Лекции по "Введение в политологию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 22:19, курс лекций

Описание

Основные понятия: политология, политическая наука, политическая сфера, цели и задачи политологии, круг изучаемых политологией проблем, функции политологии.

Цель: знать, что такое политология как наука о политике и что такое политика.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………………………………………...1

Лекция 1. Что изучает политология ………………………………………………………………………2

Лекция 2. Место политической науки в системе социальных и гуманитарных наук……………...2

Лекция 3. Государство и власть – основные компоненты мира политического …………………..4

Лекция 4. Типологизация политических режимов ……………………………………………………...5

Лекция 5.Типы и формы государства …………………………………………………………………….6

Лекция 6. Территориально-политическое устройство государства …………………………………7

Лекция 7. Структура и функции политических партий…………………………………………………8

Лекция 8. Выборы и избирательная система……………………………………………………………8

Лекция 9. Правовое государство и гражданское общество …………………………………………..9

Лекция 10. Политическая культура ……………………………………………………………………...10

Семинар 1. Право: мера свободы и ответственности личности……………………………………11

Семинар 2. Средства массовой информации и политика …………………………………………..13

Семинар 3. Условия возникновения государства …………………………………………………….14

Семинар 4. Политология после Второй мировой войны……………………………………………. 16

Работа состоит из  1 файл

Копия работа.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)
  1. Право как мера правового равенства.

     Логическим  развитием требования справедливости в праве является правовое равенство. Следует отметить, что в рабовладельческом и феодальном обществах эта идея не находила своего подтверждения, поскольку право, выражая и защищая интересы экономически господствующего меньшинства, закрепляло имущественное,  политическое и социальное неравенство различных классов и сословий. Например, из курса истории известно, что рабы, крепостные крестьяне были практически лишены каких бы то ни было прав. Однако с развитием капиталистических отношений идей формального равенства всех перед законом получала все больше распространение и являлась одним из основных лозунгов буржуазных революций ( хотя и в капиталистическом обществе трудно говорить о реально существующем правовом равенстве между буржуа и наемными рабочими).

  1. Право как мера социальной свободы.

     Право есть мера свободы личности в обществе. Этот тезис нашел свое отражение в трудах виднейших представителей мировой философской и правовой мысли.

     Профессор философии Иммануил Кант понимал право как «совокупность условий, при которых  произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Выдающийся русский философ В.С, Соловьев видел сущность права «в равновесии двух нравственных интересов – личной свободы и общего блага». «Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а, с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», - писал известный русский юрист Е.Н. Трубецкой.

Вывод

     Значение  права как регулятора общественных отношений очень велико и многообразно: с одной стороны, право наряду с другими социальными нормами является важным источником информации, способствует воспитанию человека, формированию его мировоззрения и общего культурного уровня; а с другой стороны, только правовые нормы, регулируя наиболее важные с точки зрения государства общественные отношения, обеспечиваются принудительной силой государства и осуществляют поддержание в обществе законности и правопорядка.

     Каждый  человек, обладая неотъемлемыми правами,  гарантируемыми государством, в тоже время должен в своей социальной деятельности руководствоваться и обязанностями, главной из которых является признание и уважение прав и свобод, достоинства других людей.  
 

Семинар 2. Средства массовой информации и политика.

Вводное слово

     В современной  политике могущественной силой с  каждым годом все больше и больше становятся средства массовой информации, умело использующие в своем обращении  к аудитории стереотипы существующей политической культуры и в то же время насаждающие новые идеи и нормы.

     Средства  массовой информации – это периодические  печатные издания, радио, телевидение, кинематограф, видео и в последние  годы интернет. СМИ являются одним  из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире, научного и культурного просветительства, образования и социализации, развлечений, рекламы. С помощь СМИ массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и воспроизводится. Средства массой информации так или иначе оказывают влияние почти на все сферы и институты современного общества, включая политику, образование, семью, религию. Они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире в целом, осуществляются через СМИ и с помощью их.

Эти обстоятельства приобретают  особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из основных инструментов политического процесса, что дает основание политологам называть СМИ четвертой, а иногда и главной ветвью власти. Вера во всемогущество телевидения и прессы настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует ведущие телеканалы и печатные издания, контролирует страну.

     Вот почему такие жаркие баталии разыгрываются  вокруг контроля над теле- и радиокомпаниями, наиболее читаемыми газетами и журналами, вот почему вопрос о переходе крупного пакета акций какой-либо телекомпании от одного акционера к другому становится главной политической новостью дня.

Основные  темы

  1. Место и роль СМИ в политике.

   Сила СМИ  состоит в том, что они прямо  обращаются к общественности, к каждому индивиду, минуя такие традиционные институты, как церковь, школа, семья, политические партии и организации. Эта их способность используется политиками и политическими партиями для мобилизации массовой поддержки, т.е. СМИ выступают активным субъектом политической жизни, и в таком своем качестве они действительно обладают мощными ресурсами политического влияния.

  1. СМИ - инструмент политического маркетинга.

С распространением телевидения  некоторые исследователи связывали  надежды на рост информированности и политической активности избирателей, усиление общественного контроля над политическим процессом, сокращение усилий, затрачиваемых партиями на ведение избирательных кампаний. Однако вопреки ожиданиям во всех демократических странах продолжительность и стоимость избирательных кампаний неуклонно возрастают. Дорогостоящие выступления политиков на радио и телевидении, политическая реклама стали важной составной частью любой избирательной кампании.  Характерно, что значительную часть расходов на проведение избирательных кампаний кандидатов ныне составляют расходы на средства массовой информации.

Заключение

     Средства массовой информации играют важную роль в обществе. Для того чтобы подчеркнуть это иногда средства массовой информации образно называют «четвертой властью». На сегодняшний день СМИ и общество оказывают влияние друг на друга. Независимые средства массовой информации – не более чем миф, иллюзия. Однако масса зависимых, в каждом конкретном случае, от разных сил, средств массовой информации в целом могут дать более иле менее объективную картину. 

Семинар 3. Условия возникновения государства.

Вводное слово

     Развитие  институциональной системы общества предполагает поэтапное возникновение  различных форм организации коллективной жизнедеятельности людей, основанных на ведущих традициях, нормах и ценностях, которые призваны консолидировать усилия людей для достижения общих целей. Так возникают семейно-брачные, культурно-духовные, экономические, политические социальные институты, институты здравоохранения, информации и коммуникации. Высшим типом и ведущей формой социального института является государство, включающее в себя в качестве элементов другие институты.

     Государство интегрирует людей на основе административно-правовых и силовых действия, устанавливает административно-территориальное деление, формирует идеологию и систему права, устанавливает принципы социальной стратификации, утверждает определенный тип и характер распределения власти между его политическими субъектами.

     Государство – основной носитель властных полномочий в обществе, которые оно реализует в отношении населения, проживающего на данной территории. Существуют различные концепции объясняющие его возникновение в исторической динамике развития человеческого сообщества.

Основные  темы

  1. Естественное происхождение государства – государство возникает как результат

взаимного влияния  природных и социальных факторов, в нем находят выражение принципы естественного распределения власти в природе.

  1. Патриархальная концепция происхождения государства – государство по своему

историческому происхождению  есть форма расширенной патриархальной власти, традиционной для первобытных  форм социальной организации, выступающей  выразителем общих интересов  и служащей всеобщему благу.

  1. Концепция общественного договора – государство выступает следствием договора,

консенсуса между  людьми по поводу условия и форм организации совместной жизнедеятельности.

  1. Концепция «покорения» - государство есть форма господства более сильных и лучше

организованных социальных групп над слабыми.

  1. Концепция классового происхождения – государство возникает из потребности

осуществления интересов  различных классов. Оно – продукт  и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство – форма организации политической власти в классовом обществе, машина для поддержания господства одного класса над другим.

  1. Концепция внеклассового происхождения – государство возникает под влиянием либо

угрозы извне, способствующей организации и консолидации общества, либо других государств, либо этно-социальных и географических факторов.

Заключение

     Различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, авторитарный, тоталитарный и демократический тип государств. Каждый из них имеет свою специфику  и занимает особое место в истории становления мировой цивилизации, отдельных наций и народов.

     Сущность  государства проявляется через  его признаки и функции. В государстве наличиствует публичная власть, т.е. система органов и учреждений, осуществляющих властные функции; имеет место монопольное право на принуждение население и взимание налогов с целью формирования бюджета страны; внешняя и внутренняя политика в государстве получает силу закона; наконец, государство охватывает своим влиянием  
 
 
 
 

Семинар 4. Политология после Второй мировой войны.

Вводное слово

     Послевоенные  десятилетия можно рассматривать  как новый этап в развитии политической науки. Уже в первые годы после  войны развернулся бурный процесс  сначала восстановления, а затем  и дальнейшего развития политических наук в европейских странах.

     Неуклонно расширяется круг охватываемых политической наукой проблем. В сферу интересов  политологов вошли политические системы и политический процесс, партии и группы интересов, политическое поведение и политическая культура, общественное мнение и роль средств массовой информации, политическое лидерство и элиты, политические идеологии, история политических учений, политическая философия. Значительное внимание, особенно в европейской политической науке, уделялось методологическим проблемам политологического исследования.

Основные  темы

Основные  события истории, стимулировавшие  развитие политологии.

     Заметным  событием в истории послевоенной политологии принято считать  международный коллоквиум по вопросам политической науки, организованный по инициативе ЮНЭСКО в Париже в 1948 г. На нем был разработан и принят специальный документ, в котором излагались и систематизировались основные положения политической науки. В 1949 г.  рамках ЮНЭСКО была создана Международная ассоциация политических наук, ежегодные конференции которой вносят существенный вклад в развитие политологических исследований.

     Также важным этапом стала официальная отмена в 1989г. руководящей роли КПСС в обществе, что соответственно предполагало и отмену научного коммунизма и других связанных с ним предметов в качестве обязательных для изучения в вузах дисциплин. За этим последовало официальное признание политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины.

Заключение

     В послевоенные десятилетия получили развитие те теории, идеи, концепции, которые были сформулированы в довоенный период. Это прежде всего теории групп интересов, концепция равенства политического влияния основных социальных групп, теории демократии, концепции элит и политического лидерства, конфликта и консенсуса. Начались широкомасштабные сравнительные исследования политических и партийно-политических систем.  

Информация о работе Лекции по "Введение в политологию"