Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:13, реферат
Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых:
"власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "партийная власть" и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику, все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.
1. Понятие «власть»
2. Общество и власть.
3. Структура политической власти
4. Виды “власти”
5. Вывод
6. Список литературы
Казалось бы, все ясно: субъект - это те, кто властвует, а объект — те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагают власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредованно, через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом — это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).
Суть представительной
демократии хорошо выражена в
"Декларации независимости США"
Да, народ в
демократическом обществе есть субъект
власти (это обстоятельство подчеркивается
в конституциях всех демократических
стран), но он одновременно и объект власти,
поскольку, передав по доброй воле ("согласие
управляемых") выполнение властных
функций соответствующим властным структурам,
народ, общество в целом берут на себя
обязанность подчиняться избранной им
политической власти.
Разумеется, в обществах
с недемократическими политическими
режимами (например, тоталитаризм и
др.) о понятии "народ" можно
говорить только как об объекте политической
власти. По крайней мере, такова реальная
ситуация, хотя видимость может быть
и иной.
Субъект и объект
политической власти — это
два важных ее компонента, но
в ее структуре есть еще
одно слагаемое — ресурсы
4.
Виды “власти”
Особенности различных
элементов власти—субъекта,
Одной из наиболее
содержательных классификаций
Экономическая власть—это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.
Социальная власть
— это распределение положения
социальной структуре,
Политическая власть — всякая организованная воля - одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.
Политическая власть характеризуется рядом признаков:
1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;
2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;
3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит— обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона); |
4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);
5) многообразием
ресурсов. Воспроизводству отношений
политической власти способствуют нормы
и правила, регламентирующие этот тип
отношений, во-первых, нормы, определяющие
статус главы государства, политической
элиты государственных учреждений. В любом
обществе четко фиксируется исключительное
право определенных органов и лиц, занимающих
соответствующие должности, принимать
политические решения, т. е. управлять
страной. Такие нормы, фактически устанавливающие
политическую иерархию в стране, могут
быть зафиксированы обычаем, записаны
в законодательных актах, прежде всего
в Конституции государства.
Во-вторых, нормы, определяющие
порядок формирования политической
элиты. Они подвижны и меняются по
мере развития общества. Так, в феодальном
обществе вхождение в политическую
элиту было предопределено принадлежностью
к знатному роду. В Великобритании этот
принцип сохраняется при формировании
высшей палаты-парламента. В основном
же в современных демократических странах
нормой становится конкурентная борьба
на выборах.
В-третьих, нормы,
определяющие права и
Нормы создаются
обоими участникам и властного
взаимодействия, хотя вид закона
и» придают государственные
Политическая
элита, конечно, может
Духовно-информационная
власть —это власть над людьми, осуществляемая
с помощью научных знаний и информации.
В современном обществе без опоры на знания
власть не может быть эффективной. Знания
используются как для подготовки правительственных
решений, так и для непосредственного
воздействия на сознание людей для обеспечения
их лояльности и поддержки правительства.
Такое воздействие осуществляется через
различные образовательные и просветительские
учреждения, а также через средства массовой
информации. Информационная власть может
служить разным целям: не только распространению
объективных сведений о деятельности
правительства, положении общества, но
к манипулированию, основанному на специальных
методах обмана, на управлении сознанием
и поведением людей вопреки их интересам,
а нередко и воле.
В зависимости
от субъектов власть делится
на партийную, профсоюзную,
По широте распространения
выделяются мега уровень- международные
организации (ООН, НАТО); макроуровень-центральные
органы государства; мезо уровень - подчиненные
центру организации (областные, районные)
и микроуровень - власть в первичных организациях
и малых группах.
Есть классификация
власти по функциям ее органов:
законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авторитарная и т. п. власти.
Различные общественные
власти находятся в сложном
взаимодействии. Многие политологи
важнейшей считают
Политическая
власть, испытывая сильное воздействие
со стороны власти
В определенных условиях
доминирующее влияние я» общество может
оказывать власть информационная (например,
в период избирательных компаний)
Слияние политической,
экономической, социальной и духовно-информационной
властей при командной роли политики наблюдается
в тоталитарных государствах. Демократический
строй предполагает разделение властей,
а также сфер влияния внутри этих властей.
Власть в нормальном
цивилизованном обществе должна обладать
легитимностыо. Это понятие возникло в
начале XIX в. и обозначало политическое
движение во Франции, ставившее своей
целью восстановить власть короля как
единственно законную в отличие от власти
узурпатора Наполеона.
Легитимная власть
характеризуется обычно как
Сам термин
«легитимность» переводят с
Известный немецкий
социолог М. Вебер выделил три
способа достижения
Традиционная
легитимность. Она возникает благодаря
обычаям, привычке
наследственного монарх,
подкрепляющего авторитет
государства многовековыми
традициями почитания власти.
Легальная или
рационально-правовая
В системах подобного
вида власть политической элиты легитимируется
«царством закона. Для обоснования
своей власти элита обращается к
действующему законодательству (Конституции).
Харизматическая
легитимность, она основана на
вере в исключительные качества руководителя,
которыми он наделен Богом, т. е. вера в
его харизму поэтому он иногда даже обожествляется,
создается культ его личности. Харизматическая
власть является относительно нестабильной
по сравнению её традиционной и легальной.
Харизма тесно связана с качествами личности,
в то время как традиция и закон являются
фактами общественной жизни. Харизматический
способ легитимации часто используется
в периоды революционны перемен, когда
новая власть для признания населением
не может опереться на авторитет традиций
или же демократически выраженную волю
большинства. В этом случае сознательно
культивируется величие самой личности
вождя, авторитет которого освящает институты
власти, способствует их признанию и принятию
населением. Харизматическая легитимность
базируется на эмоциональном, личностном
отношении вождя и массы.
Легитимность
власти не ограничивается
Во второй половине
.XX в. многие молодые государства
в попытках получить признание
и поддержку населения