Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 11:49, контрольная работа

Описание

§ 1. Причины возникновения политики
§ 2. Понятие и сущность политики
§ 1. Понятие политологии
§ 2. Объект и предмет исследования
§ 3. Возникновение и становление политической науки

Работа состоит из  1 файл

лекция 1 что такое политология.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

§ 1. Причины возникновения политики 

    На ранних стадиях своего развития люди жили относительно небольшими социальными общностями в условиях первобытно-родовой общины (род, племя). Для такой социальной организации наиболее характерными были следующие признаки.

  1. Слабо выраженная социальная дифференциация (различие, расслоение, неравенство) людей. Существовавшее в обшине разделение труда, способы распределения и количество потребляемого теми или иными членами продукта были обусловлены не социальными причинами (делением людей на классы и сословия), а естественным неравенством людей (половыми и возрастными признаками, физическими и умственными способностями).
  2. Отсутствие частной собственности и деления людей на классы и сословия, на бедных и богатых. В условиях примитивного присваивающего хозяйства (сбор плодов, охота, рыбная ловля) низкая производительность труда не позволяла создавать «избыточный продукт» для накопления. Все, что добывалось, шло в основном на потребление. В таких условиях эксплуатация человека человеком была нерентабельной. Вся имевшаяся в первобытной общине собственность (жилища, орудия труда, предметы домашнего обихода) считалась общей.
  3. Доминирование в брачно-семейных отношениях полигамного брака — все женщины определенной возрастной группы являлись женами для всех мужчин такого же возраста, но только из другого рода, так как внутри рода всякие половые связи были запрещены. Рождавшиеся дети считались общими для всего рода. Родословная исчислялась по материнской линии (матриархат), так как отцовство определить было невозможно.
  4. Отсутствие антагонистических (непримиримых) противоречий между социальными группами (классами, сословиями). Весь род (племя) представлял собой единую, слабо дифференцированную социальную общность, члены которой, как правило, занимались каким-то определенным видом деятельности, например рыболовством. Разделение труда и присвоение полученного продукта осуществлялось в основном в рамках этого вида деятельности.
  5. Управление жизнедеятельностью в первобытных сообществах с помощью норм обычного права (нормы морали, обычаи, традиции и др.). Люди еще не имели писаных законов, а управленческий труд еще не выделился в особый вид деятельности. Не существовало и постоянных институтов власти (государства, письменных законов, армии, полиции, тюрем и т. д.). Власть и властные отношения (отношения господства и подчинения) возникали только по мере необходимости.

    Примерно 8—10 тыс. лет назад, в результате совершенствования орудий труда и способов производства, люди начали переходить от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты, рыбной ловли) к воспроизводящим видам деятельности (скотоводству, земледелию, ремесленничеству). Новые виды деятельности позволяли производить продукции больше, чем было необходимо для непосредственного потребления. В результате в обществе появился «избыточный продукт», который шел на накопление. Эксплуатация человека человеком становилась рентабельной (приносила доход).

    Увеличение потребляемого и накапливаемого продукта способствовало значительному росту населения. Разрозненные племена в процессе миграции и междоусобных войн стали объединяться в большие социальные сообщества (народности, нации), проживающие на единой территории.

    Концентрация богатства в руках одних людей и обеднение других привела к появлению частной собственности и делению общества на классы и сословия, на бедных и богатых. Для передачи накопленного богатства (частной собственности) по наследству возникает моногамная семья. Отныне женщина (жена) обязана была вступать в половые связи только со своим мужем — хозяином и рожать детей-наследников только от него и для него. Измена мужу считалась смертным грехом.

   Для того чтобы осуществлять управление такой большой, разделенной на социальные слои и классы общностью, была необходима жестко централизованная система управления — государство. Государственное управление основывается не на нормах обычного права, а на политических методах: постоянной монопольной власти над всем обществом; писаных законах, обязательных для всех членов общества; организованном применении насилия (принуждения) к тем, кто нарушает законы. 
 
 

§ 2. Понятие и сущность политики 

    Своим происхождением слово «политика» обязано выдающемуся древнегреческому мыслителю Аристотелю (IV век до н. э.). В своей работе «Политика» он рассматривал различные варианты государственного устройства, формы организации государственной власти и основы государственного управления. В античные времена в греческих городах-государствах (полисах) понятие «политика» интерпретировалось как «искусство управлять государством».

    Однако политика как общественное явление возникла задолго до того, как Аристотель дал этому феномену свое определение. В частности, на территориях Египта, Китая, Месопотамии уже в 4—5 тысячелетиях до н. э. существовали крупные политические сообщества.

    Политика возникает в момент перехода от родоплеменных форм организации общества к государственным. Поэтому, как и во времена Аристотеля, современные представления о политике также неразрывно связаны с такими понятиями, как «государство», «государственная власть», «управление государством (обществом)», хотя занятие политикой является не только уделом государства.

    Понятие «государство» можно определить как форму (одну из форм) организации общества, а «политика» — как способ (один из способов) управления обществом — государством. Следовательно, государство как форма организации общества и политика как способ управления этой «организацией» возникают одновременно на определенном этапе развития человеческого общества.

    Политика — это особый способ регулирования отношений между большими социальными общностями (классами, сословиями, нациями,основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть.

    Политика является лишь одним из видов управления социальными отношениями в обществе. Кроме политических, существуют и другие виды управления, например административные, правовые, экономические, социокультурные и т. д. Политическое управление благодаря тому, что обладает монополией на политическую власть в обществе, доминирует над всеми иными видами управления. Поэтому там, где все иные виды управления в решении возникающих общественных проблем и конфликтов оказываются малоэффективными, возникает необходимость применения политических методов, опирающихся на силу власти. Именно атрибут власти и возможность ее применения отличает политическое управление от всех иных видов. В силу этого борьба за политическую власть и властные полномочия в обществе является одним из основных видов деятельности для всех субъектов политики. Следовательно, термин «политика» можно интерпретировать как искусство организации и управления обществом с помощью государственной (политической) власти.

    Один из основателей политической науки, выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель Николо Макиавелли (1469—1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее». Индивид, группа, институт, обладающие политической властью, могут навязывать свою волю другим людям, управлять другими.

    Однако сущность политики нельзя объяснить только наличием в ее «арсенале» такого важного ресурса, как институционализированная власть. Другим важнейшим атрибутом политики является ее нормативно-правовая составляющая. Политика по сути и начинается с введения в систему управления обществом писаных законов. Правовые нормы (законы) придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса.

    Политика как особый вид регуляции социальной жизни необходима для того, чтобы согласовывать интересы различных социальных слоев и групп, вырабатывать общие, обязательные для всех правила и нормы, и осуществлять контроль за их выполнением. Однако в реальной жизни политика может быть использована как для всеобщего блага всех слоев общества, так и для защиты интересов господствующего класса в ущерб другим членам общества.

    Субъектами политики, как правило, являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. В западной социологии и политологии субъектов политики принято называть акторами.

    Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. При этом разнородность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической игре. История знает немало примеров, когда в интересах отдельных политических лидеров или групп развязывались кровопролитные войны между странами и народами, а попытки воплощения в жизнь бредовых идей тех или иных «вождей народа» уносили жизни многих миллионов людей.

    Чтобы противостоять антинародной политике преследующих свои корыстные интересы акторов, необходимы определенный уровень развития политической культуры масс, гражданское мужество, активная жизненная позиция и сплоченность людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1. Понятие политологии 

    Политология — это наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политической власти, политическом сознании, культуре и т. д.

   Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле как науку, изучающую совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду совокупность политических наук: политической философии, политической экономики, политического права и т. д. Такому подходу к политологии наилучшим образом соответствует понятие «политические науки».

    В нашем исследовании мы рассматриваем политологию в узком смысле как науку, призванную исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования. Кроме того, нам необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей. 
 
 

§ 2. Объект и предмет исследования 

    Объектом исследования политологии является политическая сфера общества и ее отдельные подсистемы. Объект — это некая объективная реальность, не зависимая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, политическая сфера является объектом исследования для таких наук, как политология, политическая социология, философия, история управления, право и др. Однако каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет. Так, история исследует хронологию развития политических систем через призму тех или иных исторических событий, политическая социология — социальные аспекты политики, правовые дисциплины — законодательные основы политических процессов и т. д.

    Предмет исследования — это то, на что направлено конкретное исследование, определенный аспект (грань) реального объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования. Например, в качестве объекта исследования мы можем взять государство как один из институтов политической системы, а в качестве предмета — способы формирования государственных институтов.

   Объект и предмет во многом зависят от направления исследования. Можно выделить три основных направления политического исследования:

  1. исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические институты. При этом необходимо иметь в виду, что институты — это не здания и не люди, которые их заполняют. Политические институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулирующих процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.;
  2. исследование политических процессов и явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практического применения;
  3. исследование политического сознания, политической психологии и идеологии, политической культуры, политического поведения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всеми этими явлениями.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"