло много людей, не имеющих опыта управления. Все это привело систему государственного управления в России к кризису.
Список использованной литературы
1) Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII-XIX в. - Москва. «Пегас»,
2)Внутренняя политика царизма с середины 50-х. Российской законодательство Х-ХХ вв. в 9 т. Под ред. О.И. Чистякова. М: Олайн 2003 г.
3) Кононов A.M. Местное самоуправление в Российской Федерации. - Саратов. 1997.
4) Зайончковский П.В. Отмена крепостного права в России. - М. «Реал», 2001.
5) Мулукаев Р.С., Яковлева Е.И., Яковлев К.Л. Развитие организационных форм местного самоуправления в России (XVI-XIX вв.) //Местное самоуправление: теория и практика/Труды Академии управления МВД России. - 1998. - С. 129.
6) Максимова Н.А. Местное самоуправление России в XVI-XVII вв. (историко-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1996. - С. 14.
7) Олещук Ю. Госаппарат в России // Мировая экономика и международные отношения. 1998. №4.
8) Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., 1997.
9) Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Под ред. О.И. Томсинова. М.: Зерцало, 2000 г.
10)Экономическое положение крестьян в Европейской России”, М., Анфимов В.Г., Чернуха Л. М.: «Проспект», 2000 г.
1 Экономическое положение крестьян в Европейской России” А.М., М., Анфимов В.Г., Чернуха Л. М.: «Проспект», 2000 г. 23 с
2 Экономическое положение крестьян в Европейской России” А.М., М., Анфимов В.Г., Чернуха Л. М.: «Проспект», 2000 г. 28 с
3 Экономическое положение крестьян в Европейской России” А.М., М., Анфимов В.Г., Чернуха Л. М.: «Проспект», 2000 г. 31 с
4 Экономическое положение крестьян в Европейской России” А.М., М., Анфимов В.Г., Чернуха Л. М.: «Проспект», 2000 г. 35 с