Контрольняа работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:20, контрольная работа

Описание

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Содержание

Типы и формы государства
Типы государства: формационный и цивилизационный подходы
Формы государства: понятие и элементы
Форма государственного правления
Форма государственного устройства
политический режим: понятие, признаки, виды
Гражданское общество и правовое государство
Гражданское общество: понятие, признаки
Понятие правового государства
Отношение государства и права


Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

тема 10.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

     Особенности механизма правового государства  заключаются в следующем. Все  его структурные части, и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим  целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

     Таким образом, в правовом государстве  его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов  управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.

    2.3    отношение государства  и права

     Исторически государство и право (как система  исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно -- не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.

     В науке  широко известно классическое и достаточно обоснованное положение о том, что  «на определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня вдень акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, -- публичная власть, государство» (Ф. Энгельс).

     Таким образом, право вырастает из обычаев и экономической необходимости. Как заметил Ф. Энгельс, «люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобному тому, как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства». Право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный (императивный) регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и им подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.

     Есть  и другие теории, школы, концепции, объясняющие  так или иначе происхождение и сущность права, -- естественная, историческая, социологическая, нормативистская. Бесспорно, что на формирование права, помимо экономических причин, оказывают свое влияние также культурные, национальные, религиозные, этнические, геополитические и другие факторы.

     Н.А. Бердяев различал два типа учений об отношениях права и государства, Первый тип он называл государственным  позитивизмом, который видит в  государстве источник права (теория и практика самодержавия, абсолютизма). Противоположный тип признает абсолютность права и относительность государства: право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а трансцендентную природу личности. Не право нуждается в санкции государства, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве.

     Здесь выражен, с одной стороны, этатистский  подход к взаимосвязи государства  и права, который безраздельно господствовал  в советской политико-идеологической практике, а с другой -- естественно-правовой, который основывается на признании прав человека как изначальной и непреложной ценности.

     Идея  правового государства предполагает связанность власти правом, законами, которые она обязана уважать  и соблюдать. Согласно этой идее право -- не просто «спутник» государства или его «приложение», «придаток»; в нетоталитарной системе оно способно играть существенную ограничительную роль. Это один из фундаментальных принципов всякого демократического общества, гарантия от авторитаризма и произвола. Однако конкретные формы проявления этого принципа могут быть различными.

     В современной  литературе указывается на три возможные  модели во взаимоотношениях государства  и права: 1) тоталитарная (государство  выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано им).

     Наиболее  рациональное решение вопроса может  быть найдено не на путях противопоставления государства и права, а на путях  их «взаимовыгодного сотрудничества», что при нормальном ходе вещей обычно и происходит. Словосочетания «государственное право» и «правовое государство» уже одним своим звучанием и смыслом подчеркивают неразрывную связь этих явлений. Е.Н. Трубецкой писал, что «само государство есть правовая организация». Отсюда следует, что государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Они взаимозависимы.

     Право выступает государственным регулятором  общественных отношений -- таков его  социальный статус. С другой стороны, деятельность государства носит  по преимуществу правовой характер. Поэтому был бы неуместен чисто риторический спор о том, что важнее и нужнее -- государство или право, ибо здесь заведомо нет никакой дилеммы. Представляется некорректным исходить из принципа, что первично и что вторично, или рассматривать их с позиций цели и средства.

     Важны и нужны оба эти института: один -- как организация силы, другой -- как форма выражения воли. В  их логической связке объективную ценность имеет не только право (о чем в  последнее время чаще всего говорят  и пишут), но и государство. Более того, на определенных этапах именно твердая государственность оказывается более всего необходимой.

     Между государством и правом могут быть противоречия, коллизии, расхождения (в  целях, методах, устремлениях), их отношения  не всегда складываются гладко. Помимо прочих причин это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно связанными, в то же время в некотором роде - «антиподы», их позиции не во всем совпадают. Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится «поставить ее на место», ввести в юридические рамки. «Право существует и развивается в известном противоборстве с государством... оно - мощный антитоталитарный фактор» (С.С. Алексеев).

     В свое время концепция правового государства критиковалась у нас за то, что она поднимала право над государством, проповедовала «господство», «примат», «первенство» права. Считалось, что право не может на равных конкурировать с властью, так как выступает ее инструментом, средством, орудием и т.д. Особенно когда речь шла о «диктатуре пролетариата», которая представляла собой «ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на силу опирающуюся власть» (В.И. Ленин).

     В этих условиях праву не придавалось сколько-нибудь самостоятельного значения, его всячески принижали, отодвигали на второй план. В лучшем случае в нем видели политико-идеологическую силу, орудие в руках господствующего класса. На этой почве укоренился и расцвел правовой нигилизм.

     Лишь  в середине 80-х гг. минувшего столетия с выдвижением идеи правового  государства и признанием таких  его принципов, как верховенство закона, уважение к праву, положение  стало меняться. Но скорее в теории, а не на практике. В праве начали усматривать не только один из рычагов политики, но и общепризнанную историческую, социальную и культурную ценность.

     Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.

     Единство, как уже показано, выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

     О родственности  указанных понятий говорит и  то, что они традиционно изучаются  одной наукой -- общей теорией  государства и права. Ведь государственное  и правовое развитие -- единый процесс. Поэтому его искусственный разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни.

     Сказанное не означает, что все, свойственное государству, свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. Именно поэтому познание сущности государства и права предполагает необходимость выявления как их общих, так и специфических черт.

     Различия  вытекают уже из определений этих понятий, их онтологического статуса  и общественной природы. Если государство  есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право -- система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право -- волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.

     Взаимодействие  государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства  на право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности».

     Разумеется, первопричины права лежат не в государстве как таковом, а в социальной необходимости, общественных потребностях. Но после того как эти потребности осознаются государством, оно переводит их на язык законов, юридических норм, т.е. создает, учреждает право. Правотворчество -- исключительная прерогатива государства. При этом имеется в виду как аутентичное (авторское) правотворчество, так и делегированное.

     Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.

     Это значит, что процесс формирования права может идти как сверху вниз, так и снизу вверх, вырастая из народных корней, обычаев, традиций, индивидуальной саморегуляции, и государству остается лишь согласиться с этим, закрепить сложившиеся правила в законах. Словом, власть не является единственной правотворящей силой. В известном смысле право создается всем обществом.

     Но  в конечном счете право исходит  все же от государства как официального представителя общества. Так что  без его ведома или вопреки  его воле «свое» право никто создавать  не может. В противном случае нельзя говорить о суверенности власти. Разумеется, если под правом наряду с юридическими нормами также понимать естественные и неотчуждаемые права человека, то источником его, конечно, будет уже не только государство.

     Однако  и прирожденные, естественные права личности государство обязано признавать/уважать, защищать, способствовать их осуществлению. Правовое государство потому и называется правовым, что оно действует на основе и в соответствии с этими правами. Правоохранительная и правообеспечительная его миссия неоспорима.

     Не  менее существенно и многообразно обратное влияние права на государство. Право прежде всего легализует и  конституирует государственную  деятельность, определяет ее общие  границы (пределы), дозволенность или  недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.

     С помощью  права закрепляются внутренняя организация  государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности.

     Посредством права осуществляются задачи и функции  государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.

     Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многосторонние диалектические взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических преобразований, в том числе в государственно-правовой сфере. Без такого учета вряд ли можно построить полноценное гражданское общество, обеспечить в нем стабильность, порядок, законность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольняа работа по "Политологии"