Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:44, контрольная работа
Вместе с возникновением государства появляется право. Это было естественно, поскольку государство является организацией, которая объединяет уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Для регуляции взаимоотношений между соседями оказываются недостаточными обычаи, традиции, нормы морали и религиозные верования, кровнородственные связи. Тогда и возникло право как регулятор взаимоотношений в обществе, где люди равны в имущественном и социальном положениях.
Введение…………………………………………………………………3
2. Понятие и содержание права…………………………………………5
60. Международно-правовая ответственность………………………14
Заключение……………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………...20
В обществе существует также официальное право, установленное государством в виде законов и иных нормативно-правовых актов. Законы могут влиять на интуитивное право человека, на процессы формирования его воли. Тем не менее они не всегда доминируют в принимаемых индивидуумом решениях. Последний может принимать во внимание иные социальные нормы и действовать вопреки установлениям официального права. Следовательно, действующее в обществе право значительно шире установленных государством нормативных предписаний и включает в себя всю совокупность психических переживаний человека и не только его. [10, c.10]
Историческая школа права наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX веков. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др. [8, c.66]
Историческая школа понимала право как продукт народного духа, разума народа, который живет и выражается во взаимоотношениях его представителей.
Основные идеи:
Для нормативной теории право – это прежде всего нормы. Краеугольный камень нормативизма связан с отождествлением права и закона. Любой закон является правовым. Законы создаются государством, все, что создает государство. Верно и правомерно. Эта теория является апологией сильного государства, «железного» порядка в обществе, сформированного на строгом следовании закону. [10, c.12]
Социологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в ХХ веке. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.
Для социологической теории право - это в первую очередь конкретика, реальность, подлинные общественные отношения и правовые отношения как их часть. Право – это то, что фактически складывается в жизни, то, что делает судья. Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения. Любая судебная практика есть право. Эта теория хорошо согласуется с ослаблением директивной роли государства, с ограничением вмешательства государства в экономику, с децентрализацией управления. Она также хорошо согласуется с плюрализмом в обществе, с разделением властей, обосновывает высокую роль суда. В ней заложен очевидный демократический, антитоталитарный импульс. Вместе с тем, если не найти разумных пределов плюрализма и децентрализации, общество может быть дезорганизовано. [10, c.12]
Материалистическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XIX – XX веке. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.
Основные идеи:
3)право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. [8, c.68]
Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.[8, c.71]
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
К общеправовым относятся такие принципы, как:
1)
справедливость (означает соответствие
между ролью лица в обществе
и его социально-правовым
2) юридическое равенство граждан перед законом и судом;
3) гуманизм (означает, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство);
4) демократизм (означает, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут защищать свои права);
5) единство прав и обязанностей (означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав); [8, c.72]
6) федерализм (характерен для тех правовых систем, которые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства – общефедеральная и региональная);
7) законность (означает систему требований общества и государства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно);
8)
сочетание убеждения и
Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.
Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в трудовом праве – принцип свободы труда и т.п. [8, c.73]
Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. [8, c.74]
Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких).
Согласно широкому смыслу функций права можно выделить:
-
экономическая (закрепляет
- политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и т.д.);
- воспитательная (оказывает специфическое педагогическое воздей-ствие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
-
коммуникативная (выступает
На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию, как правило, обеспечивают правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.д. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.
Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений – и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. [8, c.75]
Регулятивная
и охранительная функция находятся во
взаимодействии и дополняют друг друга
– каждая из них вносит вклад в упорядочение
социальных связей. [8, c.76]
60. Международно-правовая
ответственность
Под механизмом международно-правового регулирования понимается совокупность международно-правовых средств и методов воздействия на межгосударственные отношения. [2, c.111]
Основными элементами данного механизма является международно-правовое отношение и международно-правовая норма. Существенное значение для понимания механизма действия международно-правовых отношений имеют и юридические факты, под которыми понимаются события и действия субъектов, порождающие юридические последствия. Юридическими фактами являются и неправомерные действия. Они порождают отношения ответственности. [2, c.112]
Международно-правовая ответственность – это предусмотренная нормами международного права обязанность субъекта международного права возместить вред, причиненный им другому субъекту международного права, его юридическим и физическим лицам, а в случае серьезного нарушения международных обязательств – дополнительно претерпеть и другие неблагоприятные для себя последствия. Нормы международного права об ответственности являются в основном нормами международного обычного права. [5, c.353]
Ущерб, причиняемый международными правонарушениями, можно подразделить на две основные категории:
- материальный (всякого рода имущественные потери);
Нематериальные (начиная от разных форм ограничения государственного суверенитета и кончая ущербом, причиненным чести и достоинству государства). [2, c.112]
Государство
как субъект международного права
несет ответственность в
Формой осуществления ответственности является охранительные правоотношения. Поэтому можно сказать, что ответственность – это правоотношение, с одной стороны, возлагающее на правонарушителя обязанность прекратить противоправные действия, ликвидировать или компенсировать последствия правонарушения, а с другой – наделяющее пострадавшего субъекта правом требования совершения упомянутых акций. Правоотношение ответственности является вторичным и охранительным относительно первичного правоотношения. Возникает оно автоматически, независимо от воли сторон, в случае нарушения одной из них своих обязанностей в первичном правоотношении.
Выделяют
следующие функции
- правовосстановительная (репарационная) – заключается в предоставлении потерпевшему государству компенсацию за причиненный ему материальный или моральный ущерб;
- репрессивная (карательная) – призвана сдерживать потенциального правонарушителя и побудить его выполнить надлежащим образом свои обязанности;
- воспитательная – имеет целью повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств. [2, c.113]
Различают
юридические, процессуальные и фактические
основания международно-
Под юридическими основаниями понимаются международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами при международном правонарушении не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.
Юридическими
основаниями ответственности
Фактическим основанием ответственности являются международные правонарушения.
Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности. [2, c.114]
Международное правонарушение как фактическое основание международно-правовой ответственности – это деяние субъекта международного права, выражающееся в действии (либо бездействии), нарушающее международно-правовые обязательства и наносящее другому субъекту или группе субъектов международного права или всему международному сообществу в целом ущерб материального или нематериального характера.