Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание

Целью данной контрольной работы является анализ внешней политики и выявление ее места в системе международных отношений, а так же рассмотрим понятие, структуру и типы политической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3

1. Внешняя политика………………………………………………………… 5

2. Международные отношения: понятие, структура и типы……………… 7

3. Политическая культура: понятие, структура, функции………………… 12

Заключение………………………………………………………… 21

Список использованной литературы…………………………… 24

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

     Политическая  наука анализ мировой политики осуществляет на основе системного подхода. Международные  отношения рассматриваются как  система взаимодействия субъектов  международной политики. Международная система (МНС) – ключевое понятие международных отношений. Структура, участники МНС и внешняя среда придают качественное своеобразие МНС.

     Структура как способ связи  в системе состоит  из:

     - центросиловых отношений – отношений между ведущими странами на данном историческом этапе;

     - узлов противоречий – ограниченном в пространстве комплексе отношений, который характеризуется конфликтностью и нестабильностью;

       - структурной надстройки – международных правительственных и неправительственных организаций и международного права.

     Основной  участник МНС – государство. Это  единственный общенациональный институт, который имеет полномочия осуществлять внешнюю политику, заключать договора и давать гарантии. Субъектами международных  отношений являются также негосударственные нации, международные организации, разные социальные институты, группы и индивиды. Внешняя среда МНС – мировая экономика и социальная сфера. Понятие мировая экономика представляет собой сумму всех экономических потенциалов. Она оказывает решающее воздействие на мировую политику.

     Международная система выполняет свои функции через мировые и региональные политические, правовые, экономические и культурные структуры. К числу основных принадлежат организации глобального (ООН с её руководящими органами, Международный банк, МВФ, ЮНЕСКО, ВООЗ), глобально-регионального (Большая семерка, ОБСЕ), регионального (ЕС, НАТО, ОАГ, ОАЕ, АСЕАН) масштаба.

     Качественные  изменения субъектов МНС, кардинальные перемены внешней среды ведут  к структурным сдвигам и историческому развитию международных отношений. История демонстрирует качественно различные системы. В качестве критерия типологизации выступают характер центросиловых отношений в МНС и борьба за максимальную власть на международной арене.  

Можно определить следующие типы:

     1. Система баланса сил – классическая ситуация второй пол. XIX – первой пол. ХХ вв., когда каждое ведущее государство стремиться обеспечить свою безопасность, создавая различные союзы. Коалиции и войны направлены против государств, которые стремились к господству. После второй мировой войны эта система преобразовалась в биполярную.

     2. Биполярная система характеризуется противостоянием двух сверхдержав или блоков. Устойчивость такой системы основана на сдерживающем факторе ядерного оружия, а также посреднической деятельности универсальной организации.

     3. Универсальная система возможна в случае передачи ряда политических полномочий универсальной организации.

     4.  Иерархическая система прогнозируется как результат усиления роли международной организации или установления власти одной сверхдержавы.

     5. Система «вето» – полицентричная система, где несколько государств владеют ядерным оружием и не склонны заключать союзы.

     Сегодня мы имеем переходный период, когда  старая биполярная система отошла в прошлое и формируются новые центры международных отношений и новая структура.

     Современные геополитические теории стремятся  определить перспективу создания нового баланса сил после распада  СССР и биполярной системы международного порядка.

     Международные отношения базируются на двух основных принципах: силе и праве. В вопросе их соотношения существуют две противоположные позиции. «Силовой подход» признает примат силы. Право придает только внешнюю респектабельность международной системе, стабильность же основана на страхе и силе. Противоположная сторона отстаивает идею безусловного выполнения норм права и необходимость наднационального законодательного органа. Современная тенденция соотношения права и силы такова: чем больше политика превращается в инструмент согласования интересов государств, тем больше увеличивается сила права и тем меньшую роль имеет право силы.

     Международное право возникло вместе с межгосударственными  отношениями и вызвано потребностью обеспечения их стабильности и взаимовыгодности. Международное право определяется как способ оформления и закрепления в обычаях и договорах политических, экономических и других отношений между государствами. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН. Она выполняет координирующую и регулирующую роль. Так же она имеет механизмы, защищающие законные права и интересы государств. Международное право иногда представляют как согласование воль государств в отличие от государственного с законами и механизмами принуждения.

     Содержание  международного права составляют общепризнанные нормы и принципы. Под нормой МП понимается правило поведения, которое  признается государствами и другими  субъектами МП в качестве юридически обязательного. Наиболее значимые нормы  называются принципами МП. Нарушение каким-либо государством принципа международного права другими государствами рассматривается как посягательство на международный правопорядок. Содержание норм и принципов определяется историческим этапом международных отношений. Современный международный порядок основывается на принципах и нормах МП, зафиксированных в Уставе ООН (1945 г.), документах Хельсинского заключительного акта СБСЕ (Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, 1975 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.). Сущность этого порядка выражается в десяти принципах: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип самоопределения народов и наций; принцип сотрудничества; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

     Таким образом, анализ конкретных внешнеполитических действий и международных отношений кроме теоретического подхода, связанного с использованием понятийного аппарата, предусматривает использование и нормативно-юридического подхода – оценки конкретной политики с точки зрения соответствия Конституции и принципам международного права. 
 

       3.Политическая культура: понятие, структура, функции 
 

Понятие политической культуры. Политическая культура – часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Это система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Она тесно связана с представлениями о мире политики и политического, его законах и особенностях их функционирования. Обществу с развитой политической культурой присущи такие признаки, как гласность и плюрализм, высокая политическая культура личности, политическая активность людей. Последняя проявляется в их «включенности» в процесс реализации власти, в управление государственными и общественными делами, в осуществление гражданских прав и обязанностей.

     Самые разумные законы и реформы без учета человеческого фактора исторически сложившегося социума обречены. Политическую культуру определенной страны можно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как часть общенациональной культуры.

Поэтому в современной политологии утвердилась  классификация политических культур по цивилизационному признаку – в соответствии с типом той цивилизации, к которой принадлежат данный народ и страна. Таких типов выделяют пять:   

- конфуцианско-буддийская

- индо-буддийская

- исламская

- западная

- православно-славянская

     Политическая  культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это, прежде всего ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического  сознания людей и выражается  в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.

    На  сегодняшний день в политологии  сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры.

    Так, одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений (Алмонд, Краснов, Верба). В этом смысле политическая культура понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования. Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований (С.Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). Иными словами, политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна-третья  группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов (П.Шаран, И.Шапиро, В.Розенбаум).

Итак, обобщая  описанные подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей  в публичной сфере, воплощающих  их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества

Теория  политической культуры. Хотя  многое из того, что в настоящее     время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель), сам термин появился впервые много позже — в XVIII в. В трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50 — начале 60-х гг. нынешнего столетия в русле западной политологической традиции.

    Теория  политической культуры позволила преодолеть ограниченность институционального анализа в политических исследованиях, не способного объяснить, почему, например, одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Сосредоточив же внимание на разделяемых людьми ценностях, локальной мифологии, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности и прочих аналогичных явлениях, теория политической культуры дала возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д.

Содержание  и влияние политической культуры. Особой  сложностью отличается стиль массового  политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и проч. в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правило, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения. Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные цели «социалистического строительства» в значительной мере внедрялись под давлением государственных инстанций, но по-настоящему не выстроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и расставание с социалистическим строем прошло там достаточно безболезненно, в виде т.н. бархатных революций.

    Однако в разных странах — и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, — всегда существуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций. Культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческого сообщества.

Воплощая  ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека, политическая культура характеризует его способность  понимать специфику своих властно  значимых интересов, действовать при  достижении целей в соответствии с правилами политической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентаций человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"