Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:17, курс лекций
Исследование политических процессов, сущностных основ и категорий политики в современных условиях представляется как никогда актуальным. Политические процессы являются одним из оснований социальной реальности, а наличие политической культуры является важным условием формирования целостного мировоззрения человека вообще и специалиста в частности.
Политология как наука позволяет сформироваться у учащихся адекватному восприятию происходящих современных политических процессов в России и за рубежом. Важное место отведено геополитической роли России в новом столетии и тысячелетии. Особую значимость имеет исследование перспектив гражданского общества и правового государства в России.
Введение……………………………………………………………….…..4
Тема 1. Политология как наука: объект, предмет, методология исследований……………………………………………………….…...…5
Тема 2. Основные этапы развития политической мысли………….……7
Тема 3. Политическая власть……………………………………………..9
Тема 4. Политическая система общества……………………….………12
Тема 5. Политический режим…………………………………………...14
Тема 6. Демократия и гражданское общество…….……………………17
Тема 7. Государство как основополагающий политический институт……………………………………………………………….......20
Тема 8. Политическая элита…………….……………………………….23
Тема 9. Политическое лидерство…….………………………………….25
Тема 10. Политические партии и партийные системы….……………..27
Тема 11. Политические процессы и изменения…………………….…..29
Тема 12. Выборы и избирательный процесс…………………………....32
Тема 13. Политическая идеология………….…………………………...35
Тема 14. Мировая политическая система и международные отношения………………………………………………………………...38
Тема 15. Взаимодействие политической и экономической систем общества…………………………………………………………….…….40
Тема 16. Роль экономического фактора в становлении и легитимации политической власти………………………………...…………………...43
Тема 17. Экономическая политика……………………………………....46
Тема 18. Экономическая сфера гражданского общества……………....48
Тема 19. Бизнес и политика…………………….………………………..50
Тема 20. Политический маркетинг……………………………………...52
Политологическая периодика и интернет-сайты…………
7. Пуляев, В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант [Текст]: статья / В.Т. Пуляев // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №1. – С.56-77.
8. Шамхалов, Ф.И. «Лоббизм» во взаимодействии государства и бизнеса [Текст]: статья / Ф.И. Шамхалов // Российский экономич. журнал. – 1999. - №1. – С.60-88.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова роль собственности и предпринимательства в образовании и развитии экономической сферы гражданского общества?
2. Какие концепции развития экономической сферы гражданского общества вы знаете? Дайте анализ и назовите наиболее отвечающие вашим представлениям.
3. Назовите обстоятельства, которые способствуют развитию данной сферы в России, а также те, которые препятствуют этому процессу?
4. Почему экономическая сфера гражданского общества является необходимым фактором в развитии рыночной экономики?
5. Раскройте основные формы активности организаций экономической сферы гражданского общества.
6. Каковы основные цели функционирования организаций данной сферы?
7. Участвует ли государство в формировании экономической сферы гражданского общества?
Тема 19. Бизнес и политика (4 часа)
1. Политическое обеспечение бизнеса.
2. Бизнес как субъект политики.
3. Предпринимательство в структуре политической власти.
4. Инвестиции в политику.
Основные понятия и категории
Бизнес как субъект политики, властные структуры, встроенные «стабилизаторы», инвестиции в политику, политическая стабильность, политические факторы, оказывающие влияние на бизнес, политическое обеспечение бизнеса, предпринимательские структуры, школа общественного выбора.
Темы докладов и рефератов
1. Бизнес и власть на региональном и общегосударственном уровнях.
2. Особенности предпринимательского законодательства в России (политический аспект).
3. Бизнес в отражении экономического сознания средних слоев населения России.
Библиографический список
1. Бабаева, Л.В. Бизнес-элита России [Текст]: монография / Л.В. Бабаева, А.Е. Чирикова. – М.: Инфра-М, 1995. – 358 с.
2. Бойко, С.А. Новая Россия: реалии социально-экономического развития [Текст]: монография / С.А. Бойко. – М.: Меркурий, 1998. – 308 с.
3. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики [Текст]: статья / Дж. Бьюкинен // Вопросы экономики. – 1994. - № 6. – С.30-56.
4. Ваганова, Г.А. Политическое обеспечение бизнеса [Текст]: монография / Г.А. Ваганова и др. – М.: Вагриус, 1995. – 198 с.
5. Деляпин, М. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра [Текст]: монография / М. Деляпин. – М.: Изд-во АСТ, 1998. – 201 с.
6. Зудин, А.Ю. Россия: бизнес и политика [Текст]: статья / А.Ю. Зудин // Мировая экономика и междунар. отношения. – 1996. - №3-4. – С.20-35.
7. Кисовская, Н.К. Политическая активность предпринимателя в постсоветской России [Текст]: статья / Н.К. Кисовская // Мировая экономика и международ. отн-я. – 2000. - №2. – С.22-46.
8. Ковалев, В.А. Региональная власть и бизнес: проблемы взаимодействия [Текст]: статья / В.А. Ковалев, П.П. Кротов // Социс. – 2004. - №7. – С.48-61.
9. Лаптев, В.В. О предпринимательском законодательстве [Текст]: статья / В.В. Лаптев // Государство и право. – 1995. – №5. – С.68-79.
10. Петренко, В.Ф. Образ политической и экономической реформы в сознании россиян [Текст]: статья / В.Ф. Петренко, О.В. Митина // ОНС. – 1997. - №4. – С.80-93.
11. Сильвестров, С. Политика как бизнес [Текст]: статья / С. Сильвестров // Российский экономический журнал. – 1995. - №2. – С.58-79.
12. Чирикова, А.Е. Бизнес и политика: парадоксы российской ментальности [Текст]: статья / А.Е. Чирикова // Бизнес и политика. – 1997. - №11. – С.42-67.
13. Эскиндаров, М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике [Текст]: монография / М.А. Эскиндаров. – М.: АГРАФ, 1999. – 221 с.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие политические факторы оказывают влияние на предпринимательскую деятельность?
2. Раскройте содержание понятия «политическая стабильность».
3. Почему представители бизнеса часто входят в число крупных акционеров частных телевизионных каналов?
4. В чем особенности «вхождения в политику» российских предпринимателей?
5. Как представители школы Общественного выбора трактуют образование дефицита государственного бюджета?
6. На какие вопросы относительно взаимодействия экономики и политики пытаются дать ответы представители школы Общественного выбора?
Тема 20. Политический маркетинг (4 часа)
1. «Политический рынок» и «политический товар».
2. Понятие «политический маркетинг».
3. Основные функции и виды политического маркетинга.
4. Основные этапы политического маркетинга.
5. Роль рекламы в политическом маркетинге.
Основные понятия и категории
Избирательная кампания, имидж кандидата, имиджмейкер, маркетолог, политическая реклама, политический маркетинг, политический рынок, политические символы, предвыборная программа, пропаганда, рынок рекламных услуг, спичрайтер, средства политической рекламы, экономическая программа.
Темы докладов и рефератов
1. Политический маркетинг во Франции и в России – сходства и отличия.
2. Политические ПР-технологии и их влияние на экономическую ситуацию
3. Экономическое значение политической конкуренции.
Библиографический список
1. Гринберг, Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. Учеб. пособие для студентов Вузов [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Т.Э. Гринберг. – М.: Индрик, 2005. – 313 с.
2. Ковлер, А.И. Политический маркетинг во Франции [Текст]: статья / А.И. Ковлер // Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. – М.: Гарант, 1993. – 210 с.
3. Ковлер, А.И. Основы политического маркетинга [Текст]: монография / А.И. Ковлер. – М.: Мысль, 1993. – 301 с.
4. Коноплин, Ю.С. Маркетинговый анализ политического рынка и формирование имджа политического товара [Текст]: монография / Ю.С. Коноплин, В.В. Лобанов. – М.: Слово, 1995. – 222 с.
5. Кузнецова, Т. Семинар «Полития»: PR-овский и консалтинговый рынок [Текст]: статья / Т. Кузнецова // Власть. – 1999. – №9. – С.53-77.
6. Мисюров, Д.А. Политическая символика между идеологией и рекламой [Текст]: статья / Д.А. Мисюров // Полис. – 1999. - №1. – С.30-46.
7. Политологический словарь-справочник [Текст] / под ред. Г.В. Полуниной. – М.: Гардарики, 1997. – 890 с.
8. Пугачев, В.П. Информационная власть и демократия [Текст]: статья / В.П. Пугачев // ОНС. - 1999. - №4. – С.78-90.
9. Россия: партии, выборы, власть [Текст]: сборник авторов / колл. авторов. – М.: Мысль, 1996. – 340 с.
10. Скакунов, Э.И. Политическая конкуренция в России [Текст]: статья / Э.И. Скакунов // Социс. – 2000. - №5. – С.61-78.
11. Супрун, А.П. Политический маркетинг: новый взгляд на рейтинг [Текст]: статья / А.П. Супрун, Н.Г. Янова // Социс. – 2000. - №2. – С.22-45.
12. Устименко, С. Новости российского рынка избирательных технологий [Текст]: статья / С. Устименко // Власть. – 1999. - №8. – С.67-78.
Контрольные вопросы и задания
1. Приведите примеры стержневых политических лозунгов-девизов, используемых в избирательных кампаниях по выборам на пост президента США.
2. Сравните их с отечественной традицией?
3. Какова основная задача политической рекламы?
4. Дайте определение понятия «политический маркетинг».
5. Перечислите основные формы и средства политической рекламы.
6. Назовите основные этапы политического маркетинга.
7. Каковы основные виды политического маркетинга?
8. Назовите основные функции политического маркетинга.
9. Раскройте содержание основной цели политического маркетинга.
Политологическая периодика и интернет-сайты
Политические исследования (www.politstudies.ru)
Полития (www.politeia.ru)
Вестник МГУ Серия 12, Политическая наука
Власть.
Космополис (www.rami.ru/cosmopolis/)
Санкт-Петербургский политологический журнал (www.politjournal.spb.ru)
Pro 'et Contra (Издание Московского Центра Карнеги
www.carnegie.ru/библиотека)
Общая тетрадь (Издание Московской школы политических исследований -
www.msps.ru)
Политобоз - электронный журнал (www.soc.pu.ru/politoboz)
Политический маркетинг
Журнал о выборах (Издание Центральной избирательной комиссии РФ)
Мировая экономика и международные отношения (На сайте - politstudies.ru)
Россия в глобальной политике (Издание Совета по внешней и оборонной
политике - www.globalaffairs.ru)
Европа (Русскоязычное Издание Европейского Союза - www.eur.ru)
Русский журнал (www.russ.ru)
Смежная гуманитарная периодика
- Вестник МГУ Серия 18, Социология и политология
- Общественные науки и современность
- Социально-гуманитарные знания
- Социологические исследования
- Отечественные записки (www.strana-oz.ru)
- Со-Общение (www.soob.ru)
- Мониторинг общественного мнения
- Мировая экономика и международные отношения
Научное сообщество в сети
- auditorium.ru - Образовательный портал по социально-экономическим и гуманитарным наукам (политологические ссылки)
- politstudies.ru - сайт научного политологического сообщества и профильного журнала по политологии (партнерские ссылки)
- polit.spb.ru - Политология в России (партнерские ссылки)
- rapn.ru - Российская Ассоциация Политической Науки (партнерские ссылки)
- inion.ru - Институт научной информации по общественным наукам (ссылки на политологические ресурсы Интернет).
Экспертное сообщество в сети
- kreml.org - политическая экспертная сеть (ссылка на исследовательские центры)
- politcom.ru - сайт политических комментариев (партнерские ссылки)
- polit.ru - информационно-политический сайт (партнерские ссылки)
- gazeta.ru - информационно-политический сайт (Разд. «комментарии», партнерские ссылки)
- fep.ru - Фонд эффективной политики
- polity.ru - Фонд «Политика»
- cpt.ru - Центр политических технологий
- msps.ru - Московская школа политических исследований
- carnegie.ru - Московский центр Карнеги
- ifes.ru - Международный институт развития избирательных систем
- ancentr.ru - Центр политической конъюнктуры cpr.ru - Центр политических исследований
- indem.ru - Фонд «Индем» - Информатика для демократии
- image-contact.ru - Консалтинговая группа «Имидж-Контакт»
- nikkolom.ru - Консалтинговое агентство «Никколо М» .
- ndi.ru - Национальный демократический институт
- democracy.ru - общественно-политический сайт о проблемах развития демократии
- vybory.ru - Выборы в России.