Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:51, лекция

Описание

§ 1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина
§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин
§ 3. Общечеловеческое и социальное в истории политических и правовых учений
§ 4. Содержание истории политических и правовых учений

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 39.03 Кб (Скачать документ)

Предпринимались попытки создать  политико-правовые учения, своим бесстрастием подобные математике, попытки, заведомо обреченные на неуспех. В истории возникало много различных идей, теорий, концепций, рассуждений о государстве, праве, политике, но распространялись и включались в историю политических и правовых учений лишь те из них, которые совпадали с интересами какой-либо социальной группы из-за новизны и остроты постановки и решения проблем государства, права, политики в связи с обоснованием соответствующего общественного идеала. [c. 9]

Политико-правовые доктрины, как отмечено, чаще всего  являются результатом индивидуального  творчества, но те из них, которые приобретают  общественное значение, имеют определенные социальные функции К функциям политико-правовых доктрин относится идеологическое самоопределение (самосознание) какой-либо социальной группы по проблемам права, государства, политики, а также влияние на массовое политическое и правовое сознание, на политику государства и развитие права

Самосознание класса (социальной группы) имеет разные уровни и формы выражения На теоретическом уровне такой формой являются учения, доктрины, представляющие собой преимущественно результаты творчества и достояние интеллигенции На обыденном, массовом уровне распространены отдельные идеи, оценки права и государства, призывы к их изменению или к сохранению, политико-правовые требования и лозунги. Оба уровня самосознания и формы их выражения тесно связаны – программная часть доктрины включает оценки государства и права и предъявляемые к ним требования, содержащиеся в общественном сознании, а обыденное сознание ищет и находит подтверждение своих идеалов в теоретической части доктрин.

Классовый характер политико-правовых доктрин часто скрыт, далеко не всегда очевиден Идеология потому и именуется  идеологией, что ориентирована на какой-то идеал, не всегда достижимый, но всегда привлекательный для общества или его значительной части Подавляющее  большинство политических мыслителей обосновывало свои доктрины, сообразно  обстоятельствам и духу своей  эпохи, ссылками на “историческую необходимость”, “справедливость”, “волю народа”, “общее благо”, “интересы отечества” и т. п. Многие из этих ссылок были искренни в той мере, в какой идеолог был убежден в истинности и обоснованности своей доктрины, в благодетельности результатов ее осуществления Но немало было недобросовестных апелляций к “всенародной воле” и “общему благу” Так, в период кризиса Римской республики, борьбы за власть честолюбцев, их партий и группировок (I в до н. э.), по словам очевидца и историка событий Саллюстия, “всякий, кто приводил государство в смятение, выступал под честным предлогом одни якобы охраняли права народа, другие поднимали как можно выше значение сената – и все, крича об общей пользе, сражались только за собственное влияние”. [c. 10]

Более всего связана с идеалами социально-политических групп и с конкретной исторической обстановкой программная часть  политико-правового учения Методологическая основа учения и его теоретическое  содержание являются более высокими слоями общественной идеологии, не во всех частях предопределяются социальными  интересами, более или менее самостоятельны по отношению к ним.

Наряду с классовыми интересами в политико-правовых доктринах нередко  находили выражение общечеловеческие ценности. В наиболее общем виде это идеи справедливости, общего блага, свободы и другие элементарные нормы  нравственности В ряде политико-правовых доктрин, выражавших интересы привилегированного меньшинства, эти идеи были грубо деформированы, терминологически включены в системы взглядов, направленных на оправдание и укрепление жестокой и несправедливой для большинства народа социально-политической реальности Возможность такой деформации зависела от абстрактности, чрезмерной общности понятий и норм, которые могли бить наполнены произвольным содержанием Для определения того, действительно ли в политико-правовой доктрине речь идет об общечеловеческих ценностях или же в ней лишь чисто формально используется соответствующая терминология, необходима конкретизация этих понятий и норм применительно к специфике права и государства.

Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, которые  содержат идеи равенства людей перед  законом, прав и свобод человека, достаточно конкретно раскрывают содержание этих прав и свобод и обосновывают необходимость  их гарантий С этими идеями тесно связана мысль о необходимости подчинения праву не только индивидов, но и самого государства

Воплощение общечеловеческих ценностей  в учениях о государстве более  всего связано с проблемой преодоления политического отчуждения.

Под политическим отчуждением понимается превращение государства, возникшего в результате человеческой деятельности, в нечто не зависимое от общества, чуждое обществу и господствующее над  ним. Политическое отчуждение имеет  различные формы и степени, вплоть до превращения относительной самостоятельности государства (при определенных состояниях общества) в самостоятельность абсолютную. [c. 11]

Проблема  политического отчуждения как таковая  теоретически была поставлена в трудах Руссо, Гегеля и других мыслителей. Но стремление практически преодолеть политическое отчуждение было свойственно  ряду передовых политических мыслителей еще на ранних этапах истории.

Это стремление имело разные формы  и степени выражения. В наиболее последовательном виде протест против политического отчуждения выражен  идеей отмирания государства, отпадения  надобности в политической власти, замены управления людьми управлением  вещами и производственными процессами. Идея общества без власти и подчинения не раз высказывалась на всех этапах истории политических и правовых учении. Она содержалась в древних  мифах и сказаниях, в произведениях  философов, в идеологии ряда религиозных  движений, в произведениях некоторых  социалистов Ее своеобразной модификацией являются анархизм, анархо-синдикализм  и идея “отмирания государства”, свойственная марксизму и некоторым другим теориям.

Значительно шире распространены демократические  теории подчинения государства народу. В этих теориях обосновываются различные  формы самоуправления, непосредственная и представительная демократия, выборность и ответственность должностных  лиц, широкое осуществление прав и свобод личности. Главное требование демократических теорий – подчинение государственной власти обществу, выработка  и осуществление политики непосредственно  народом и через зависимых  от народа должностных лиц. Демократические  теории возникли еще в Древнем  мире; особенное развитие они получили в Новое и Новейшее время.

Рядом с демократическими теориями и нередко в сочетании с  ними развивались идеи подчинения государства праву Суть этих идей состояла в том, что людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон. Политическое отчуждение в таких теориях преодолевалось лишь частично, поскольку государство оставалось внешней для общества силой, хотя и подчиненной закону. В процессе развития идей подчинения государства праву возникли либеральные теории, поставившие проблему прав человека, не зависящих от государственной власти, а также разработавшие систему гарантий, защищающих эти права и общество в целом от произвольных действий государства. [c. 12]

Идея  общественного порядка, основанного  более на законе, чем на распоряжениях  должностных лиц и решениях государственных  органов, тоже возникла еще в Древнем  мире. Проблемы прав человека и законности получили большое распространение  и приобрели качественно новое  содержание в период буржуазных революций, положивших начало замене сословного строя гражданским обществом, основанным на правовом равенстве людей. 

 

§ 4. Содержание истории политических и правовых учений 

 

История политических и правовых учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного  сознания, подчиненный определенным закономерностям.

Связь политических и правовых учений разных эпох обусловлена уже влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений  на последующее развитие политико-правовой идеологии. Такая связь (преемственность) особенно заметна в те эпохи и  периоды истории, в которые воспроизводятся  философия и иные формы сознания предыдущих эпох и решаются политико-правовые проблемы, в чем-то аналогичные тем, которые решались в предшествующие времена. Так, в Западной Европе разложение феодализма, борьба с католической церковью и феодальными монархиями вызвали широкое воспроизведение  в политико-правовых трактатах идеологов  буржуазии XVI–XVII вв. идей и методологии  античных авторов, не знавших христианства и обосновывавших республиканский  строй В борьбе против католической церкви и феодального неравенства использовались идеи первоначального христианства с его демократической организацией; в периоды революционных событий вспоминались демократические идеи античных авторов, республиканские доблести политических деятелей Древней Греции и Древнего Рима.

Ряд историков придавал таким влияниям решающее значение, пытался представить всю или почти всю историю политической мысли как чередование, круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний (“филиация идей”). Такой подход преувеличивает возможность чисто идеологических влияний, которые сами по себе неспособны породить новую идеологию, если нет социальных интересов, создающих почву для восприятия идей и их [c. 13]распространения. Важно и то, что сходные исторические условия могут порождать и порождают аналогичные и даже одинаковые идеи и теории без обязательных идейных связей и влияний. Не случаен и выбор каким-либо идеологом политико-правового учения, если оно берется за образец, поскольку каждая страна и каждая эпоха имеют несколько значительных политико-правовых теорий, и выбор одной из них (или идей нескольких теорий) опять же обусловлен в конечном счете социально-классовыми причинами. Наконец, влияние и воспроизведение далеко не одно и то же: доктрина, сложившаяся под влиянием других доктрин, чем-то отличается от них (иначе это та же самая доктрина, которая просто воспроизводится); новая теория соглашается с одними идеями, отвергает другие, вносит изменения в наличный запас представлений. В новых исторических условиях прежние идеи и термины могут приобретать совершенно другое содержание и толкование. Так, термин “естественное право” возник еще в Древнем мире; этим термином, например, пользовались софисты в рабовладельческой Греции V в. до н. э. В XVII в. возникла теория естественного права, выражавшая интересы буржуазии и народа, боровшихся против феодального строя. При сходстве терминологии суть доктрин противоположна по той причине, что если теоретики естественного права XVII–XVIII вв. требовали соответствия положительного права(т.е. законов государства) праву естественному (люди равны от природы и т.д.), то именно этого требования у большинства софистов не было.

История политических и правовых учений – это не чередование идей, воспроизведение  их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях развивающейся теории права и  государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов  различных классов и социальных групп.

Однако и попытки представить  содержание истории политических и  правовых учений как отражение классовых  противоречий и борьбы не привели  к созданию связной картины развития соответствующих доктрин от древности  до наших дней уже по той причине, что интересы различных классов, существовавших в истории, крайне разнообразны, несопоставимы. Неудачной оказалась и попытка разделить историю политических и правовых учений на две части, на домарксистский и марксистский периоды, из которых первый – рассматривался лишь как преддверие второго, содержал только отдельные “догадки” о государстве и праве, второй же – считался периодом [c. 14] развития единственно научного учения о государстве и праве. Помимо идеологических деформаций курса такой взгляд породил спорное представление об истории политических и правовых учений как о процессе накопления, развития, кумуляции знаний о политике, государстве и праве.

На всех своих этапах развития история  политических и правовых учений действительно  связана с прогрессом теории государства  и права и учения о политике. Прогрессом в развитии политико-правовой теории вообще является постановка какой-либо важной социальной проблемы, хотя бы сопряженная  с неверным ее решением, либо преодоление  старого, мертвящего теоретический  поиск мировоззрения, даже если оно  заменяется мировоззрением, основанным на ошибочной методологии.

Если попытаться представить историю  политических и правовых учений как  “кумулятивный процесс накопления и трансляции знаний”, то нельзя понять, какое место в такой истории  принадлежит иллюзорным, утопическим  доктринам и теориям, владевшим  умами миллионов людей целые  эпохи. Например, господствовавшая в XVII–XVIII вв. идея общественного договора о создании общества и государства в комплексе современных теоретических знаний заслуживает упоминания разве только в связи с критическим обзором различных устаревших идей о происхождении государства. Но в период борьбы против феодализма идея общественного договора как способ выражения сопричастности человека и народа к власти противостояла идее богоустановленности власти феодальных монархов. Обе эти идеи далеки от науки, нона основе каждой из них, толкуемой как основной методологический принцип, строились обширные теоретические концепции, притязающие на объяснение прошлого, истолкование настоящего и предвидение будущих судеб государства и права. Объяснение оказалось надуманным, истолкование – ошибочным, предвидение – ложным. Но это не значит, что в истории политико-правовой мысли смена теологического мировоззрения рационалистическим вообще не была прогрессивной.

История политических и правовых учений – не процесс постепенного познания государства и права, накопления и суммирования знаний, а борьба мировоззрений, каждое из которых стремится  найти опору в общественном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии. [c. 15]

Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное – не-истинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии.

Развитие этой идеологии ведет  к приросту знаний о государстве  и праве, но политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной, описательной наукой, прогностическая  функция которой очень сомнительна. Большую давность имеет спор о  политике –наука это или искусство.

Информация о работе Лекции по "Политологии"