Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:31, курс лекций
Политология – новое название политической науки, утвердившееся в 60-е – 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства – краткость и понятность. В становлении всего обширного комплекса знаний о политике выделяются три последовательно опосредующие друг друга системы или уровни интеллектуального освоения политической практики.
Лекция первая, вторая
ПОЛИТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Лекция третья, четвертая
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Лекция пятая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Лекция шестая
ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
Лекция седьмая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Лекция восьмая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Лекция девятая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Лекция десятая
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Лекция одиннадцатая
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Лекция двенадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ
Лекция тринадцатая
АВТОРИТАРНЫЕ И ТОТАЛИТАРНЫЕ ПОЛИТСИСТЕМЫ
Лекция четырнадцатая
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Лекция пятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Лекция шестнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Лекция семнадцатая, восемнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Лекция девятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
Лекция двадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Лекция двадцать первая
ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекция двадцать вторая
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Лекция двадцать третья
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
е) сравнительная политология стала использовать понятие “система” в качестве макроединицы в сопоставительном анализе.
VI. Хотя в значительной степени и условно, в многообразии политических учений формировавшейся западной политологии можно было выделить два основных направления, воплощавших две давние научные традиции. Представители одного из них – рационалистического или, иначе, сциентистского (научного), - верят в безграничные возможности человеческого разума и имеющиеся в распоряжении ученого средства познания, в связи с чем постоянно стремятся создать общую теорию политики. На их взгляд, политология ничем не отличается от естественных наук. Она, как и фундаментальные науки, имеет дело с законами, действие которых в принципе может быть вычислено и предсказано. Представители другого направления, которое обычно называют эмпирическим, скептически оценивают возможность открытия общих законов политических процессов и построения единой научной системы теоретических знаний, адекватной реальной политической действительности. Они считают, что в сфере политики всегда присутствуют некие неизвестные, не поддающиеся учету факты и факторы, которые способны дезавуировать самую идеальную теоретическую схему. Поэтому задача политологии состоит не в предсказаниях чего-то еще не существующего, а в том, чтобы добросовестно исследовать прошлый опыт, давать как можно более адекватное описание имеющейся действительности, опираясь на которое каждый профессиональный политик будет делать собственные выводы о завтрашнем дне, руководствуясь при этом не только знаниями, но и интуицией.
Многие ученые стали разграничивать понимание политологии в широком и более узком смысле слова. В первом случае эта наука предстает как вся система научного знания о политике, совокупность всех политических дисциплин, включая политическую философию, политическую социологию, политическую антропологию, теорию государства и права, геополитику, политическую психологию. Во втором случае речь идет о политологии как одной из политических наук, создающей теорию политики, политических явлений, отношений и процессов, а также изучающей универсальные формы проявления политики в различных условиях разных стран и народов. Политология в последнем случае предстает как наука об общих принципах и закономерностях политической жизни общества и их специфическом проявлении, о путях, формах и методах их реализации в деятельности субъектов политики.
В мировой традиции политического
знания обычно принято различать
политологию как таковую (англ. political science) и политические науки (англ.
policy science). В англо-американском “Словаре
политического анализа” под политологией
понимается систематизированное изучение
политики в целом и, более узко, государственного
управления. В исследовательском плане
развитие политологии шло от внимания
к формальным институтам (в основном к
государству) и правовым отношениям в
направлении научного интереса к поведению
людей и их групп в политике, политическим
процессам и системам, неформальным отношениям.
Содержание основных разделов политологии
в качестве комплексной научной и учебной
дисциплины обычно составляют: 1) политическая теория; 2) сравнительный
анализ политических феноменов; 3) поведение
в сфере политики; 4) властные отношения;
5) государственно-
VII. К началу XXI века политическая наука представляет собой быстро изменяющуюся область знания, успешно преодолевающую те барьеры, которые ранее разграничивали ее конкретные разделы. Это стало придавать политологии отчетливо междисциплинарный характер. Подобный порядок вещей стал складываться в ходе “новой революции” в политической науке, о наступлении которой еще в 1969 г. объявил Дэвид Истон (род. 1917). С его точки зрения, в процессе придания политологии нового качества необходимо было не только преодолеть некоторые негативные стороны бихевиоризма (увлечение созданием “чистой науки”, недооценка практической составляющей политических знаний, увлечение абстрактным анализом, недостаточное внимание к проблемам морали), но и переориентировать политическую науку на решение новых задач. Истон имел в виду следующие из них: а) исследование проблем общего кризиса человеческой цивилизации и перехода в постиндустриальную фазу развития; б) преодоление эмпирического консерватизма, традиционно свойственного политической науке; в) введение в теорию политологии рассуждений, связанных с влиянием морально-этических ценностей на поведение “человека политического”; г) включение в предметное поле политической науки нетрадиционных субъектов политики (новые социальные движения, транснациональные объединения, маргинальные структуры), появление которых требует выработки новых политических процедур.
Необходимость такой “новой революции” в политической науке может быть обоснована и аргументами другого рода: 1) постиндустриальная модернизация современного мира продемонстрировала недостаточность аналитических методов политологической классики, основанных на интересах, и необходимость обращения к ценностям и их роли в социально-политических преобразованиях; 2) в условиях транзитных, переходных отношений (от индустриализма к информационному обществу) возрастающая угроза общественной дестабилизации и распада социальных связей выдвигала на передний план не представительские, идущие от гражданского общества, функции политики, а интеграционистские, идущие от государства как инструмента противостояния социальному хаосу; 3) довлеющая в западной политологии концепция общества как совокупности “разумных эгоистов”, вступающих в отношения взаимовыгодного обмена, все чаще наталкивалась на приоритеты, носящие коллективистский характер и не сводимые к понятию индивидуализма.
Неспособность сложившейся в западной науке политической теории отражать подобные “коллективные сущности” свидетельствовала об ее известной ограниченности. Многими обществоведами мира все настойчивее ставится вопрос о том, что сложившаяся западная политическая теория отражает не столько универсалии мира политического, сколько социально-цивилизационную специфику евро-атлантического региона, в связи с чем главной задачей современной политологии становилось освоение уже не регионально-европейского или американского, а действительно всемирно-исторического опыта политического развития человечества. В решение этих задач активно включилась российская политология. В 1990 г. ее вновь вводят в число изучаемых в российских вузах дисциплин. Развитие политологии в Российской Федерации условно можно разделить на три периода: 1991-1994 гг. – период ученичества и освоения основных достижений западной политической науки; 1995 – 1998 гг. – завершение формирования вокруг журналов «Полис», «Свободная мысль», «Социально-политический журнал», «Диалог» сообществ отечественных политологов, исповедующих широкий спектр идей и придерживающихся различных методологий. В этот и последующий период появляются теоретические работы российских авторов, по кругу и глубине рассматриваемых вопросов выходящих на уровень мировой политической науки и даже открывающих в ней новые пути исследования и предлагающие оригинальные концепции и теории.
VIII. Политология как самостоятельная наука имеет свой объект и специфический предмет познания. Объектом политологии являются вся сфера политических отношений в обществе, то есть совокупность всех объектов политической деятельности, в первую очередь государства. Важным предметом политологии является такое многоплановое общественное явление, как политическая власть. Известный американский политолог Гарольд Лассуэлл (1902-1978) даже утверждал, что “когда мы говорим о науке в области политики, то имеем в виду науку о власти”. К числу первоочередных занятий политологии относятся также разработке теории и методов политической деятельности, конкретные исследования политических институтов, анализа ситуаций, субъектов и объектов политики.
Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования. Наиболее общие закономерности касаются становления, развития и смены политических систем, категориального аппарата, наиболее существенных и устойчивых тенденций в проявлениях и использовании политической власти. В зависимости от сферы проявления, устанавливаемые политической наукой закономерности можно разделить на четыре группы:
- политико-экономические закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, концепций, теорий, выясняющих соотношение между политикой и экономикой;
- социально-политические закономерности, обусловливающие функционирование политической власти. Главное в обеспечении ею стабильности общества – учет интересов и потребностей различных элементов его социальной структуры, нахождение путей гармонизации этих интересов, уничтожение или смягчение антагонизмов, конфликтных ситуаций, кризисных явлений.
- закономерности функционирования и развития политического процесса: а) приоритет общечеловеческого над классовым и партийным в политике; б) верховенство закона для всех членов общества, в) разделение властей; г) гласность в деятельности государства и общественных организаций; д) политический плюрализм и т.д.;
- политико-психологические закономерности отражают отношения между личностью и властью и вбирают в себя процессы политической социализации личности, формирования политических чувств, настроений, ценностных ориентаций, путей влияния на избирателей, формирования политических лидеров, завоевания и удержания ими власти и т.д.
IX. При изучении политических явлений и процессов политическая наука использует различные методы исследования, характерные для всех социальных наук. Но есть такие методы, которые в совокупности с другими превращают политологию в самостоятельную научную дисциплину. Это, прежде всего, системный метод, бихевиористский подход (особый способ анализа политических явлений через изучение поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей), количественные методы (статистические исследования политической активности; анкетные исследования и опросы; лабораторные эксперименты, особенно в сфере международных отношений), сравнительные методики.
В политическом анализе в настоящее время активно используются и такие новые методы, как кибернетический (анализ политики сквозь призму информационных потоков, построенных на принципе обратной связи, и сети целенаправленных коммуникативных действий и механизмов, обеспечивающих отношения управляющих и управляемых на всех уровнях взаимоотношений внутри общества и с внешней средой); 2) коммуникативный (раскрытие свойств политики через изучение складывающихся в политическом пространстве способов общения людей); 3) политико-культурные (заложившие в основание исследования политики субъективные ориентации элитарных и массовых субъектов на политические объекты, которые в соответствии с ними видоизменяли формы своего поведения, характер деятельности политических институтов и других параметров функционирования власти) и др.
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН
Политика есть мощное бурение твердых пород, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Цель такой политики – достижение максимума разумно возможного.
Макс Вебер
I. Едва только древний человек обеспечил себе основы существования – огонь, еду, жилище, он создал еще две крупнейшие сферы собственной жизнедеятельности: искусство для самовыражения (начиная с наскальных рисунков) и политику для общения с себе подобными. Последняя возникает в связи с усложнением общественной жизни и необходимостью реализации таких коллективных интересов, которые не поддавались удовлетворению без вмешательства “третьей силы” в виде государства и его институтов публичной власти. Этимологически обозначая “то, что связано с государством”, политика, тем не менее, с самого начала возникает как многозначное общественное явление, отнюдь не сводимое только к государственной власти или даже к самому государству. Политика появляется как вид общественной деятельности, каждый политический факт является фактом социальным. Вместе с тем любые сколько-нибудь научно строгие определения политики неизменно так или иначе будут связаны с отношениями по поводу власти и государством. Известный британский политолог, автор популярных учебников Дэвид Хелд (род. в 1951) в самом общем виде характеризует политику как борьбу за организацию человеческих возможностей, как явление всеобщей взаимосвязи (внутренней и внешней) социальных групп, институтов и обществ, обусловленное всеми видами жизнедеятельности людей в их общественной и частной форме. По его мнению, политика находит свое выражение в сотрудничестве, переговорах и борьбе вокруг вопросов использования, производства и распределения ресурсов, поэтому “изучение политики является, прежде всего, освоением истории возможностей и возможностей истории”.
История представлений и развитие идей о политике отражают как перманентное усложнение реального политического мира, так и характер взаимоотношений человека и государства в каждое конкретное время. По историческим периодам это выглядело следующим образом:
- на первом, государствоцентричном этапе (примерно до XVI в.), подход к политике основывался на положении о государстве как носителе верховной власти над человеком. Оно складывалось для упорядочения и наилучшей организации социальной жизни, а для обоснования необходимости его существования привлекались либо мифологические и религиозные мысли о божественной воле, либо рассуждения об естественном порядке и рациональном характере государственной формы объединения населяющих данную территорию людей. Вся их политическая жизнь была включена в орбиту притяжения верховной власти, а политике присуща своего рода однополюсная направленность, главным в которой являлось подчинение человека государству;
- на втором этапе содержание политической жизни постепенно изменялось. Политика и правила политической игры окончательно были отделены от этических оснований. В политике стали видеть поле для поддержания согласия и выполнения некоего разумного общественного договора государства и гражданского общества, а также их представителей между собой. Одностороннее подчинение человека установленной свыше государственной воле уступало место взаимным обязательствам партнеров, когда гражданское общество в целом и его сословия добивались признания своего естественного права оказывать давление на государственный режим, а то и менять его. При этом государство все еще пользовалось безусловным главенством над гражданином;
- в ХХ веке наступает третий, социоцентристский этап в развитии воззрений на политику. На смену положениям о монополии единой верховной и суверенной государственной власти приходят идеи плюрализма, согласования интересов различных социальных групп, делящих между собой влияние на государство и общество. Со становлением в самых развитых странах демократических систем преобразуется и сама парадигма видения мира политики: в ней свершается переход от государственного моноцентризма к социальному полицентризму, от единого и неделимого суверенитета государя к участию во власти всех основных групп граждан. В формально-историческом плане это означало, что приоритет отдается обществу и составляющим его людям, а не государству;
- в последние десятилетия заметны признаки наступления нового, уже четвертого по счету, большого этапа в эволюции понимания политики, отражающего новейшие изменения в реальном содержании политической жизни постиндустриального человечества. Высокоразвитое сознание и информированность человека начала 3-го тысячелетия побуждают его к участию в различных формах самоуправления, которые нередко становятся транснациональными. Эти явления пока что присущи только развитым странам, но они свидетельствуют о возникновении новых подходов к осмыслению предназначения политики в меняющемся мире.