Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:03, контрольная работа

Описание

Сфера политики — социальное пространство, образующееся совокупностью организованных действий и взаимоотношений людей. Одной из форм такой организации выступают политические институты. В состав политического института входят:
• определенные группы людей, уполномоченных обществом выполнять социально-политически значимые функции;
• организации для выполнения людьми тех или иных функций;
• совокупность материальных и иных средств деятельности, позволяющих организациям или группам лиц выполнять установленные политические действия;
• совокупность политических ролей и норм, реализация которых
имеет важное значение для определенных социальных групп и общества в
целом.

Содержание

Часть 1.
Раздел 1. Предмет, задачи и методы политологии……………………3
Раздел 2. История политических учений
Какой вклад в политическую мысль внес Н. Макиавелли?..................5
Раздел 3. Политический режим
Понятие сущности политической власти……………………………...7
Раздел 4. Политическая система современного общества.
Опишите общие признаки и функции государства…………………12
Часть 2.
Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? А можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?....................................................................................................14
Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?..............................................17
3. Каков механизм избирательной кампании?....................................23
Раскройте основные понятия……………………………………...…28
4. Сделайте письменное сообщение на тему «Выборы, их сущность и политические функции»……………………………………………………...30
5. Проанализируйте голосование и выборы как механизм участия граждан в политической жизни общества…………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………37

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 1.25 Мб (Скачать документ)

2) всеобщность, то есть  публичность. Это означает, что  политическая власть действует  на основе права и распространяется  на весь социум. Она решает  проблему согласия, учитывая то  обстоятельство, что общество разделено  различными интересами;

3) легальность в использовании  силы и других средств власти в пределах страны;

4) моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра принятия решений. Однако политическая власть осуществляется не только системой государственных органов, но и такими субъектами, как политические партии и общественные объединения. В них концентрируются права и воля людей, наделённых властными полномочиями;

5) маневренность, то есть  использование широкого спектра  средств для завоевания, удержания и реализации власти, мобилизации общества на достижение каких-либо целей.

     На основании  перечисленных особенностей можно  дать следующее определение политической  власти:

     Политическая  власть – это определённый тип общественных отношений, возникающий между большими социальными группами,  между государством и обществом,  между государственными органами власти, политическими партиями и общественными объединениями, которые используют политические институты и ресурсы для руководства политическими процессами и общественной жизнью с целью создания определённого типа правления и определённого политического режима. Политическая власть начинается там, где способность влиять распространяется на широкие массы, на миллионы, в том числе на государство.

     В настоящее  время существует несколько концепций,  трактующих понятие политической  власти. Релятивистская концепция (от английского relation - отношение) рассматривает политическую власть как отношение , в котором субъект власти оказывает определяющее влияние на объект. В качестве субъекта и объекта могут выступать: индивиды, группы, слои населения, общественные объединения, политические партии, государство. Эта концепция включает  в себя серию методов и путей воздействия власти на общество в целях достижения стабильности. В их числе стимулирование активной трудовой деятельности, соблюдение норм общественного поведения, примирение с оппозицией путём раздела «зон влияния».

Бихевиористская концепция (от английского bihavior -  поведение) также исходит из трактовки политической власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но особенное внимание представители данной концепции уделяют  мотивам поведения людей в борьбе за власть. Они полагают, что стремление к власти заложено в природе отдельных личностей, которые обладают «политической энергией», то есть способностью властвовать. Кроме того, стремление к власти может быть обусловлено теми благами и привилегиями, которые получают люди, имеющие власть. Ещё одним мотивом в борьбе за власть является желание индивидов самоутвердиться, компенсировать какие-либо недостатки.

         Системная концепция  рассматривает власть как ядро политической системы общества, с которой непосредственно или опосредованно связаны все остальные элементы. По мнению представителей данной концепции, задачами политической власти являются:

1) регулирование отношений  между людьми и обществом в  целом, включая государственно-политические  институты; 

2) разрешение постоянно возникающих противоречий между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества;

 3) создание сбалансированной, стабильной политической системы общества.      

Таким образом, все концепции  политической власти подчёркивают её значение как регулятора общественной жизни. Она позволяет организовать общественное производство, которое  невозможно без подчинения всех участников единой воле; обеспечивает реализацию общих интересов различных социальных групп; поддерживает целостность и  относительную стабильность общества.

Раздел 4. Политическая система современного общества.

Опишите общие  признаки и функции государства.

Термин «государство»  обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство  понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.

В современной науке государство  в узком смысле понимается как  организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Признаки  государства:

  1. единая организация политической власти, которая распространяется на все население (граждан, иностранцев, ЛБГ) в пределах территории страны, ее государственных границ;
  2. обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной валюты;
  3. располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения;
  4. организует и осуществляет власть на правовых основах.

ГОСУДАРСВТО – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть а все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

Функции государства:

- это главные направления  его деятельности, выражающие сущность  и назначение государства в  обществе.

По сферам распространения:

1. внутренние, которые осуществляются  внутри страны и связаны с  реализацией политической власти;

2. внешние, которые связаны  с отношениями данного государства  с другими странами.

Внутренние  функции:

- экономическая – формирование госбюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны и т.п.;

- социальная – оказание  социальной помощи нуждающимся  в ней членам общества, выделение  необходимых средств на здравоохранение,  просвещение, отдых, связь и  т.д.;

- финансового контроля  – выявление и учет доходов  производителей, часть которых направляется  в госбюджет для удовлетворения  социальных и общегос. нужд;

- охраны правопорядка  – обеспечение точного и полного  осуществления законодательных  предписаний всеми участниками  общественных отношений;

- экологическая – система  государственных мероприятий, направленных  на сохранение, восстановление и  улучшение природных условий  жизни человека. 

      Основные внешние функции государства:

- экономическое, политическое, научно-техническое, экологическое,  военное и культурное содружество  с другими государства;

- оборона страны от  внешней агрессии, охрана государственных  границ.

Часть  2.

  1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления.

Формы правления:

Кто и в чьих интересах  
осуществляет управление  
обществом и государством

в интересах общества в  целом,  
общего блага управляемых  
(«правильные» формы осуществления  
государственной власти)

в личных эгоистических интересах  
и исключительно благ правителей  
(«неправильные», «искаженные» формы  
осуществления государственной власти)

Одно лицо

Монархия – правление одного, наиболее подготовленного лица; верховная власть (как правило) осуществляется им пожизненно и передается в порядке престолонаследия

Тирания – правление эгоистического правителя, активно использующего политику террора в отношении общества и своих политических противников, превышая существующий в обществе уровень жестокости.

Группа лиц

Аристократия – правление лучших, наиболее подготовленных и компетентных представителей родовой знати, выступающих хранителями национальных и культурных традиций общества и государства.

Олигархия – явное или скрытое правление замкнутой группы богатых и влиятельных лиц (различают: финансовые, бюрократические, партийные олигархии).

Социальный слой

Демократия (полития) – правление демоса (полноправных граждан общества), среднего класса (средних людей (по Аристотелю)), активно участвующих в управление государством и обществом. Неизменным атрибутом демократии является цензовая система и порядок получения гражданства, полноты политических прав.

Охлократия – правление толпы (значительной в процентном соотношении части общества), постоянно подпадающей под влияние популистов-демагогов и манипулирующих её сознанием олигархов, посредством СМИ.


 

Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию?

В либерально-демократическом обществе власть должна принадлежать тем, кому удастся взять ее в свободном соревновании на выборах: настоящая демократия и подлинный либерализм предполагают сильную власть. Еще Сократ говорил, что в государстве должны править не масса, а добрые и сведущие лица. В противном случае, как справедливо утверждал Аристотель, демократия может вырождаться в охлократию (власть толпы), пренебрегающую законами, когда всякого рода демагоги и льстецы правят от имени народа. Но два понимания демократии - как власти народа и как власти большинства - не совпадают. Большинство может заблуждаться и действовать под влиянием эмоций, момента, вопреки или в угоду собственным интересам и во вред будущему страны.

А можете ли вы привести исторические примеры подобного  превращения?

Такой пример народного помрачения дает афинская демократия - казнь десяти талантливейших стратегов или казнь  великого Сократа. Сущность демократии - не в произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников  разумное законодательство, которому должен подчиняться и сам народ.

  1. Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?

Республиканская форма правления (республика) - (от лат. "respublica" — общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности).

Республика – это исторически  сложившаяся форма правления, в  которой верховная государственная  власть осуществляется выборными, юридически ответственными, срочными органами в  рамках и на основе республиканского правосознания и республиканского правового мышления народа.

Республика – довольно древняя  форма правления. Она встречается в рабовладельческих (Афины, Спарта, Рим) и феодальных (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.) государствах, но наибольшее распространение получила в Новое время. В современных государствах эта форма правления является преобладающей.

Основные признаки и классификации республиканской формы правления.

Республиканской форме правления  присущи следующие основные признаки:

1) высшая государственная власть  в республике всегда принадлежит  выборным органам.

2) главой государства является  или выборное лицо, или выборный  орган. Монарх, как таковой, отсутствует.

3) выборные органы, которым принадлежит  верховная государственная власть, включая главу государства, избираются  на определенный срок и сменяемы. Пожизненный глава государства,  который встречается в отдельных  республиках, в целом не характерен  для республиканской формы правления  и привносит в нее элементы  монархии.

4) выборные органы, которым принадлежит  верховная государственная власть, осуществляют власть не по  своему усмотрению, а в интересах  населения страны или каких-либо  социальных групп.

5) республиканская форма правления  предполагает ответственность выборных  органов, осуществляющих высшую  власть в государстве, перед  своими избирателями.

При республиканской форме  правления у людей появилось  официальное право перемещаться из одной социальной ступени на другую и даже переходить из одного страта в другой. Но официальное разрешение и реальные возможности, к сожалению, понятия разные, зачастую несовместимые.  
Республики бывают:  
- парламентские,  
- президентские,  
- смешанные,  
- советские.  
В парламентской республике основные полномочия находятся в руках парламента. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов, в случае утраты доверия большинства парламента правительство либо подаёт в отставку, либо добивается через главу гос-ва роспуск парламента и назначения новых выборов.  
В полномочия парламента входит контроль за правительством. Он обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, курс внутренней, внешней и оборонной политики государства.  
Президент в таких республиках избирается парламентом. В таких странах говорят о "слабом" президенте. Общие направления деятельности, которыми конституция наделяет президента парламентской республики, осуществляются, как правило, правительством.  
Президент при парламентской форме правления обнародует законы, издаёт декреты, награждает, является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.  
В президентской республике центральное место в управлении государством занимает президент. Он является главой государства и главой правительства. В президентской республике исполнительная власть находится в руках президента, а законодательная – в руках парламента.  
В президентской республике главу государства выбирает население страны. Правительство формируется президентом, он же юридически, и фактически, как было сказано выше, является главой правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом.  
В президентской республике президент не имеет права распускать парламент, а парламент не имеет права выразить недоверие правительству, но может сместить президента при помощи импичмента.  
Попытки импичмента принимались в 90-е годы, когда власть была в руках Ельцина. Несколько неудачных попыток ни к чему не привели. Говорили, что Ельцин осознанно не допускает хотя бы минимального улучшения материального состояния страны.  
По этим и многим другим причинам Ельцина хотели сместить с поста президента. И только в 2000 году, в новогоднюю ночь, он выступил с такой речью: «Вот этот день и настал. Дорогие друзья, дорогие мои, сегодня я последний раз обращаюсь к вам с новогодним поздравлением. Но это не всё: сегодня я последний раз обращаюсь к вам как президент России. Я принял решение, долго и мучительно над ним размышляя. Сегодня в последний день уходящего века я ухожу в отставку».  
Выделяют, также, смешанные республики – форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.  
Парламент в такой республике имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы.  
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать только когда оно поддерживается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентских странах президент лишь формально назначает правительство, то в смешанной республике избираемый народом президент вправе формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска.  
Советская республика – особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы – Советы. Советская республика характеризуется полновластьем Советов – представительных органов государственной власти.  
По основному Закону Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу советского государства, все иные органы подотчётны и подконтрольны Советам.  
- Советская республика не признаёт принцип разделения властей;  
- Функции парламента выполняют или сами Советы или их палаты;  
- Функции главы гос-ва выполняют коллегиальные президенты – Президиумы Советов;  
- Депутаты подотчётны населению и могут быть им отозваны в случае неоправдания доверия;  
- Нет различия между государственными органами и органами местного самоуправления;  
- В Советы принимаются и беспартийные.  
Из вышеперечисленных форм правления очень трудно выбрать самую лучшую и однозначно указать на её превосходство. В каждой есть свои достоинства и недостатки. Причём, один и тот же признак нельзя оценить однозначно, т.к. для одного он будет положительным, а для другого отрицательным. Всё зависит от личностных качеств человека, его мировосприятия и жизненного кредо. Человеку покорному больше подойдёт монархическая форма правления, он будет выполнять указы монарха и от него не будут требовать проявления воли и духа.  
Человек с лидерскими качествами будет «чахнуть» при такой форме правления, и если он сможет найти более или менее достойную поддержку таких же лидеров, он выйдет против действующего порядка и будет биться за принятие демократического порядка, где он сможет реализовать свои качества или, ещё лучше, самому встать у руля.  
В республиканской форме правления гражданам страны предоставляется больше свободы, чем при монархии.  
Власть не переходит по наследству, а выбирается народом, по крайней мере, так прописано в конституции.  
Но какая бы форма правления не действовала в стране, человек, оказавшийся у власти, часто не может отказаться от богатства и роскоши, и когда у человека появляется возможность хорошо одеваться, вкусно и богато есть, отдыхать на дорогих курортах, пользоваться всеми привилегиями – депутатской неприкосновенностью и т.д. – человек забывает и перестаёт думать, что кто-то может страдать от голода, мёрзнуть в холодных, плохо отапливаемых домах, жить в хрущёвках, которые существуют и сегодня, умирать от болезней, из-за неимения денег на дорогостоящее лечение. Люди, живущие в роскоши, не могут по-настоящему понять это, потому что сами никогда не испытывали подобного и всё более и более угнетают и без того страдающий народ. И сегодня, при республиканской форме правления, при демократии, руководство страны живёт как-то обособленно от народа, в каком-то своём, богатом мире.  
Мне кажется, что мы не можем достичь правового гос-ва не только из-за политических и экономических проблем, но и из-за человеческого фактора – корысти, жадности, желания ещё большей славы, власти и богатства.  
Если бы каждый исполнял свои обязанности честно, добросовестно, поднялся бы и политический, и экономический уровень страны, и это касается не только политических служащих. Сейчас многие стараются любыми способами заработать деньги, руководствуясь правилом: «Для достижения цели все средства хороши». Можно, конечно, сказать, что такого поведения требует капиталистическая эпоха, это, конечно, так, но в любом случае, нельзя терять человеческое лицо и необходимо заботиться не только о себе, но и об окружающем мире.  
Если идеализировать каждую форму правления и исключить из неё недостатки, которые вносит в неё человек, такие как: коррупция, обман, расхищение гос. Бюджета, на мой взгляд, самой оптимальной формой правления является президентская республика.  
С одной стороны, у народа есть право самому выбрать главу государства.  
С другой, президент знает, что он – главное лицо гос-ва и на нём лежит ответственность за происходящие в стране события, тогда как при парламентской форме правления основная ответственность лежит на парламенте, а когда ответственность лежит на группе человек, очень трудно найти «виновника» негативных событий.  
В-третьих, президент, если он глава гос-ва, должен обладать большей властью, нежели остальные, иначе зачем он тогда нужен? Чтобы обладать правом награждать за успехи или амнистировать осуждённых? Президент должен контролировать происходящее, влиять на принимаемые решения, иметь право распускать правительство и т.д. иначе его роль в государстве столь незначительна, что вопрос встаёт сам собой о том, что можно было обойтись и без него.  
В-четвёртых, президент – главнокомандующий вооружёнными силами. Он должен вести грамотную внешнюю политику и знать, когда можно решить вопрос мирным путём, а когда открыть войну или даже воспользоваться «чёрным чемоданчиком».  
В-пятых, в случае, если парламент с помощью импичмента решит сместить президента, глава государства может обратиться за помощью к народу и получить либо поддержку, либо отказ в помощи, тем самым, важные государственные решения происходят не только внутри правящих кругов, но и с учётом мнения народа.  

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"